Принципы налогообложения




Введение

Налоги – одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и налогоплательщиков. Они являются важнейшим источником доходов бюджетной системы. Именно поэтому налоги напрямую связаны с деятельностью всего государства и зависят от уровня его развития на определенной исторической стадии. Уплата законно установленных налогов – основная конституционная обязанность налогоплательщиков.

Налогообложение можно рассматривать в узком и широком смысле. Налогообложение в узком смысле заключается в деятельности государства, которая осуществляется в двух направлениях. Налогообложение представляет собой процесс установления и введения государством (или муниципальным образованием) для определенной группы субъектов обязанности по уплате налогов и сборов. То есть это непосредственно само «обложение» налогом, «обязывание» к уплате определенных налоговых платежей. Государство определяет и законодательно закрепляет, когда, какие субъекты и в каком порядке будут обязаны уплатить ему определенные суммы, или, иначе, возлагает бремя уплаты налогов.

Налогообложение в широком смысле – это деятельность государства, прежде всего по взиманию налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Чтобы повысить эффективность налогообложения и уменьшить сокрытие среди налогоплательщиков доходов, каждый налогоплательщик должен быть уверен в справедливости и правильности взимания налогов. Для этого государство использует различные методы налогообложения.

 

 

Принципы налогообложения

Для начала необходимо рассмотреть принципы налогообложения, поскольку методы налогообложения есть не что иное как их реализация на практике. Щекин Д.М. отмечает, что принципы налогообложения – это закрепленные в праве, рационально обоснованные и проверенные многолетним опытом требования к налогу и налоговой системе в целом.

Первый принцип, это принцип законности. В основе этого принципа лежит воспроизведенная в п. 1 ст.3 НК РФ норма ст. 57 Конституции РФ, где получил закрепление конституционный принцип законодательного оформления публичных платежей. В силу этого все финансовые ресурсы государства, связанные с вмешательством в сферу частной собственности, подлежат обязательному законодательному оформлению. Законодательное определение налога важно, поскольку указание в законе признаков налога позволяет, применяя данные признаки к соответствующему платежу, определить налог это или нет. В случае, если платеж является налогом, но установлен не в соответствующем порядке, это позволяет считать такой платеж незаконным и не подлежащим взиманию.

Из принципа законности вытекает и требование определенности и непротиворечивости нормативных правовых актов. Из п. 6 ст. 3 НК РФ следует, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Пунктом 1. ст.3 НК РФ провозглашен принцип всеобщности и равенства налогообложения. Включение данного принципа в состав Налогового кодекса РФ означает необходимость соблюдения в налоговых правоотношениях положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой «все равны перед законом и судом». Соответственно, каждый член общества обязан нести бремя публичных расходов наравне с другими членами общества.

Принцип равенства налогового бремени определяется комплексом нормативных ограничений, содержащихся в п. 2 ст. 3 НК РФ, и означает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; российская система налогообложения не допускает применения дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.

С данным принципом тесно связан принцип обоснованности и соразмерности налогообложения. Налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, следовательно на законы субъектов РФ о налогах и сборах в полной мере распространяются положение ч. 3 ст.55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, т. е. пропорционально, соразмерно им. Несоразмерным должно быть признано налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав.

Принцип единства налоговой системы РФ обусловлен положениями ст. 8 Конституции РФ, провозглашающей единое экономическое пространство на всей территории РФ. Согласно принципу единства экономического пространства, закрепленному в постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. №5-П, недопустимо, например введение региональных налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, или введение региональных налогов, позволяющих формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, либо перенос обязанности по уплате налогов на налогоплательщиков других регионов.

Методы налогообложения

Метод налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Первый метод налогообложения это равное налогообложение. Это метод налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога, то есть предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика, что обусловлено использованием налоговой ставки в твердом размере, равном для всех налогоплательщиков. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.

Налоговая ставка – это размер налога на единицу налога. Налоговая база – это количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства. Метод равного налогообложения является самым простым и удобным. Использование данного метода объясняется тем, что данные налоги ориентированы не на способность плательщика к уплате налога, а на удовлетворение какой-либо конкретной потребности налогоплательщика как члена общества. Общая потребность удовлетворяется общими равными усилиями налогоплательщиков. Это означает, что никто не должен быть освобожден от уплаты налога.

Однако в настоящее время равное налогообложение считается экономически неэффективным и не отвечает принципу справедливости.

Второй метод, это пропорциональное налогообложение, которое предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки в долях или процентах, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы. В качестве примера пропорционального налогообложения можно привести налог на прибыль юридических лиц. Так же, ставка НДФЛ, как это установлено в статье 224 НК РФ, по большинству видов доходов – 13 % и не зависит от величины налоговой базы.

Адам Смит, шотландский экономист и философ, считал, что пропорциональное налогообложение соответствует принципу справедливости, когда лица с равными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов.

Третий метод, это прогрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в том числе в Российской Федерации, главным образом в отношении доходов физических лиц.

Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.

Практика выработала два основных вида прогрессии:

1. Простая.

2. Сложная.

Простая прогрессия может быть поразрядной и относительной. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей суммы дохода (стоимости имущества). Суть простой поразрядной прогрессии состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого разряда определяется сумма налога. Удобством такого метода является простота исчисления суммы налога. Достаточно определиться с налоговым разрядом и сумма налога будет известна. Неудобство этой системы очевидно — чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в налогообложении лиц, получающих доходы, прилегающие к разным границам разряда. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов.

При простой относительной прогрессии также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом налог исчисляется не частями (по каждому разряду с послед, сложением сумм налога), а ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы. Простая относительная прогрессия используется при исчислении налога с владельцев транспортных средств.

При сложной (раскладной) прогрессии доходы делятся на части (ступени) для всей суммы дохода (стоимости имущества), каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышение ставки действует только для части суммы дохода, превышающей определенный предел. Сложную прогрессию называют также прогрессией террасами или каскадной прогрессией. Она обеспечивает наибольшую плавность налогообложения (возрастающую с увеличением количества разрядов и постепенностью увеличения ставок) и наиболее распространена в мире. Существуют также скрытые системы прогрессии, при которых фактическая прогрессия в налогообложении достигается не путем установления прогрессивных ставок, а иными методами, например, неодинаковыми суммами вычетов для доходов, входящих в разные разряды. В этом случае непропорционально будет изменяться база налогообложения, а следовательно, и налог.

Последний метод - это регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается.

В настоящее время этот метод широкого применения не находит.
По регрессивному методу строится шкала ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции: чем выше сумма иска, тем меньше процент пошлины.

Это объясняется тем, что большая сумма пошлины может стать существенным препятствием для реализации конституционного права на судебную защиту, что недопустимо. При незначительных же суммах исковых требований высокий процент пошлины может остановить истца от предъявления незаконных или необоснованных требований.
В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины), которые представляют собой надбавку к цене товара.

 

 

Заключение

Рассмотрев данную тему можно придти к следующим выводам:

· методы налогообложения основываются на принципах, которые отражают характер их применения на практике;

· каждый метод налогообложения имеет как свои плюсы, так и свои минусы;

· главный принцип, которому должен соответствовать применяемый на практике метод - это принцип справедливости;

· от эффективности метода налогообложения зависит формирование доходов бюджета государства;

· применяемый на практике метод налогообложения должен не допускать утаивание налогоплательщиками своих доходов.

 

 

Список литературы

I. Нормативные правовые акты

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2012. – 848 с.

II. Основная и специальная литература

Налоговое право России: учебник/ отв. Ред. Ю.А. Крохина. – 4-е изд., испр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.

Налоговое право России: учебник/ И.А. Цинделиани, В.Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е. Г. Мамилова, Н.Л. Шарандина. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.

Налоговое право: курс лекций / Д. В. Тютин. – М.: РАП; Эксмо, 2009. - 432 с.

Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации / отв. Ред. Н. Ю. Хаманева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 256 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: