Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.




Билет № 27

План ответа:

1) Предпосылки свержения ордынского господства;

2) Иван III;

3) Стояние на реке Угре;

4) Значение ликвидации ордынского владычества.

 

Основной предпосылкой свержения ордынского господства было стремление русского народа к независимости, находившее выражение в политике московских князей, объединявших русские земли под своей властью.

Не менее важными были сформировавшиеся экономические условия: переход к двух- и трехпольной системе севооборота, использование сохи с железным лемехом, природных удобрений — все это вело к значительному экономическому подъему и формированию материальной базы для освобождения от чужеземного господства. Рост городов, развитие в них ремесленного производства способствовали усилению мощи русских земель, делали более эффективной борьбу с захватчиками. (С 1382 г. на Руси появилась собственная артиллерия). Русские города, в отличие от городов Западной Европы, не являлись экономическими центрами объединения земель — этому мешало слабое развитие товарно-денежных отношений. Однако города были важными стратегическими центрами, в которых шло сосредоточение сил для борьбы с ордынцами.

Важным фактором для свержения ордынского господства стала поддержка со стороны Русской Православной Церкви.

Не последнюю роль сыграло и то, что сама Золотая Орда вступила в полосу политической раздробленности и распалась на ряд ханств.

В процессе свержения ордынского господства можно выделить несколько рубежных событий русской истории. В 1327 г. московский князь Иван Калита получил право на самостоятельный сбор дани для Орды. В 1380 г. при поддержке боярства и митрополита Алексея великий князь Дмитрий Иванович впервые собрал войско со всех русских земель для борьбы с Мамаем и 8 сентября, применив тактику засадного полка, наголову разбил ордынцев. Эта победа не привела к избавлению от монгольского владычества, но она показала, что объединенное войско всех русских княжеств может одержать победу над врагом.

Важно отметить, что борьба с монголами и становление единого Российского государства шли в тесной взаимосвязи. Эти процессы достигли результата при великом князе Иване III, сумевшем превратить Московское княжество в крупнейшее европейское государство. С 1476 г. он перестал платить дань Орде. Хан Ахмат, выступивший против Москвы осенью 1480 г., встретил войско Ивана III на берегу реки Угры, но не решился на открытое столкновение и после недельного стояния повернул обратно. С ордынским господством было покончено.

Значение ликвидации ордынского владычества. Свержение ига имело для Руси огромное значение. Оно привело к завершению формирования единого Российского государства. В 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси». Доходы от экономической деятельности теперь были полностью направлены на развитие единого государства. Ускорился рост городов. Новый этап обозначился в развитии отечественной художественной культуры. Было положено начало формированию многонационального Русского централизованного государства, в состав которого уже тогда вошли представители ряда народов Поволжья.

 

2. Опишите половецкие города и курганы на территории Донецкого края.

 

На территории современного Харькова сохранились руины древнего приграничного города Донца, куда бежал из половецкого плена князь Игорь, о чем подробно повествует «Слово о полку Игореве». Как отмечает известный исследователь древнерусской литературы М.Ф. Гетьманец, существуют и другие историко-археологические объекты, связанные с половецкой историей. Стоит, например, в Харьковской области город со сладким названием Изюм, на месте которого в древности собирались русские дружины для похода вглубь половецкой степи. Здесь же на реке Сальнице (сегодня она называется Сухой Изюмец) в 1111 г. состоялась знаменитая битва Владимира Мономаха с половцами. Поразительной красоты гора Кремянец служила границей между землей Русской и Дешти-Кипчак.

Но самыми информативными источниками о жизни половцев остаются их посмертные памятники — курганы. Подземный, потусторонний мир – это могила, усыпальница с множеством даров, трупами жертвенных животных и людей, отправленных в мир иной вместе с умершим царем.

Высокая курганная насыпь — это мир земной, а установленная на вершине кургана каменная баба — это символ вечности и небесного мира. Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Появились такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 веках. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров.

Название скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Старейшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры или совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде шапочки вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Некоторые историки полагают, что половецкая столица Шарукань – этимологический источник названия Харьков. На территории нашего края известны захоронения в районе Мариуполя: Новосёловка, «Двугорбая Могила», у сёл Камышеватое, Зажиточное, Васильевка, Раздольное, Самойлово.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: