1. Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из произведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лёт.
«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придерживаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать наконец дверную ручку...
Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания. <...>
...Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 50).
Ответ:
Данный возраст характеризуется возникновением новых способностей у деток. Он начинает кризисом одного года и заканчивается одним из самых сложных возрастных периодов – кризисом 3-х лет. Ведущая деятельность раннего возраста не зря называется предметно-манипуляционной. Для того, чтобы деятельность ребенка была эффективной, он постоянно должен взаимодействовать с предметами, через них он развивается и повышает эффективность своей деятельности. Это очень хорошо показано в тексте, где говорится о том, что ребенок пытается открыть дверь постепенно подвигая стул, поднимаясь и спускаясь с него: «Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит». Ребенок постоянно совершает работу над своими действиями, совершенствует их для достижения результата.
|
Необходимо ответить, что ранний возраст – это этап формирования личности, когда ребенок стремится удовлетворять свои потребности самостоятельно. Как и в тексте, ребенок не просит помощи у взрослых, а сам упорно пытается открыть дверь.
К концу раннего возраста возникает новое новообразование – гордость за собственные достижения.
Надо снова отметить, что данный этап развития заканчивается кризисом трех лет, который очень схож и связан с данным этапом своим новообразованием.
Центральное новообразование кризиса 3-х лет – «Я сам», осознание себя как отдельного субъекта. Как мы можем заметить, данное новообразование полностью отражает суть особенности склада личности ребенка раннего возраста, который все пытается сделать самостоятельно, самостоятельно удовлетворить свои потребности.
|
2. Какие особенности психики ребенка раннего возраста, какие принципы взаимодействия ребенка и взрослого выявляются в приведенном примере? Как можно охарактеризовать уровень достижений ребенка в условиях отличающейся культуры?
«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плывущими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. На первый взгляд эта процессия выглядит либо как грубейшая разновидность демонстрации родительской власти, либо как особо возмутительная форма эксплуатации детского труда. Отец, мужчина пяти футов девяти-десяти дюймов, весящий сто пятьдесят фунтов, сидит в расслабленной позе. Каноэ — длинная и тяжелая лодка, выдолбленная из твердого ствола; неуклюжий аутригер затрудняет управление ею. И в конце этого длинного судна, вскарабкавшись своими худенькими ножками на его узкие план-ширы и напряженно балансируя, стоит коричневый малыш, мужественно сражаясь с шестифутовым рулевым шестом. Он так мал, что скорее напоминает малоприметный орнамент кормы, чем лоцмана неуклюже двигающегося судна. Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Но это не эксплуатация детского труда и не праздный парад родительского престижа. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы. Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение» (Мид М.Культура и мир детства. М., 1988. С. 181-182).
|
Ответ:
Особенности психики детей раннего возраста:
В данном возрасте происходит возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности. Действительно, ребенок старается выполнять данные им задания, он еще не до конца понимает важность и серьезность этой деятельности, но он старается все делать хорошо. Как в тексте: Дети, несмотря на то, что они такие маленькие и хиленькие, стараются управлять этим тяжелым видом транспорта и перевозить при этом своих родителей, имеющих не малый вес: «И в конце этого длинного судна, вскарабкавшись своими худенькими ножками на его узкие план-ширы и напряженно балансируя, стоит коричневый малыш, мужественно сражаясь с шестифутовым рулевым шестом. Он так мал, что скорее напоминает малоприметный орнамент кормы, чем лоцмана неуклюже двигающегося судна. Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши».
В данном возрасте дети познают предметный мир при помощи взрослых. Дети требуют самостоятельности, однако сами они не могут разобраться в правильности использования предметов. В данном случае они обращаются с просьбой о помощи к взрослым. Взрослый для ребенка – образец подражания, партнер по игре, человек, оценивающий знания и умения. Так и в тексте, детки учатся управлять каноэ, а взрослые всячески им помогают, наставляют, в случае успеха – хвалят.
Я считаю, что в данной культуре и в данной области такие детки достигают хороших успехов и хорошего уровня, так как с детства родители прививают им способности к труду в данной области. Да, пока у них это не несет какого-то продуктивного результата, они не в силах быстро и четко управлять каноэ. Однако, это очень повлияет на дальнейшее их обучение и способности в управлении данным видом транспорта.
Дайте психологическое обоснование данного отрывка. Выделите элементы структуры сюжетно-ролевой игры, описанной Л.Н. Толстым. Что вы можете сказать о разнице позиций детей-участников?
«Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
— Ну, во что? — сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве.— Давайте в Робинзона.
— Нет... скучно,— сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья,— вечно Робинзон! Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. Может быть, и то, что у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта состояла в представлении сцен из «Швейцарского Робинзона», которого мы читали незадолго пред этим.
— Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? — приставали к нему девочки.— Ты будешь Карл, или Эрнест, или отец — как хочешь? — говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.
— Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
— Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть,— сквозь слезы выговорила Любочка. Она была страшная плакса.
— Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры. Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним.
Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей,— и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 76-77).
Ответ:
В данном тексте представлена ситуация с участием детей дошкольного возраста, так как именно им присуща сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность. Дети создают воображаемые ситуации, моделируют отношения и деятельность взрослых. Как в данном тексте был предложен вариант игры – игра в Робинзона по мотивам сцен из «Швейцарского Робинзона».
В данном тексте представлены следующие элементы структуры сюжетно-ролевой игры: сюжет (по мотивам сцен из «Швейцарского Робинзона», «Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова…… Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил.»), роли («Ты будешь Карл, или Эрнест, или отец — как хочешь?»), игрушки (в данном случае предметы «с палкой на плече…. три стула были тройка лошадей » и т.д.).
Большинство детей хотело играть в игру – «Робинзон», однако единственный Володя не имел никакого желания, и согласился играть, проявляя снисхождение к девочкам: «Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу! Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия». Володя пытается проявлять свою возвышенность по отношению к остальным детям, тем самым показывая свою независимость и лидерство в выборе игр. В данном случае дети не поддержали его позиции, из-за чего ребенок начал проявлять пассивность в процессе игры, дабы привлечь к себе внимания и показать свою важность, посредством проявления якобы «усталости». Также он заметно важничал.
Надо отметить активную позицию девочек, которые стараются руководить процессом и сюжетом игры, предлагая варианты ролей Володе.