Раздел № 1. Язык как важнейший компонент национальной культуры
Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.
Средство общения всех людей данной нации называется национальным языком.
Средством развития культуры и средством, с помощью которого эта культура усваивается каждым, является язык.
Создателем современного русского литературного языка по праву считают Пушкина.
Формирование русского национального языка завершилось в XIX в.
Новые явления в языке связаны с переменами в обществе.
Статус русского языка как государственного был закреплен в Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, обработанная авторитетными мастерами слова и образованными носителями языка, называется литературным языком.
Одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка, называется просторечием.
Разновидность национального языка, речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения, называется жаргоном.
Разновидность национального языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально (сельские жители разных областей и районов), называется диалектом.
Фонетические, лексические и грамматические особенности, характерные для определенной территории, имеет форма национального языка, называемая диалектом.
Речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира называется арго.
|
Особенностями литературного языка являются обработанность, нормированность, наличие функциональных стилей.
Свойствами современного русского литературного языка являются способность выразить все знания, накопленные человечеством, общеобязательность его норм.
Наличие устной и письменной формы — это особенность, характеризующая литературный язык.
Все достижения человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называют культурой.
Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации, — это культура речи.
Аспект, предполагающий соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, – нормативный.
Аспект, предполагающий отбор и употребление языковых средств в процессе речевого общения, – коммуникативный.
Аспект, который накладывает запрет на сквернословие и разговор на повышенных тонах, – этический. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
Раздел № 2. Язык как вторая сигнальная система. Язык и речь
Понятие сигнальной системы ввел И.П. Павлов.
Вторая сигнальная система позволяет человеку говорить.
Материальный объект, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию, называется знаком.
|
Свойствами знака являются доступность восприятия со стороны адресата, информативность, содержание и форма.
Раздел науки о языке, изучающий звуки, фонемы, называется фонетикой.
Единицей фонетического уровня является звук.
Уровень языка, охватывающий значения слов и системные взаимоотношения между ними, называется лексическим.
Слово — единица лексического уровня.
Морфема – единица словообразовательного уровня.
Раздел науки о языке, изучающий части речи, формы слов и грамматические категории, называется морфологией.
Единицей морфологического уровня является форма слова.
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, называется синтаксисом.
Единицей синтаксического уровня являются словосочетание и предложение.
К основным языковым функциям относятся познавательная, коммуникативная, аккумулятивная.
Волюнтативная функция языка — это функция воздействия.
Коммуникативная функция языка — это функция общения.
Аккумулятивная функция языка — это функция сохранения и передачи информации.
Общественное явление, совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка, называется языком.
Использование имеющихся языковых средств и правил в общении людей называется речью.
С помощью звуков реализуется устная речь.
Устная форма речи предполагает вербальную и невербальную реакцию партнёра и наличие собеседника.
Устная речь, речь звучащая, форма существования языка, противопоставленная письменной речи. Устная речь является первичной формой существования языка.
|
Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка.
Письменная форма речи предполагает отсутствующего партнёра, одновременную работу над содержанием и формой и возможность исправлять и совершенствовать.
Основными единицами речевого общения являются речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие.
Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой.
Неканонические речевые ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать с временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления).
Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием.
Речь от первого лица, обращенная к самому себе или к другим, не рассчитанная на ответную реакцию, называется монологом.
Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих, называется диалогом.
Основная функция письменной речи — это фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее во времени и пространстве.
Коммуникативные знания, умения, навыки, которые приобретаются через подражание и обучение, называются коммуникативной компетенцией.
Условия, способствующие успешному общению, – это настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящих и знание норм речевого этикета.
Понятие «нерефлексивное слушание» включает умение внимательно молчать и умение не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями.
Понятие «рефлексивное слушание» включает умение активно вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями и перефразирование реплик собеседника.
Если передаваемое субъектом сообщение достигает адекватного смыслового восприятия со стороны адресата, то его называют успешным.