Раздел № 2. Язык как вторая сигнальная система. Язык и речь




Раздел № 1. Язык как важнейший компонент национальной культуры

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.

Средство общения всех людей данной нации называется национальным языком.

Средством развития культуры и средством, с помощью которого эта культура усваивается каждым, является язык.

Создателем современного русского литературного языка по праву считают Пушкина.

Формирование русского национального языка завершилось в XIX в.

Новые явления в языке связаны с переменами в обществе.

Статус русского языка как государственного был закреплен в Конституции Российской Федерации в 1993 году.

Высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, обработанная авторитетными мастерами слова и образованными носителями языка, называется литературным языком.

Одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка, называется просторечием.

Разновидность национального языка, речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения, называется жаргоном.

Разновидность национального языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально (сельские жители разных областей и районов), называется диалектом.

Фонетические, лексические и грамматические особенности, характерные для определенной территории, имеет форма национального языка, называемая диалектом.

Речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира называется арго.

Особенностями литературного языка являются обработанность, нормированность, наличие функциональных стилей.

Свойствами современного русского литературного языка являются способность выразить все знания, накопленные человечеством, общеобязательность его норм.

Наличие устной и письменной формы — это особенность, характеризующая литературный язык.

Все достижения человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называют культурой.

Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации, — это культура речи.

Аспект, предполагающий соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, – нормативный.

Аспект, предполагающий отбор и употребление языковых средств в процессе речевого общения, – коммуникативный.

Аспект, который накладывает запрет на сквернословие и разговор на повышенных тонах, – этический. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

 

Раздел № 2. Язык как вторая сигнальная система. Язык и речь

Понятие сигнальной системы ввел И.П. Павлов.

Вторая сигнальная система позволяет человеку говорить.

Материальный объект, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию, называется знаком.

Свойствами знака являются доступность восприятия со стороны адресата, информативность, содержание и форма.

Раздел науки о языке, изучающий звуки, фонемы, называется фонетикой.

Единицей фонетического уровня является звук.

Уровень языка, охватывающий значения слов и системные взаимоотношения между ними, называется лексическим.

Слово — единица лексического уровня.

Морфема – единица словообразовательного уровня.

Раздел науки о языке, изучающий части речи, формы слов и грамматические категории, называется морфологией.

Единицей морфологического уровня является форма слова.

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, называется синтаксисом.

Единицей синтаксического уровня являются словосочетание и предложение.

К основным языковым функциям относятся познавательная, коммуникативная, аккумулятивная.

Волюнтативная функция языка — это функция воздействия.

Коммуникативная функция языка — это функция общения.

Аккумулятивная функция языка — это функция сохранения и передачи информации.

Общественное явление, совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка, называется языком.

Использование имеющихся языковых средств и правил в общении людей называется речью.

С помощью звуков реализуется устная речь.

Устная форма речи предполагает вербальную и невербальную реакцию партнёра и наличие собеседника.

Устная речь, речь звучащая, форма существования языка, противопоставленная письменной речи. Устная речь является первичной формой существования языка.

Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка.

Письменная форма речи предполагает отсутствующего партнёра, одновременную работу над содержанием и формой и возможность исправлять и совершенствовать.

Основными единицами речевого общения являются речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие.

Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой.

Неканонические речевые ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать с временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления).

Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием.

Речь от первого лица, обращенная к самому себе или к другим, не рассчитанная на ответную реакцию, называется монологом.

Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих, называется диалогом.

Основная функция письменной речи — это фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее во времени и пространстве.

Коммуникативные знания, умения, навыки, которые приобретаются через подражание и обучение, называются коммуникативной компетенцией.

Условия, способствующие успешному общению, – это настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящих и знание норм речевого этикета.

Понятие «нерефлексивное слушание» включает умение внимательно молчать и умение не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями.

Понятие «рефлексивное слушание» включает умение активно вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями и перефразирование реплик собеседника.

Если передаваемое субъектом сообщение достигает адекватного смыслового восприятия со стороны адресата, то его называют успешным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: