КАК РЕШАТь ТАКУЮ ПРОБЛЕМУ, КАК ПУТИНСКАЯ РОССИЯ?




Россия как она есть

Грандиозная стратегия противостояния Путину

Майкл Макфол

Отношения между Россией и Соединенными Штатами приблизились к наиболее опасной точке их противостояния за период последних десятилетий. Конечно, нынешняя ситуация не является, как многие уже окрестили ее, новой "холодной войной". Но никто не должен утешаться тем, что сегодняшнее противостояние все-таки отличается от предыдущего. Да, количественная гонка ядерных вооружений закончилась, но Россия и США сейчас уже начали новую гонку вооружений – качественную - в средствах доставки ядерного оружия, противоракетной обороне и цифровом оружии. Эти две страны не находятся пока даже в косвенном военном столкновении по типу «вьетнамского», не говоря уже о столкновении прямом, но в последнее десятилетие Россия демонстрирует все меньше и меньше сдержанности в использовании своей военной силы. Мировая идеологическая борьба между капитализмом и коммунизмом – это, конечно, история, однако президент России Владимир Путин фактически провозгласил себя лидером обновленного националистического консервативного движения, борющегося с «упадническим Западом». Для распространения такого рода идей российское правительство вложило и продолжает вкладывать огромные средства в телевидение и радиостанции, социальные сети, создает и расширяет интернетные “тролль-фермы”, щедро тратит деньги на поддержку политиков-единомышленников за рубежом. Лучшим термином для описания нынешних, практически военных, действий между сторонами – Россией и Западом, на мой взгляд, является не понятие "холодной войны", а более точное - "горячий мир".

Вашингтон должен признать, что Путин пока никуда не денется и в ближайшее время не закончит свою атаку на Западную демократию, ее многосторонние учреждения. Чтобы справиться с этой угрозой, США отчаянно нуждаются в новой стратегии, которую я бы назвал «двухпартийной». С одной стороны, мы должны найти пути эффективного сдерживания экономического, военного и политического влияния Кремля и защиты наших демократических союзников. С другой - параллельно работать с Кремлем, когда это, действительно, необходимо, замораживая сотрудничество во всех иных случаях. При этом, прежде всего, Вашингтон должен быть терпеливым. Пока Путин остается у власти, смена нынешней политики России будет практически невозможна. Лучшее, на что в большинстве случаев могут надеяться США, - это успешно сдерживать действия Москвы за рубежом, ожидая, когда Россия изменится изнутри.

 

ВЗЛЕТЫИ ПАДЕНИЯ

В конце холодной войны и американские, и российские лидеры продекларировали более тесные, практически дружественные отношения между нашими странами. Так что же с тех пор пошло не так? Частично это объясняют обновленной в последнее десятилетие международной мощью России. Если бы Россия не имела сил, чтобы аннексировать Крым, оказывать открытую военную помощь Сирии или вмешиваться в выборы в США, Москва и Вашингтон вряд ли бы сталкивались сегодня. Однако это объяснение не в полной мере корректно. Не все восходящие державы угрожают Соединенным Штатам. Германия и Япония сейчас гораздо сильнее, чем 50 лет назад, но никто не обеспокоен возвращением к такого типа соперничеству, которое в свое время привело ко Второй Мировой войне. Более того, отношения России с США были проникнуты куда более высоким уровнем взаимопонимания всего лишь несколько лет назад - уже после того как Россия вернулась на мировую арену в качестве великой державы.

В глазах России большая часть вины ложится на внешнюю политику США. Согласно этому аргументу, Соединенные Штаты воспользовались моментом, когда Россия была слабой, расширяя НАТО в сторону ее границ и бомбя Сербию в 1999 году, вторгаясь в Ирак в 2003 году и якобы помогая свергать пророссийские правительства в Грузии в 2003 году и на Украине в 2004 году. Когда Россия «встала с колен», ей приходится бороться с «мировой гегемонией США». На Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года Путин отстаивал именно эти геополитические оценки: "мы видим все большее и большее презрение к основным принципам международного права... Одно государство, и, конечно, прежде всего Соединенные Штаты, давно уже перешагнуло свои национальные границы.”

В этом анализе, конечно, есть доля правды. Хотя отдельные элементы его имеют различный вес. На мой взгляд, одно лишь расширение НАТО на восток не могло усугубить напряженность в отношениях с Москвой до той степени, в котором оно проявляется сегодня, если бы не западные военные интервенции в Сербии и Ираке. Еще более опасными для сегодняшней России показались демократические перемены в Грузии и Украине, ведь они угрожали способности Путина сохранить самодержавие у него дома - пусть даже если российский лидер сильно преувеличивал роль США в этих так называемых «цветных революциях».

Тем не менее, эта «учетная запись» Кремля, конечно, пропускает много истории. По словам Билла Клинтона, после окончания холодной войны президенты США действительно были привержены "стратегическому союзу с российскими реформами" и интеграции России в международную систему. То есть - такой же стратагеме, по которой Соединенные Штаты и их союзники помогли восстановить, демократизировать и интегрировать в свободный мир Германию и Японию после Второй Мировой войны. Намерение восстановить Россию после холодной войны было. Это правда. Как правдой является и то, что США и Европа не смогли найти достаточно ресурсов или внимания для решения этой важнейшей задачи, заставив многих россиян чувствовать себя обманутыми. Однако все-таки было бы несправедливым утверждать, что наша страна сразу же не приняла новых лидеров России. США и сейчас поддерживают демократические и рыночные реформы и предлагают Москве видное место в западных клубах - таких, например, как "большая восьмерка".

Самый сильный контраргумент утверждениям о том, что внешняя политика США «плюнула в колодец России», заключается в том, что обеим странам удавалось работать вместе в течение многих лет. Совместная динамика российско-американских отношений, сложившаяся после распада Советского Союза, пережила не только «американские провокации», но и две российские военные операции в Чечне и российский финансовый кризис 1998 года, после которого иностранные правительства обвинили Кремль в растрате западной помощи. И даже - выход США из договора об ограничении систем противоракетной обороны в 2002 году и еще один, более крупный раунд расширения НАТО в 2004 году не положили конец позитивной динамике сотрудничества, которую сформировали президент США Джордж Буш и Владимир Путин после нападения на США 11 сентября 2001 года. А вот вторжение России в Грузию в 2008 году практически вернуло американо–российские отношения к низкому уровню в эпоху перед завершением холодной войны. Но, если быть честным, даже эта трагедия не прекратила многих направлений сотрудничества между бывшими непримиримыми геополитическими противниками.

КАК ВСЕ ПОШЛО НЕ ТАК

Даже после всех этих взлетов и падений российско-американские отношения пережили последний всплеск сотрудничества, который продолжался с 2009 по 2011 год. В 2009 году, когда президент США Барак Обама впервые встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, который в то время исполнял обязанности премьер-министра России, президент США попытался убедить двух россиян в том, что он - новый тип американского лидера. Он объяснил, что он выступал против войны в Ираке задолго до того, как она была начата, и всегда отвергал идею смены тамошнего режима. По крайней мере, сначала казалось, что президент Медведев позитивно воспринял эту аргументацию. Даже Путин тогда показал признаки смягчения своей мюнхенской позиции. В течение следующих нескольких лет Россия и США подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (или новый договор СНВ), работали через ООН над введением новых жестких санкций в отношении Ирана, сумели вввести Россию во Всемирную торговую организацию, координировали действия по разрядке насилия в Кыргызстане после краха тамошнего правительства и организовали обширное расширение сети, используемой для транспортировки американских солдат и поставок в Афганистан через Россию. В 2011 году, возможно, самым впечатляющим проявлением возобновления сотрудничества, Россия согласилась на западную интервенцию в Ливию. В разгар так называемой перезагрузки, в 2010 году, опросы показали, что около 50% американцев рассматривали Россию как дружественную страну и что около 60% россиян рассматривали Соединенные Штаты таким же образом.

Этот период относительной гармонии начал разрушаться в 2011 году, прежде всего потому, что фактический российский лидер Владимир Путин крайне негативно отреагировал на народные демократические мобилизации против автократий в Египте, Ливии, Сирии, да и в самой России. Ливийское восстание 2011 года положило начало окончанию процесса перезагрузки; революция 2014 года в Украине ознаменовала начало «жаркого мира».

ЛАРРИ ДАУНИНГ / REUTERS

Обама и Медведев на саммите по ядерной безопасности 2012 года в Сеуле, Март 2012 года.

Народная мобилизация внутри России особенно нервировала Путина. Большую часть первых восьми лет своего президентства он пользовался твердой общественной поддержкой, в первую очередь благодаря экономическим показателям России. К 2011 году, однако, когда он начал кампанию на третий срок в качестве президента (после того, как он провел три с половиной года в качестве премьер-министра), его популярность значительно снизилась. Негласная сделка, заключенная Путиным с российским обществом во время его первых двух сроков - высокий экономический рост в обмен на политическую пассивность – начала рушиться. Массовые демонстрации затопили улицы Москвы, Петербурга и других крупных городов после парламентских выборов в декабре 2011 года. Сначала протестующие сосредоточились на нарушениях, выявленных в процессе выборов, но затем они перешли к более широким обвинениям российской политической системы и лично Путина.

В ответ Путин возродил советский источник легитимности: пропаганду защиту Родины от злого Запада. Путин обвинил лидеров демонстраций в том, что они являются американскими агентами. Обама попытался объяснить, что Соединенные Штаты не вызывали российских демонстраций. Путин этому не поверил. После переизбрания весной 2012 года «новый-старый» президент России активизировал нападения силовых ведомств на протестующих, оппозиционные партии, СМИ и гражданское общество. Был помешен под домашний арест оппозиционный лидер, которого он больше всего боялся, блогер по борьбе с коррупцией Алексей Навальный. Кремль также ограничил деятельность неправительственных организаций и независимых СМИ и наложил значительные штрафы на тех, кто участвовал в акциях протеста, которые власти сочли незаконными. Путин и его апологеты продолжали называть лидеров российской оппозиции предателями, поддерживаемыми США.

Антиамериканская кампания Путина была не просто политическим театром, предназначенным для внутренней аудитории: Путин искренне верил, что Соединенные Штаты представляют угрозу его режиму. В результате к настоящему времени сохранились только некоторые очаги российско-американского сотрудничества. А именно - совместное предприятие между российским государственным нефтяным гигантом "Роснефтью" и "Эксонмобил", соглашение, заключенное при посредничестве Обамы и Путина, в котором Сирия обязалась ликвидировать свое химическое оружие, и поддержка Россией международных переговоров, которые привели к ядерной сделке с Ираном. Но большинство из «дорожных карт» российсо-американского сотрудничества закончилось в 2014 году, после падения пророссийского украинского правительства и последующего российского вторжения в Украину. В очередной раз Путин обвинил администрацию Обамы в поддержке революционеров, которые свергли Президента Украины Виктора Януковича.

Путин никогда не был склонен верить в добрую волю Вашингтона. Его подготовка в качестве агента КГБ привела его к недоверию к Соединенным Штатам вместе со всеми демократическими движениями. Но в первые годы своего президентства он держал открытой возможность тесного сотрудничества с Западом. В 2000 году он даже предложил России когда-нибудь вступить в НАТО. После терактов 11 сентября Путин твердо верил, что Россия может работать с США в глобальной войне с терроризмом. В 2008 году, после того, как он отошел от должности президента, он позволил Медведеву установить более тесные связи с Вашингтоном. Но западное вмешательство в Ливии подтвердило старые подозрения Путина о намерениях США. Путин полагал, что Соединенные Штаты и их союзники использовали резолюцию ООН, которая санкционировала только очень ограниченные военные действия для свержения ливийского диктатора Муамара Аль-Каддафи. По мнению Путина, Обама оказался сменщиком режима, ничем не отличающимся от своего предшественника Буша.

 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ КРЕМЛЮ

Через четыре года после того, как Россия аннексировала Крым, Соединенные Штаты до сих пор не сформулировали «двухпартийную» стратегию для борьбы с Россией, о которой я сказал выше. Такая стратегия необходима, потому что конфликт Вашингтона с Кремлем не вращается вокруг чисто политических разногласий: скорее, это соперничество между путинизмом и демократией. Никакая корректировка политики США в отношении Сирии или НАТО не повлияет на мышление Путина. Он был у власти слишком долго - и он вряд ли уйдет в обозримом будущем. США, их политики должны отказаться от фантазий, будто режим Путина рухнет и демократия появится в России в ближайшем будущем. Соединенные Штаты и их союзники должны терпеливо продолжать поддерживать права человека и демократию как основополагающий принцип и помогать людям внутри России, борющимся за эти ценности. Но реальные политические изменения, скорее всего, начнутся только после того, как Путин уйдет.

США также должны отказаться от идеи о том, что Россия может или должна быть интегрирована в многосторонние институты Запада. Теория о том, что интеграция смягчит поведение России, не была подтверждена событиями. Соединенные Штаты должны приготовиться к долгой и трудной конфронтации с Путиным и его режимом. По большинству вопросов цель должна заключаться в том, чтобы заблокировать ситуацию, поскольку сохранение статус-кво в таких случаях часто бывает лучшим, на что могут надеяться Соединенные Штаты.

Сдерживание должно начинаться прямо с защиты нашего дома. Ограничение способности Путина влиять на выборы в США должно быть приоритетом номер один. Администрация Трампа должна поручить повысить устойчивость к кибербезопасности. Если федеральное правительство может требовать, чтобы все автомобили имели ремни безопасности, тогда федеральные власти могут требовать элементарной защиты от кибербезопасности, такой как двойная аутентификация для всех процессов, связанных с голосованием во время президентских выборов. Те, кто управляет системами, которые поддерживают реестры избирателей, должны быть обязаны научиться тому, как определять направления и способы взлома, еще более строгий набор стандартов должен быть принят для подсчета голосов. В дюжине Штатов, включая крупные «поля боя», такие как Флорида и Пенсильвания, по крайней мере, некоторые участки не имеют бумажных носителей итогов голосований, избирательных бюллетеней. Эти небрежные практики должны закончиться. Каждый участок должен быть в состоянии произвести бумажную фиксацию каждого голосования.

Конгресс должен также принять законы, обеспечивающие большую прозрачность деятельности российских СМИ в Соединенных Штатах, включая требование к компаниям социальных сетей разоблачать поддельные счета и дезинформацию. Иностранным правительствам не следует разрешать покупать рекламу в любом месте, чтобы влиять на предпочтения избирателей. После выборов федеральное правительство должно уделять больше времени и денег блокированию российских угроз для всей национальной электронной инфраструктуры.

Чтобы еще больше противостоять идеологической кампании Путина, Соединенные Штаты должны так организовать демократии по всему миру, чтобы разработать общий набор законов и протоколов, регулирующих деятельность контролируемых российским правительством СМИ. Через регулирование Вашингтон должен поощрять нужные нам платформы социальных сетей, предоставлять больше возможностей для воздействия на контент, созданный Кремлем. Алгоритмы организации результатов поиска на Google или YouTube не должны обеспечивать безбрежные репосты или же скрытое, «неопознанное» распространение информации, распространяемую российским правительством. Когда такой материал появляется в «поисковиках», компании социальных сетей должны четко обозначать его происхождение. Читатели должны знать, кто создал и заплатил за статьи, которые они читают, и видео, которые они смотрят.

Сами по себе, без вмешательства правительства, социальные медиа-платформы должны предоставлять источники из более надежных новостных организаций; каждый раз, когда появляется статья или видео из поддерживаемого Кремлем новостного канала RT, рядом должна появляться статья BBC. Компании социальных сетей уже давно отказались от редакционных обязанностей - эта эпоха должна закончиться.

 

GONZALO FUENTES / REUTERS

Студия новостей RT France в Париже, декабрь 2017.

В Европе успех Путина в «обхаживании» президента Венгрии Виктора Орбана и в «воспитании» единомышленников и создании соответствующих движений внутри стран НАТО подчеркивает необходимость более глубокой приверженности к идеологическому сдерживанию со стороны европейских союзников Вашингтона. Эти союзники должны уделять больше внимания борьбе с российской дезинформацией и выделять больше времени и ресурсов на пропаганду своих собственных ценностей. Члены НАТО должны также выполнить свои обязательства по расходам на оборону, направить больше солдат в прифронтовые государства Североатлантического Союза и подтвердить свою приверженность коллективной безопасности.

Ни один театр в борьбе за сдерживание России не имеет большего значения, чем Украина. Построение безопасной, богатой, демократической Украины, даже если некоторые части страны остаются под Российской оккупацией в течение длительного времени, является лучшим способом сдержать российскую идеологическую и военную агрессию в Европе. Несостоявшееся государство в Украине подтвердит ошибочную гипотезу Путина о недостатках спонсируемых США демократических революций. Успешная демократия в Украине также является лучшим средством для вдохновения демократических реформаторов внутри России и других бывших советских республик. Соединенные Штаты должны увеличить свою военную, политическую и экономическую поддержку Украине. Вашингтону также следует ввести новые санкции в отношении россиян, причастных к нарушению суверенитета Украины, и ужесточить их до тех пор, пока Путин не начнет уходить с территорий этого государства.

На Ближнем Востоке США нужна более агрессивная стратегия сдерживания самого важного регионального союзника России - Ирана. Они должны продолжать вооружать и поддерживать сирийские ополченцы, сражающиеся с иранскими солдатами и их союзниками в Сирии, и должен поощрять антитеократические и продемократические идеи в регионе, в том числе в Иране. Отказ от борьбы в Сирии принесет огромную победу Москве и Тегерану. Цели США политика в отношении Ирана должна по-прежнему препятствовать правительству этой страны в создании ядерного оружия, сдерживать его дестабилизирующие действия за рубежом и поощрять демократические силы внутри страны, но - не принудительную смену режима нападением извне.

США также должны сдержать амбиции Кремля в Азии. Укрепление существующих альянсов - очевидный первый шаг. Путин стремился ослабить связи США с Японией и Южной Кореей. Соединенные Штаты должны сделать так, чтобы их обязательство защищать своих союзников было надежно зафиксировано - начиная сейчас с безусловного отказа от неумных угроз вывести наших солдат из Южной Кореи. Они должны также начать переговоры о присоединении к Транстихоокеанскому партнерству. Более трудной, но все же важной задачей будет расколоть связку Китая и России. В 2014 году Путин серьезно страдал, когда Китай не поддержал его аннексию Крыма в ООН. Но сегодня, когда вбить клин между двумя странами уже не будет легким делом, поскольку Путин и председатель КНР Си Цзиньпин сформировали единый фронт по многим вопросам. Тем не менее, когда возникают возможности, такие как работа с Пекином в направлении денуклеаризации Северной Кореи, Вашингтон должен действовать, держа в уме и обозначенное мною выше направление нашей геополитики.

Западные страны также должны разработать последовательную стратегию сдерживания экономической деятельности российского правительства. Европа должна снизить зависимость от российского экспорта энергоносителей. Такие проекты, как планируемый газопровод "Северный поток-2" из России в Германию, более не подходят и должны быть заблокированы. Путин использует государственные и, предположительно, частные компании для продвижения своих внешнеполитических интересов; Соединенные Штаты и Европа должны ввести более строгие финансовые санкции в отношении деятельности, которую эти фирмы предпринимают в интересах Кремля за рубежом, если Россия продолжает оккупировать Украину или нарушит целостность демократических выборов. Как минимум, Запад должен принять новые законы и правила, чтобы требовать большей прозрачности в отношении российских инвестиций в США, Европу и, насколько это возможно, остальной мир. Нельзя позволять российским чиновникам и бизнесменам, привязанным к Кремлю, скрывать свое богатство на Западе. Подлинные компании частного сектора внутри России следует поощрять к взаимодействию с западными рынками, но власти должны разоблачить полученные нечестным путем финансовые активы, которые Путин и его друзья «припарковали» за границей. Цель должна заключаться в том, чтобы подчеркнуть экономические выгоды от свободных рынков и доступа на Запад, подчеркивая при этом экономические издержки государственной собственности и меркантилистского поведения.

С другой стороны, западные фонды и филантропы должны оказывать большую поддержку независимой журналистике, включая русскоязычные службы как внутри России, так и за ее пределами. Они должны финансировать новостные организации, которые должны разместить или найти свои серверы за пределами России, чтобы избежать цензуры и помочь журналистам и их источникам защитить их личность.

В более общем плане, Соединенные Штаты и их демократические союзники должны понять масштабы своего идеологического столкновения с Кремлем. Путин считает, что он ведет идеологическую войну с Западом, и он выделил огромные ресурсы на расширение своих пропагандистских платформ. Запад должен наверстать упущенное.

 

КАК РЕШАТь ТАКУЮ ПРОБЛЕМУ, КАК ПУТИНСКАЯ РОССИЯ?

Сдерживание России не означает отказа от сотрудничества во всех областях. Соединенные Штаты избирательно сотрудничали с Советским Союзом во время "холодной войны"; теперь они должны делать это с Россией. Во-первых, в списке должны быть новые сделки по контролю над вооружениями или, по крайней мере, продление уже существующих, особенно тех, срок которых истекает в 2021 году и содержит важные меры по проверке состояния стратегических вооружений. Борьба с терроризмом - это еще одна область для потенциального партнерства, поскольку многие террористические организации считают врагами и Россию, и США. Но такое сотрудничество должно оставаться ограниченным, поскольку обе страны имеют разные представления о том, какие группы и отдельные лица квалифицируются как террористы, а некоторые из союзников России в борьбе с терроризмом, такие как Иран, Сирия и Хезболла, фактически противостоят США. Российские и американские чиновники также могут попытаться договориться об ограничении взаимных кибератак. Тем не менее, Вашингтон не должен стремиться к участию как к самоцели. Хорошие отношения с Россией или дружественный саммит с Путиным не должны быть целью США, такой целью всегда должно быть решение конкретных задач нашей национальной безопасности.

Некоторые утверждают, что Соединенные Штаты не могут продолжать сдерживание и избирательное сотрудничество одновременно. История "холодной войны" предполагает иное. Например, Президент Рональд Рейган проводил политику смены режима против поддерживаемых Советским Союзом коммунистических диктатур в Афганистане, Анголе, Камбодже и Никарагуа, ведя переговоры по вопросам контроля над вооружениями с советскими лидерами.

Что касается глобальных вопросов, в которых Россия не нуждается впрямую, то в них Соединенные Штаты должны постараться изолировать ее, оставляя ей возможность остаться «региональной державой». После окончания "холодной войны" президенты США стремились дать своим коллегам в Кремле символическую роль лидера в качестве способа для того, чтобы продемонстрировать уважение. Эти дни закончились. Разговоры о присоединении России к "большой восьмерке" должны завершиться раз и навсегда. Западные правительства должны бойкотировать спортивные мероприятия, проводимые в России. Пусть спортсмены играют, но без государственных чиновников на трибунах. Учитывая политизацию Москвой запросов Интерпола об аресте, Интерпол должен приостановить участие России. Даже присутствие России в штаб-квартире НАТО должно быть переосмыслено. Чем больше Соединенные Штаты могут обойтись без России, тем лучше.

Даже если Соединенные Штаты изолируют российское правительство, они должны продолжать развивать связи с российским обществом. Отменяя программы обмена, запрещая организации гражданского общества США и ограничивая доступ западных СМИ к российской аудитории, Путин попытался отрезать российский народ от Запада. Соединенным Штатам и Европе необходимо найти творческие пути для обращения вспять этой тревожной тенденции. К счастью, сегодня возможностей для этого гораздо больше, чем во время холодной войны. Вашингтон должен поощрять студенческие и культурные обмены, диалоги между общественностью США и России, а также - российские неправительственные организации, торговлю, иностранные инвестиции и туризм.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ

Но независимо от того, насколько эффективна стратегия сдерживания, разработанная американскими политиками, они должны быть терпеливыми. Им придется долго терпеть этот тупик в отношениях с официальной Россией, по крайней мере, до тех пор, пока Путин будет у власти, а может быть, и дольше, в зависимости от того, кто эту власть унаследует. В дипломатии американцы часто действуют как инженеры; когда они видят проблему, они хотят ее исправить. Этот менталитет не работал с путинской Россией, и если его снова попробовать, он снова потерпит неудачу.

В то же время американские лидеры должны четко сказать, что они не хотят бесконечного конфликта с Россией. Когда текущая конфронтация закончится, скорее всего, из-за политических изменений внутри России, будущие президенты США должны быть готовы воспользоваться моментом. Они должны будут сделать больше для поощрения демократии в России и интеграции России в Запад, чем сделали их предшественники. Прошлые политики и решения, которые они приняли, создали сегодняшний конфликт. Новые политики, которые будут принимать новые решения, могут положить конец этому конфликту.

 

Оригинал на английском (американском)

https://www.foreignaffairs.com/articles/russia-fsu/2018-06-14/russia-it?cid=nlc-fa_fatoday-20180620

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: