СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




КУРСОВАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


 

Челябинск

 


  ОГЛАВЛЕНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................  
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ  
РАБОТЕ............................................................................................................  
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ........................  
3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ КР  
3.1 Анализ внешней и внутренней среды исследуемого объекта..............  
3.2 Выбор и обоснование актуальности проекта, анализ  
  возможности решения выбранной проблемы........................................  
3.3 Разработка проекта (изменений).............................................................  
3.4 Прочие аспекты.........................................................................................  
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И  
ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ(КР)..........................................................  
5 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КР…………………………………  
5.1 Общие требования.....................................................................................  
5.2 Требования к содержанию и оформлению структурных элементов  
  КР.............................................................................................................  
5.3 Оформление текста пояснительной записки..........................................  
5.4 Нумерация страниц пояснительной записки..........................................  
5.5 Иллюстрации.............................................................................................  
5.6 Таблицы......................................................................................................  
5.7 Формулы....................................................................................................  
5.8 Ссылки........................................................................................................  
5.9 Библиографический список.....................................................................  
5.10 Приложения.............................................................................................  
5.11 Особенности набора текстового материала КР.................................  
5.12 Требования к оформлению альбома иллюстраций..............................  
   
   
     
   
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     
   
   
     

ВВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие предназначено для упорядочения работы по подготовке и защите курсовой работы бакалавра (бакалаврской работы) по дисциплине «Стратегический менеджмент».

 

Защита курсовой работы бакалавра является одним из этапов успешного освоения дисциплины «Стратегический менеджмент».

 

Курсовая работа (КР) в соответствии с образовательной программой выполняется в виде бакалаврской работы и представляет собой самостоятельное, логически завершенное, прикладное исследование, которое должно показать степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности после завершения обучения в университете.

 

 


1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

Курсовая работа бакалавра представляет собой комплексное самостоятельное учебно-практическое исследование, в котором студент должен проявить навыки самостоятельных расчетов, анализа, интерпретации и обобщения управленческой информации; умение использовать научную литературу, электронные источники, базы данных; способность формулировать, грамотно и аргументированно излагать собственную точку зрения. Курсовая работа бакалавра должна иметь практическую направленность. Она, как правило, выполняется по материалам конкретных организаций (в т.ч. некоммерческих).

 

Бакалаврская работа состоит из пояснительной записки (текстового документа с приложениями) и иллюстрационных материалов (раздаточного материала, презентации в мультимедийной форме), предназначенных для улучшения восприятия доклада на защите бакалаврской работы. Объем основного текста пояснительной записки составляет не менее 30 листов формата А4 (шрифт Times New Roman 14 пт с полуторным межстрочным интервалом)

 

Объем приложений к пояснительной записке не ограничивается. Презентация должна отражать основные достижения проведенного исследования на 10–15 слайдах. Раздаточный материал полностью совпадает с презентацией.

 

При написании бакалаврской работы применяется научный стиль изложения материала, специальные и профессиональные термины. В тексте не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. Специальные и профессиональные термины необходимо употреблять в их точном значении и применительно к месту использования. Не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять страдательный залог (например, «разработан специальный подход к реше-нию...», «далее было выявлено…»).

 

Студент выполняет бакалаврскую работу самостоятельно и несет ответственность, как за качество, так и за сроки её выполнения. Авторская составляющая работы выявляется в ходе проверки пояснительной записки на плагиат. Проверка осуществляется студентом и утверждается руководителем.

 

Бакалаврская работа подлежит обязательному нормоконтролю, в ходе которого проверяется соответствие оформления и комплектации материалов требованиям стандартов ЮУрГУ.

 

Для оказания организационно-методической помощи и консультаций по содержанию работы для студентов выделяется отдельное время со стороны преподавателя.

 

Преподаватель помогает студенту в формулировке темы, консультирует по структуре и содержанию работы, контролирует ход подготовки КР.

 


Основными этапами подготовки бакалаврской работы являются:

 

1. Определение сферы интересов студента с учетом профиля.

 

2. Согласование с преподавателем общего видения работы и темы.

 

3. Разработка совместно с преподавателем плана выполнения бакалаврской работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы. Общие требования уровня готовности бакалаврской работы: до марта – не менее 25% пояснительной записки; до апреля – не менее 50% пояснительной записки; до мая – не менее 75% пояснительной записки; до середины мая – полная готовность пояснительной записки и альбома иллюстраций, включая их соответствие требованиям нормоконтроля; конец мая – защита КР.

4. Сбор материалов, изучение источников и литературы, написание отдельных глав и разделов.

 

5. Регулярные консультации по соответствию бакалаврской работы стандартам ЮУрГУ с нормоконтролером в течение срока написания работы.

 

6. Внутреннее утверждение пояснительной записки. Титульный лист

 

законченной пояснительной записки КР подписывается: автором-студентом, преподавателем.

 

 

7. Подготовка доклада и презентации.

8. Защита бакалаврской работы, которая проводится по расписанию семестра.

 


2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Тема курсовой работы должна быть направлена на решение практических или исследовательских актуальных задач по совершенствованию управления коммерческой (некоммерческой) организацией или подразделением в условиях глобальной экономики.

 

Тематика работы определяется кафедрой, рекомендациями УМО, ведущими специалистами организаций (предприятий). Студенты могут предложить собственную тему, если она соответствует специфике их производственной работы на предприятиях и профилю подготовки.

 

 

Общий принцип формирования темы КР – в названии должны быть отражены суть проекта изменений (соответствует направлению обучения – стратегический менеджмент), объект (компания или подразделение) и цель (соответствует задачам стратегического менеджмента. Пример формирования темы представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Правило формирования темы КР

Суть проекта Объект Цель  
       
Совершенствование системы в ООО с целью повышения  
конкурентоспособности компании на  
стратегического управления «Альфа»  
глобальном рынке  
     
Совершенствование системы ООО с целью повышения  
конкурентоспособности компании в  
управления продажами «Гавань»  
условиях глобальной экономики  
     
Разработка маркетинговой ООО ТД с целью повышения  
стратегии на основе ведущих конкурентоспособности компании в  
«Бовид»  
зарубежных практик условиях глобальной экономики  
   

 

Студент обязан знать точную формулировку темы своей КР, и без изменений воспроизвести ее на титульном листе КР, на титульном листе альбома иллюстраций к докладу.

 


3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ КР

 

3.1 Анализ внешней и внутренней среды исследуемого объекта

 

Содержание КР должно давать полное представление о сути выявленных и выбранных для рассмотрения проблем, о подходах и методах их решения, их эффективности. Детали каждой конкретной КР согласуются с руководителем индивидуально, однако логика разделения КР на главы должна соответствовать следующим условиям:

 

1. В первой главе на основе применения изученных в процессе обучения методов, подходов, инструментов проводится анализ факторов среды (внешней и внутренней) выбранного объекта (организации, подразделения) с целью выявления и систематизации существующих проблем.

 

2. Во второй главе обосновывается выбор и актуальность проекта (изменений), исследуются методы, инструменты, способы, а также практический опыт (подходы) решения обозначенной проблемы.

 

3. В третьей главе разрабатывается проект, позволяющий устранить или снизить влияние выбранной проблемы на объект исследования (предприятии, подразделении), проводится прогнозная оценка эффективности проекта.

 

Пояснительная записка бакалаврской работы должна содержать следующие элементы (рисунок 1):

 

- титульный лист;

- аннотация;

- оглавление;

- введение;

 

- основная часть (включает три главы);

- заключение;

 

- библиографический список;

 

- приложения (если имеются).

 

Титульный лист

 

Титульный лист – первая страница бакалаврской работы. Он служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

 

 

Аннотация

 

Аннотация представляет собой краткое описание цели работы, этапов и инструментов решения поставленных задач, основных полученных результатов и выводов, сведения об объеме работы, количестве разделов, рисунков, таблиц, приложений, количестве использованных литературных источников. Объем аннотации – 0,5 страницы текста. При написании

 

 


аннотации, как правило, используются безличные предложения в настоящем времени.

 

 

Рисунок 1 – Элементы курсовой работы

 

Введение

 

Во введении должна быть обоснована актуальность разрабатываемой темы, сформулированы цель работы, а также задачи (перечисляются укрупненно в соответствии с содержанием КР), решение которых необходимо для достижения поставленной цели, приведены используемые методы исследования, указаны объект и предмет исследования.

 

Объект исследования КР (как правило) – это подразделение, либо предприятие в целом, на котором реализуется предлагаемый проект (например, совершенствования какой-либо системы управления).

 

Предметом исследования КР (по направлению «Стратегический менеджмент») обычно являются организационно-экономические отношения, возникающие при разработке и реализации проекта (в соответствии с рассматриваемой темой).

Объем введения не должен превышать 3 страницы текста.

Основная часть

 

Краткая характеристика предприятия

 

Основная задача этапа – сформировать представление об объекте исследования. Может быть указана история создания компании, основные этапы развития, характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг, отраслевая принадлежность предприятия, а также другая информация, необходимая для понимания дальнейшего изложения материала

 


Анализ внешних факторов

 

Анализ внешних факторов помогает выработать решения (в том числе стратегические), обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей,

 

и определять заключенные во внешней среде угрозы и возможности. Анализ макросреды предлагается проводить в следующем порядке:

 

1. Определение целей анализа.

2. Выбор горизонта анализа (срок прогнозирования и анализа факторов).

3. Составление общего перечня факторов.

 

4. Обоснование значимости внешних факторов для отрасли и предприятия.

 

Основная задача при проведении данного анализа заключается в выявлении текущих и зарождающихся тенденций, в прогнозировании потенциальных направлений изменений, в оценке этих изменений с целью определения стратегических и организационных последствий. В качестве инструментов рекомендуется использовать STEEP-анализ (допускаются различные модификации: PEST, PESTEL, STEP и т.д.). После словесного описания содержания анализа результаты рекомендуется формализовать в табличную форму, пример варианта которой показан в таблице 2 (форма таблицы, диапазон баллов могут быть иными).

 

Таблица 2 – Вариант формы для STEEP- анализа

    Вероятность      
  Важность реализации Направленност    
  (весомость) фактора в ВЗВЕШЕННАЯ  
Наименование ь влияния  
фактора стратегической ОЦЕНКА  
факторов («+»/ «–»)  
(å весов=1) перспективе (А×В×С=D)  
  (С)  
  (А) (1-10 баллов)    
       
    (В)      
Социальные          
           
1.          
           
2.          
           
         
           
Технологические          
           
1.          
           
2.          
           
         
           

 

Далее для наглядности (и подготовки иллюстрационного материала) рекомендуется использовать графическую интерпретацию полученных результатов на основе профиля макросреды или других схем (например, диаграмма по удельным весам групп факторов). После применения

 


конкретного инструмента необходимо делать выводы (итоги). В частности, при формулировании вывода к STEEP-анализу необходимо перечислить выявленные ключевые возможности и угрозы (которые далее будут

 

использованы при проведении SWOT-анализа). Пример профиля представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Пример профиля макросреды

 

Дальнейший инструментарий анализа (конкретное наполнение по инструментарию) внешней среды (микросреды) согласуется с преподавателем. Так, при применении конкурентного подхода описывается и анализируется конкурентное окружение: определяется отрасль, проводится отраслевой анализ. При обоснованной ориентации на долгосрочное сотрудничество в нестабильной отрасли используется ресурсный подход – анализ стержневых компетенций предприятия во взаимосвязанных сферах:

 

- предприятие (организация), как цепь ценностей, компетенций и ресурсов;

 

- отрасль как группа фирм с аналогичными способностями, технологиями и продуктами;

 

- товарные рынки (анализ сегментации, конкуренции, барьеров входа и

т.п);

- ресурсные рынки;

- отрасли, родственные по компетенциям.

 

При выборе конкурентного подхода может использоваться модель 5-ти сил конкуренции М.Портера, матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) отраслевого позиционирования вашего предприятия и основных конкурентов.

 


При описании отрасли можно обратить внимание на следующие элементы:

- стадия жизненного цикла отрасли,

 

- реальный размер рынка (предложение и спрос),

- -потенциальный размер рынка (предложение и спрос),

- тенденции развития отрасли,

- уровень и структура отраслевых издержек,

- особенности системы сбыта продукции,

- среднеотраслевая прибыль,

 

- темп технологических изменений и продуктовых инноваций и т.д. При анализе отраслевой конкуренции (и обосновании выбора главных

 

конкурентов) может оказаться полезным анализ стратегических групп конкурентов. Методика картирования стратегических групп предполагает ряд этапов (этапы могут быть модифицированы):

 

1. Определение признаков, согласно которым различаются конкурентные позиции фирм. (Типичные переменные: уровень цены/качества, территориальный охват, степень вертикальной интеграции, широта ассортимента и т.д.)

 

2. Нанесение фирм отрасли на график, на котором в качестве переменных используется пара выделенных на первом этапе признаков.

 

3. Объединение фирм, которые попадают на одно и то же стратегическое пространство, в одну стратегическую группу.

 

4. Вычерчивание кругов вокруг каждой стратегической группы, причем диаметр круга пропорционален величине доли данной группы фирм в объеме доходов от продаж в целом по отрасли.

 

Пример стратегических групп приведен на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Пример иллюстрации стратегических групп

 

Независимо от выбранного инструментария рекомендуется использовать наглядные схемы для иллюстрации промежуточных итогов работы. Для

 


описания отрасли может быть использован профиль (наподобие профиля макросреды). При применении модели 5 сил М. Портера может быть получена схема, сообразна той, что приведена на рисунке 4 (при этом при описании каждой из сил могут применяться другие схемы и методы).

 

 

Рисунок 4 – Пример иллюстрации анализа 5 сил М.Портера

 


Каждый элемент применяемого инструмента, графической схемы должен поясняться в работе. Так, например, иллюстрация к БКГ-анализу должна обязательно поясняться в тексте исходными и расчетными (например, относительная доля рынка) данными.

 

В качестве вывода к анализу внешней среды могут быть приведены ключевые факторы успеха в отрасли (общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции), перечень ключевых возможностей и угроз, другие аспекты (различные оценочные суждения).

 

Таким образом, возможный (но не единственно верный) вариант наполнения данного раздела может выглядеть так:

 

1. Кратко описываются цели и задачи анализа внешних факторов.

 

2. PEST-анализ (кратко описываются цели и суть анализа, дается качественное описание факторов и их влияние, заполняется таблица, строится профиль макроокружения, делаются выводы по макросреде).

3. Анализ отрасли – дается описание ключевых характеристик, состояние

 

и динамика отрасли, проводится анализ по Модели 5 сил конкуренции М.Портера (кратко описываются цели и суть анализа, дается описание каждого элемента модели, приводится иллюстрация по результатам анализа, делаются выводы).

 

4. В рамках анализа конкуренции в отрасли приводится карта стратегических групп, матрица БКГ.

 

5. Выводы по разделу (ключевые факторы успеха в отрасли, перечень наиболее значимых возможностей и угроз).

 

Анализ ресурсов и внутренних факторов

 

Данный раздел необходимо начать с определения целей и инструментов анализа. Поскольку существует большое количество инструментов, а тематика КР может быть различна, то содержание раздела следует выбирать

 

с учетом темы КР и согласовывать с преподавателем. Однако (в качестве рекомендации) для структурирования анализа и рассуждений, можно выбирать один известных подходов к анализу внутренней среды, в рамках которого уже определяться с набором инструментов:

 

1. Анализ внутренний среды по организационным срезам (кадровый, организационный, финансовый, маркетинговый, производственный срез, анализ организационной культуры).

 

2. Ресурсный подход Роберта Гранта (анализ ресурсов по категориям, анализ организационных способностей, анализ конкурентных преимуществ с учетом результата анализа внешней среды).

 

3. Анализ по элементам (ресурсный анализ, проверка и анализ компетенций, анализ внутренней деятельности с использованием модели ценностной цепочки М. Портера или МакКинзи, сравнительный анализ, человеческие ресурсы и культура, финансовые ресурсы и результаты финансовой деятельности, продукты).

 


4. Модель анализа 12 компетенций организации (видение будущего и стратегия его достижения, производство продукта (оказание услуги), маркетинг, логистика и цепи поставок, продажи и сервис, человеческие ресурсы, информационные системы и технологии, управление финансами, управление активами, корпоративное управление, управление безопасностью, управление изменениями) и др.

 

Для наглядности подведения итогов качественного анализа внутренней среды можно использовать SNW-анализ (данный инструмент может быть использован и в качестве самостоятельного инструмента анализа, однако, как правило, для обоснования оценок того или иного отдельного элемента внутренней среды требуется специфический инструментарий).

 

Наполнение элементов SNW-анализа может быть разным (в зависимости от темы КР, выявленных проблем, выбранной методики анализа, специфики объекта исследования). При использовании данного инструмента нужно приводить в тексте все пояснения (в части используемой шкалы и базы сравнения). Например, шкала оценок по результативности может пониматься как соотношение одноименных фактических и нормативных (плановых) показателей (максимально – 100% выполнения) и оцениваться как средняя арифметическая по числу опрошенных экспертов. В качестве нормативов результативности управления предлагаются следующие:

 

– результативность отсутствует, либо нет данных об оценке показателя;

 

– результативность очень низкая (например, по показателю обеспеченности внешними ресурсами не превышает 10–15%);

 

– результативность низкая (например, по показателю оперативности обеспечивается лишь для 16–25% оценок);

 

– результативность средняя (например, по показателю инновационной восприимчивости обладают 26–50% персонала);

 

– результативность высокая (например, по показателям уникальности отличаются 51–75% компетенций и технологий предприятия);

 

– результативность очень высокая (76–100%).

 

Отрицательные оценки характеризуют соответствующую направленность действий персонала на изменения состояния подсистем: отрицательные результаты наблюдаются в 10–15% случаев.

 

Пример формы SNW-анализа с наполнением элементов показан на рисунке 5.

 

Выводы из SNW-анализа должны соответствовать выявленным проблемам. Главными из них считаются те, которые соответствуют теме проекта. Они должны быть сформулированы по наиболее значимым стратегическим разрывам, подкрепленным весомыми аргументами.

 


ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ, БАЛЛЫ

            -1 -2 -3 -4 -5
Высокие Средние Неопределенные   Низкие  

 

Подсистема «Ресурсы»

_________________1.1. Достаточность внешних ресурсов ________________

 

_________________1.2. Наличие внутренних резервов____________________

_________________1.3. Нематериальные активы_________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: