В этой главе:
· Субъективные переживания
· Мысли и поступки
· К совершенству личности
· Моделирование успеха
· Модель НЛП
Возьмите небольшой предмет и, положив его перед собой на стол, на нем сосредоточьтесь. Не сдерживайте свои мысли, пусть возникают любые ассоциации, которые связаны с вашими представлениями об этом предмете. Его цвет, например, может вернуть вас к воспоминаниям детства, а форма - вызвать игру воображения, как случается, когда глядишь на облака или огонь. Как только вы перестанете рассматривать предмет "объективно", сознательно, и позволите подсознанию истолковывать увиденное, возникнет некое содержание.
Благодаря созерцанию предмета "в голову придут новые мысли".
Прикройте глаза и мысленно представьте себе этот предмет. В одних случаях вам удастся обнаружить связь между предметом и теми мыслями, которые он вызывает, - найти "логическое" объяснение своим ассоциациям, какими бы туманными или далекими они ни казались. В других случаях мелькнувшая в голове мысль может показаться совершенно нелогичной, хотя нет сомнений в том, что она тоже каким-то непонятным образом связана с выбранным предметом.
Такой процесс часто происходит в дремоте или обычном задумчивом состоянии. Например, сидя за рулем, мы часто устанавливаем подобные мысленные связи с тем, мимо чего проезжаем. Что будет, если сто человек посмотрят на один и тот же предмет? Судя по большому опыту нашей семинарской работы, они увидят ровно сотню различных "содержаний", испытают самые разные чувства, от неприязненного недоумения до беспричинного восторга. Это показывает, насколько субъективно мы воспринимаем так называемый объективный, материальный мир, когда что-то видим, слышим и ощущаем.
|
Реакция на то, что мы "ощущаем", то есть воспринимаем, властвует над поведением - над тем, что мы делаем. Каждая личность воспринимает внешний мир по-своему, неким таинственным, уникальным и совершенно субъективным образом, который и определяет поведение этой личности. Итак, мы можем видеть и ощущать одно и то же, но вести себя по-разному. Поставленный на стол предмет вызовет у одного человека грусть, а у другого радость, поскольку у них возникнут разные ассоциации. Наше поведение (а следовательно, и наш успех в той или иной сфере деятельности) определяется субъективными переживаниями. Поговорим сейчас, на этом первом уроке, о важных свойствах субъективного восприятия.
Для начала расскажем вкратце историю НЛП и дадим пояснения его важнейших понятий. Нейролингвистическое программирование основано на идеях антрополога Грегори Бейтсона, развитых в 70-е годы Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. Гриндер занимался лингвистикой, а Бендлер - математикой и информационными технологиями с уклоном в психологию. Ближайшую тематику НЛП составляют межличностное общение, "восприятие" и путь к совершенствованию. НЛП предлагает структурированный подход к человеческому мышлению и поведению, - тому, что некоторые именуют структурой человеческих переживаний. Такой подход избавляет НЛП от мистического покрова, уменьшает долю влияния случайных, непредвиденных граней в человеческом взаимопонимании. Во введении мы определили НЛП как "искусство и науку совершенствования личности", или "изучение субъективных переживаний". Можно добавить, что это "изучение того, как "работают" люди".
|
НЛП имеет внушительную научную родословную, однако рост его популярности, вероятно, в большей степени связан с тем, что оно вызывает быстрые перемены в поведении и личных достижениях, - иными словами, НЛП работает на практике. Оно может применяться повсюду: в спорте, медицине, образовании, личном развитии и целом ряде коммерческих направлений, например, в рыночной деятельности, в заключении договоров, в управлении персоналом и взаимоотношениях с клиентами. Во всех этих областях НЛП выгодно отличается от других методологий своим практичным и результативным подходом.
В этой книге мы расскажем о том, какую практическую пользу может принести НЛП в обычной жизни: дома, на работе, в общении и саморазвитии.
Мы уже говорили, что НЛП можно считать "искусством и наукой совершенствования личности". Почему мы назвали его искусством? Потому что субъективное мышление и восприятие нельзя целиком втиснуть в рамки объективной научной методики, характерной для естественных наук. Кроме того, тонкое мастерство межличностного общения, присущее НЛП, следует отнести скорее к искусству, чем к науке. Почему же мы назвали НЛП наукой? Потому что в устремленности на то, чтобы по возможности выявить структуру любых переживаний, НЛП опирается на устойчивые принципы, модели и "язык". Итак, НЛП со всей научной скрупулезностью и систематичностью изучает область субъективную по преимуществу.
|
Субъективные переживания.
К "субъективным переживаниям" относится то, что происходит и в нашем мышлении, в нашей психике, и во внешнем мире. Никто из нас не знает, как думают другие, не говоря уже о том, что они думают. Все мы полагаем, что знаем "действительность". Это значит, что у разных людей так называемые "переживания" столь же различны. Каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, неким собственным образом, совершенно уникальным и субъективным. Одно и то же мы видим по-разному. У каждого свои особые настроения, убеждения и ценности, которые в совокупности определяют "склад ума" человека. Временами наш склад ума не понятен другим, и мы сами не всегда можем понять смысл решений и поведения окружающих. Однако ни один из нас не может быть окончательным авторитетом в отношении того, что ученые назвали бы "объективной действительностью".
Затем, в отличие от внешних явлений, мы, к сожалению, не в силах наблюдать в лабораторных условиях за явлениями внутренними, то есть за субъективными переживаниями, которые в этом смысле уникальны. В НЛП просто исходят из этой констатации, стараясь при этом все же разобраться в субъективных переживаниях, чтобы помочь индивиду - их обладателю - справляться с тем, чем он занимается.
В НЛП переживания описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем и как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки. Точнее, НЛП показывает, как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понимание. НЛП, в частности, объясняет, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания. Этот процесс позволяет нам с большей долей объективности обмениваться сведениями о субъективном, благодаря чему, в свою очередь, мы можем лучше понять других, действеннее общаться с окружающими и лучше руководить собственной жизнью.
Мысли и поступки.