Домашняя лабораторная работа
Изучение равномерного движения
Теоретическая часть
Равномерное движение.
Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца, проходя приблизительно равные пути за одинаковое время, - за каждый год она делает ровно один оборот.
Если тело за равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным.
Практически никогда водителю автомобиля не удается поддерживать равномерность движения – по разным причинам приходится ехать то быстрее, то медленнее.
Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным.
Автомобиль движется быстрее пешехода, а самолет быстрее автомобиля. В физике величиной, характеризующей быстроту движения тел, является скорость.
Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
В международной системе (СИ) скорость измеряется в метрах в секунду (м/с).
Скорость – это векторная физическая величина.
Если известны скорость тела и время при равномерном движении, то можно найти пройденный путь.
Чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения.
Чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения.
Практическая часть
Цель работы: Доказать, что воздушный пузырек движется равномерно. Сравнить скорости движения пузырька воздуха при разных наклонах системы.
Приборы и материалы: пластиковая прозрачная бутылка длиной 20-25 см, диаметром 7-8 мм, закрытая с обеих сторон; миллиметровая линейка длиной 25 см; брусок небольшого размера или обычный ластик; бумажные ленты соответствующей длины; секундомер.
|
Ход работы:
Задание 1. Доказать, что воздушный пузырек движется равномерно.
1. Заполняю бутылку водой так, чтобы в ней обязательно остался небольшой пузырек воздуха. Закрываю открытый конец бутылки.
2. На линейку кладу бумажную ленту, а сверху – бутылку с водой.
3. Закрепляю получившуюся систему (линейка, бумажная лента, бутылка с водой).
4. Слегка постукиваю по бутылке, добиваясь отделения пузырька от крышки.
5. Располагаю линейку горизонтально, начинаю слегка приподнимать один конец. Пузырек при этом должен располагаться в противоположном конце бутылки. Нельзя допустить прилипание пузырька к крышке.
6. Приподняв конец линейки, кладу его на небольшой брусочек или ластик, который лежит плашмя.
7. Когда система окажется в спокойном состоянии под наклоном, пузырек начнет медленно перемещаться (плыть) вверх.
8. Включаю секундомер и отмечаю положение воздушного пузырька на бумажной ленте через одинаковые промежутки времени.
9. Снимаю бумажную ленту и провожу вдоль нее ось координат ОХ, предварительно выбрав начало отсчета. Определяю координату каждой отметки.
10. Полученные данные заношу в таблицу:
t, c | ||||||
х1, см | ||||||
х2, см |
11. На осях координат строю график движения пузырька воздуха. Экспериментальные точки должны находится как можно ближе к графику. Проверяю, выполняется ли в данном случае определение равномерного движения.
|
12. Вычисляю скорость движения пузырька воздуха. V = S / t
Пузырек двигался равномерно.
Задание 2. Сравнить скорости движения пузырька воздуха при разных наклонах системы.
1. Проделываю эксперимент, положив брусок не плашмя, а на боковую грань. Замечаю, что пузырек воздуха стал подниматься быстрее.
2. По секундомеру отмечаю на бумажной ленте положения пузырька воздуха. Полученные данные заношу в таблицу.
3. На тех же осях координат строю график движения. Угол наклона первого графика больше чем у второго графика. V = S / t
4. Описываю графики, полученные теоретически и экспериментально, объясняя погрешность.
5. Делаю вывод.
6. Отчет оформить на двойном листе, как это делаем обычно в лабораторной работе и прислать до 06.04.2020 на 5-b_lugschool41@mail.ru