«География » в детском саду, - Разве это возможно? - спросите вы, - Да, и
зачем? Но, на самом деле - это очень интересно! И я хочу рассказать вам о
моём опыте работы. Несмотря на еще маленький возраст моих деток, 4-7 лет,
я решила начать постепенно знакомить их с Географией как с возможностью
путешествий.
И первое же путешествие в Антарктиду показало, что не зря. Мною был
подобран наглядный материал по теме. С удовольствием вместе с ребятами
мы смотрели презентации, мультики, рассматривали картинки и карты,
читали литературу. Главное, что дети поняли, что путешествие, не выходя из
группы - это может быть занимательно! Одновременно дети узнали, что
Антарктида – это холодно, это теплая одежда, это пингвины (их они очень
полюбили и научились изображать их походку, это белые медведи (вместе с
Умкой мы научились рисовать северное сияние). И все это непринужденно, в
играх, в творчестве. Из множества выбранных мною игр и поделок по теме
«Антарктида», мне удалось использовать лишь малую часть. Зато остался
задел на будущее. Вместе с детьми мы решили, что будем путешествовать с
материка на материк и изучать природу, животных и птиц.
У меня появилась необходимость и возможность создать собственную
разработку по курсу «География для малышей. Знакомство детей с
окружающим миром». Хоть мы и не могли в реальности отправиться в
каждый уголок нашей прекрасной планеты, мы могли увидеть ее на
фотографиях, в небольших роликах и научных фильмах. Я подготовилась
побывать вместе с детьми в самых загадочных уголках нашей планеты,
узнать какие достопримечательности, и загадки архитектуры есть в разных
странах, узнать, как живут люди на разных континентах, поговорить немного
|
об истории разных народов и их традициях.
Что помогло нам в изучении континентов и стран? Детская литература —
это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы
читали, тем шире становились наши представления об окружающем мире.
Мы не просто читали, а непременно отыскивали на карте те места, где
происходят события. Для подобных игр в группе и в спальне висит карта
мира. Так, читая о проделках Карлсона, отыскали на карте страну Швецию и
ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполино,
нашли на карте и его родину — Италию. А еще узнали, где побывала
проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-
капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными
биологическими, историческими и сказочными объектами-значками,
которыми карта пополняется после каждого нашего путешествия. Малыши
очень любят её рассматривать, параллельно припоминая и от того еще лучше
запоминая множество информации. Для оформления такой картыпутешествий подойдет и обычная физическая карта мира или карта
полушарий.
Для путешествий мы использовали не только художественные
произведения, но и мультипликационные истории, например, историю героев
мультфильма студии Дисней «Мадагаскар». Наклейки с героями
мультфильма разместили возле одноименного острова. Нашли в
энциклопедии и прочитали вместе с малышами об этом острове самое
интересное. Проследили путь зебры Мартина и ее друзей от Нью-Йорка до
Мадагаскара, а потом и в Африку, и в Европу, и обратно в Америку.
|
Читая сказки Киплинга, мы познакомились с географией и животным
миром Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, мы отправились
в Африку лечить больных обезьян, а вместе с Нильсом и стаей гусей спасали
старый замок от нашествия крыс. Мы не только читали стихи и сказки
знаменитых авторов, мы стали сами вместе с родителями придумывать
собственные рассказы и собирать их в целые книги.
Мы очень много играли, и занимались творчеством: строили дома и
воспроизводили чудеса света (макеты, не выходя из группы, представляли
себя жителями разных стран (создавали костюмы, рисовали, лепили и
конструировали. Мы слушали музыку разных народов, и танцевали народные
танцы.
Во время нашего виртуального тура по планете мы развивали память,
мышление и логику, осваивали математику и чтение. Во время наших
путешествий я старалась задействовать все органы чувств детей и развивать
всевозможные навыки.
Например, путешествуя по Антарктиде, мы не просто изучили, что такое
снег и лед, мы поговорили об айсбергах, поиграли в пингвинов, узнали, кто
еще живет на этом необычном материке, кроме животных и птиц. Играя в
пингвинов, мы изображали их походку, то, как они могут ловить рыбу. Дети
зажимали между ног мячик и пытались так походить, изображая пингвина
папу, который носит так яйцо с малышом.
А можно самим создать лед. Для этого мы наливали в пакет воды, хорошо
завязывали и укладывали пакеты в морозильную камеру. Когда кусок льда
застывал, опускали его в емкость с холодной водой. Тает такой лед очень
|
медленно. На лед дети сажали маленькие фигурки пингвинов (их можно
слепить самим или найти в киндер-сюрпризах). Чтобы дети не трогали лед
руками, им предлагались щипчики, которыми они доставали фигурки
пингвинов из воды и сажали на лед, а заодно и тренировали пальчики и
умения пользоваться щипчиками (так же можно сделать пингвинов из
бумаги, а льды и айсберги из пенопласта).
Путешествуя по Австралии, мы узнали о самых необычных животных,
которых нигде больше нельзя встретить, о природе материка, смоги
почувствовать себя австралийским аборигенами и увидеть
достопримечательности Австралии и Океании. Попробовали поиграть в игру
с необычной птичкой киви. Так как главное для киви запахи, мы
попробовали представить себя этой птичкой и определять на запах продуктыи различные пахучие предметы. Усложняя игру, я предложила детям нюхать
с закрытыми глазами и угадывать отличие по запаху разных продуктов,
например, помидора от яблока (для этого продукты лучше разрезать, чтобы
запах был сильнее). Другая игра – подвижная: сделали из бумаги конус
(длинный и тонкий, привязали к нему резинку или ленту и одели на нос,
дети прижали руки к телу, как крылья у киви и ходили, как киви
(вперевалочку, ища червячков и муравьев. А еще можно изобразить кенгуру
или утконоса получится интересная эстафета.
Путешествия по Южной Америке мы поговорили о том, кто из животных
обитает на материке и чем интересна природа Южной Америки, мы узнали,
почему она считается самой интересной, мы познакомились с древними
цивилизациями и культурой этого необыкновенного и неповторимого
континента. Мы изображали забавную птицу тукан – я сделала для детей
большой клюв из бумаги, который крепился на резинке за голову, на плечи
накидывали черный шарф или плед и дети изображали тукана. Малыши
пробовали стучать клювом и представляли, что пытаются добыть насекомых
из коры деревьев или скушать ягодку.
Тук-тук-тук, стучит тукан
Дятел я, но южных стран.
Здесь деревья я лечу
И стучу, стучу, стучу. (Автор Т. Бокова)
Путешествуя по Северной Америке, во время тематических игр, мы
узнали о природе, животных, достопримечательностях и народах, которые
когда-то населяли этот континент. Одно из заданий выполнялось в
творческой мастерской по теме «Голубая сойка»: у голубой сойки очень
красивое оперение. Внимательно посмотрев его, попробуй сделать такую же
птичку, используя технику рваной аппликации.
«Если рассматривая карту, ты увидишь, среди синего океана желто-
оранжевый материк, похожий на грушу, знай, это Африка – одно из
загадочных мест на Земле». Путешествуя по Африке, как и по прошлым
материкам, мы изучали природу и животных, узнавали какие племена,
населяли континент, сравнивали, чем они отличались друг от друга, в каких
домах жили. Мы послушали музыку африканских племен и научились их
танцевальным движениям, мы проникли в мир искусства африканского
народа и в творческой мастерской мы сами сделали африканские украшения,
все вместе мы сделали колбасное дерево. Играя в речевые игры, мы
имитировали голос огромного попугая – Жако, произносимые им слова и
звуки. Дети прослушивали запись звуков издаваемых попугаем и пытались
их повторить (так же я предлагала попробовать детям сымитировать шум
самолета, поезда, корабля, машины, шума улицы, шуршание листвы и т. д).
Мы рассматривали достопримечательности Африки и узнали, как жили
древние египтяне. Путешествия по Евразии мы изучали материк через разные страны. В
каждой стране у нас был свой гид, который помог нам узнать всё самое
интересное и необычное. Изучая страны, мы узнали об их
достопримечательностях, людях, праздниках, традициях, попробовали
сделать несколько национальных костюмов, готовили блюда, характерные
для той или иной страны. Мы посмотрели, в какие игры играют на
территории того или иного государства. Мы читали стихи и сказки разных
народов, слушали народную музыку, занимались творчеством и
конструированием. В некоторых странах мы затронули вопросы искусства и
заглянули в мир художников, архитекторов и композиторов.
География для меня не просто предмет в школе, а захватывающее
путешествие, и я старалась вовлечь в него и показать его интересность всем
детям и их родителям. Я старалась, чтобы дети не просто узнали о
континентах, странах и их жителях, об их флоре и фауне, я сталась показать
взаимосвязь природы и жителей стран, связь разных стран, разных культур. Я
использовала все доступные и понятные детям источники: книги, музыку,
творчество. Основным методом, который позволил поддержать интерес к
деятельности детей и родителей стал метод совместных взросло- детских
проектов, технология «трех вопросов» С. М. Оберемок.
Реализовав этот курс в течение трех лет (с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет) я
получила огромное количество дидактического материала, как собственного
производства, так и сделанного детьми самостоятельно и совместно с
родителями. Кроме того, наблюдение и диагностические иследования
позволили сделать вывод о том, что дети прошедшие этот курс в детском
саду более успешны в школе (особенно на уроках окружающего мира) и у
них высокая познавательная мотивация при поступлении в школу.
Мой опыт работы будет интересен педагогам и родителям для совместной
деятельности с детьми, как в детском саду, так и дома, если взрослые хотят
не просто открыть детям знания, но и через эти знания развивать каждого
ребенка.