Глава 2. Проблемы информатизации общества




 

Во второй половине ХХ века человечество осознало, что информация не менее, а даже более важный фактор социального развития, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Овладение нарастающими массивами и потоками информации с помощью новых специализированных технологий превратилось в широкомасштабный проект информатизации общества.

Информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизнедеятельности человека. Информатика как единство науки, техники и индустрии воздействует на общество, стимулируя процессы компьютеризации, интеллектуализации и т.д., что вызывает далеко не однозначные социальные последствия.

Понятие "информатизация общества" появилось в недрах департамента коммерции США в конце 50-х годов. Статистическая отчетность о деятельности американских предприятий показала, что число служащих впервые в истории превысило число производственных рабочих. Вслед за этим экономист Фриц Машлуп показал на "рост индустрии знаний", а гарвардский социолог Даниель Белл выпустил свою книгу, где объявил о наступлении "постиндустриального общества".

Около 10-ти лет назад произошло осознание процессов "информатизации общества" и в нашей стране. Сегодня мы говорим уже о том, что подобно тому как "индустриальное общество" пришло на смену "аграрному обществу", на смену ему идет "информационное общество". В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится изменение отношения людей к информации, которая уже сейчас является таким же стратегическим ресурсом общества, как материальные или энергетические ресурсы в "индустриальном" обществе. "Информационная" революция, как и предшествующие ей, сама по себе не решает стоящих перед обществом проблем. Снимая одни, она порождает другие.

Процессы, связанные с информатизацией в России, имеют своеобразную историю. Её первый этап проходил в условиях административно-командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Прежде всего, необходимо отметить, что в 70-е и 80-е годы процессы, повышавшие уровень информатизации, базировались в основном на производстве собственной вычислительной техники, которая по своим параметрам уступала зарубежным аналогам и была несовместима с импортной техникой. Идеологическое давление, монополия на информацию делали в то время невозможным развитие общедоступных банков данных и появление негосударственных источников информации. Внедрение информационных технологий диктовалось скорее идеологической, чем экономической заинтересованностью. В то время как на Западе информационные технологии в производстве и управлении приносили миллионные прибыли, в 1988 году в СССР срок окупаемости промышленных роботов и гибких производственных систем за счёт дополнительной прибыли составлял по Минавтопрому - 38 лет, по Минтяжмашу - 196 лет, а 600 внедрённых промышленных роботов имели годовой экономический эффект 0,2% затрат, то есть срок их окупаемости составил бы 500 лет.

В последние десятилетия существования СССР, когда в экономике усиливался кризис, делались попытки проведения информатизации "сверху". В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации. Однако общая невосприимчивость хозяйственной системы к техническому прогрессу сделала эти попытки малоэффективными. В годы перестройки была разрушена государственная монополия на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок информатизации нашей экономики. Этот новый этап информатизации экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего информатизация развивается "снизу". Практически все, что сделано в этой области в России в последнее время, достигнуто без прямого государственного вмешательства. Буквально за считанные годы коммерческие структуры обеспечили ввоз и распространение информационной техники, программного обеспечения. В нашей стране появился широкий круг потребителей современных вычислительных средств и средств коммуникации. Впечатляют достижения в области информатизации банковского дела, значительно увеличилось потребление информационных товаров бытового назначения. В то же время в условиях жесткой конкуренции с зарубежными фирмами сокращается производство собственной информационной техники.

Наиболее динамично развивается информатизация в сфере рыночной инфраструктуры: предприятия, осуществляющие посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты, равно как и рекламно-представительские услуги и аудиторскую деятельность, оснащены в основном новой современной информационной техникой. А вот применение такой техники в сфере материального производства в настоящее время достаточно проблематично. Нехватка средств на обновление основных фондов - общая болезнь находящейся в кризисном состоянии производственной сферы.

Ликвидация идеологического давления на общество, приватизация предприятий разрушили государственную монополию на информационные ресурсы. В связи с этим возросла доля активных информационных ресурсов, доступных для автоматизированного поиска, хранения и переработки на коммерческой основе. Хотя на сегодняшний день наиболее заметные результаты в информатизации в России достигнуты за счет деятельности негосударственных рыночных структур, дальнейший прогресс в этой области возможен лишь при государственной поддержке. Государственные программы в области информатизации предусматривают различные меры по ее поддержке - от прямого государственного финансирования конкретных проектов до регулирования с помощью налогов и других экономических методов. Мировой опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики и решения важных социальных проблем.

Сегодня первоочередная задача в области информатизации в России - сохранение национальных информационных ресурсов и создание условий для их нормального воспроизводства. Важная часть национальных информационных ресурсов - накопленная нацией информация различного назначения: достижения фундаментальных и прикладных наук, технологии, произведения литературы и искусства, которые, прежде всего, нуждаются в правовой защите. Другая часть информационных ресурсов - информация, которой располагают люди как носители определенных знаний, умений, навыков. Сохранение и воспроизводство такой личностной информации зависит от решения всего комплекса социально-экономических проблем, с которыми связана эмиграция, утечка умов из России.

Обе составные части национальных информационных ресурсов воспроизводятся прежде всего системой образования, которая в настоящее время испытывает серьезные трудности. По данным социологических исследований, наибольший урон высшая школа несет от "внутренней" эмиграции, перехода преподавателей, студентов, выпускников вузов в иные сферы деятельности, зачастую не связанные с их профессией, но более высокооплачиваемые.

Рост числа филиалов иностранных фирм в России и совместных предприятий делает возможным неуловимый экспорт информации, что в итоге может привести к "информационному колониализму", бесконтрольному использованию высококвалифицированных специалистов и их достижений. К сожалению, в области информатизации наша страна находится в положении "догоняющей". На данном этапе Россия выступает в основном как пассивный потребитель готовых информационных товаров и технологий. Представляется, что рассекречивание ряда военных разработок и передача их гражданским отраслям, а также использование положительного опыта промышленно развитых стран в области информатизации (например, создание технополисов) помогли бы нам найти пути выхода на мировой рынок информационных товаров, услуг и технологий.

Новые средства обработки данных привели к появлению множества способов ведения пропагандистской работы среди людей. Типичным примером являются манипуляции с результатами опросов общественного мнения. Опасность, что немногочисленные "эксперты", контролирующие информационные потоки, могут эксплуатировать менее образованную часть населения, становится реальностью. Те, кто не имеет доступа к информационным системам, будут находиться в менее выгодном положении уже к концу этого века. Распространение достоверной информации о жизни в других странах, доступность информации подрывает репутацию официальных идеологий.

Знание всегда дает власть тем, кто им владеет и умеет пользоваться. Увеличение объема и распространение информации среди огромной массы людей являются предвестниками изменений существующих структур власти. Информация практически реализует всю сложность и взаимозависимость жизненных процессов в человеческом обществе. Информатизация общества включает в себя представление в форме, доступной для передачи, обработки и хранения техническими средствами, всей социально значимой информации, возникающей в процессе деятельности общества. Информатизация - это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ всем членам общества к любой социально-значимой информации. В наше время право человека на информированность становится не просто нравственным идеалом, условием успешного развития, это фактор сохранения человеческой цивилизации. Различие в уровне информационного обеспечения сегодня становится одной из причин дисбаланса экономического развития передовых и слаборазвитых стран, порождает нестабильность в отношениях между странами. Информационная революция меняет глобальную экономику, преобразует национальную политику, заставляет пересматривать внешнеполитические цели государств и методы их достижения.

Таким образом, информатизация прямо воздействует на процессы изменения стратификационной системы общества, ее усложнение, все большую дифференциацию. Люди все больше и больше начинают отличаться друг от друга по уровню дохода, образования, отношению к власти, образу жизни, ценностным ориентациям, установкам, интересам и т.д. В обществе нарастает поляризация, создается определенное социальное напряжение, что ведет к росту преступности, различным психическим заболеваниям, суициду. Особенно четко эти тенденции просматриваются в современной России.

Грамотное управление народным хозяйством на любом уровне невозможно без полной систематизированной и оперативной информации о землях, природных ресурсах, населении, инженерной инфраструктуре регионов и о многом другом. Владеет обстановкой тот, кто владеет информацией. Многие регионы уже сейчас, без принуждения, выкраивают из скудного бюджета средства и заказывают информационные системы, создают базы и банки данных. Стихийный процесс информатизации без координирования работ привел к бессистемным методам и подходам, к многочисленному дублированию разработок. Это затрудняет создание единой телекоммуникационной и организационной инфраструктуры, необходимой для информатизации страны. Старания регионов наладить взамен разрушенных новые экономические связи привели уже к пониманию того, что это будет трудно сделать без единого информационного пространства. Сегодня практически не обеспечивается совместимость создаваемых на местах систем. Нужна экспертиза проектов, аттестация и сертификация информационных продуктов. Не разработан правовой и экономический механизм распространения того, что уже сделано. Регионы, изыскавшие средства и создавшие интересные для многих информационные продукты и системы, не могут сегодня вернуть средства за счет распространения продуктов в других регионах. Нет механизма интеграции финансовых и материальных ресурсов. Более того, изменился характер воздействия информатизации на человека: из ее субъекта он превратился в ее объект. Проникая во все сферы жизнедеятельности человека, информация активно воздействует на его психику, поведение и деятельность. Человек начинает жить как бы в двух мирах: реальном и ирреальном (компьютерном). Так, распространение персональных компьютеров, возможность использования ресурсов глобальных вычислительных сетей, с одной стороны, приводит к улучшению процессов адаптации к условиям современной жизни, более глубокому и полному самопознанию и активизации актуализации личности, а с другой стороны, в определенной степени негативно отражается на ряде физиологических функций организма, индивидуализирует характер человека, сужает его социум.

Информатизация активно влияет на все виды деятельности человека и особенно трудовую. Прежде всего она изменяет характер, содержание и условия труда, что, в свою очередь, требует более высокого уровня образования и квалификации.

По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Этот процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит ход информатизации.

Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.

Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.

Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в России.

К психологическим проблемам относится, в первую очередь, неготовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов.

Существует также психофизическая проблема, т.е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.

Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике "информационного" общества.

Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации.

Кадровые проблемы связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.

Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.

Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.

Научные проблемы обусловлены неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.

Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями:

Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.

Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.

Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.

Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере.

Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе Россия, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию.

Таким образом, информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: