Область применения речного транспорта




План лекции

1 Общая характеристика речного транспорта.

2 Преимущества речного транспорта.

3 Недостатки речного транспорта.

4 Область применения.

5 Характеристика водных путей.

6 Подвижной состав водного транспорта.

7 Перспективы развития речного транспорта.

 

Речной транспорт (внутренний водный транспорт)транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественным (реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища).

Преимущества речного транспорта:

1. Использование естественных водных путей.

2. Низкая себестоимость перевозок

3. Высокая провозная способность глубоководных путей.

4. Большая грузоподъемность судов и составов

5. Удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов.

6. Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, в 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте.

7. Универсален по роду перевозимых грузов

8. Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Недостатки речного транспорта являются:

1. Низкая скорость судов и доставки грузов

2. Перевозки носят сезонный характер.

3. Зависимость от погодных условий

4. Иногда перевозки ограничены временем суток

5. В межнавигационный период простаивают суда и порты, возникают трудности у работников речного транспорта.

6. Извилистость рек удлиняет путь следования и увеличивает срок доставки грузов.

7. Несовпадение направления течения рек и основных массовых грузопотоков

8. Замкнутость речных бассейнов ограничивает обслуживаемую территорию.

9. Ступенчатость глубин ограничивает применение судов большой грузоподъемности или приводит к дополнительным перевалкам при применении большегрузных судов.

10. Загрязнение рек.

Область применения речного транспорта

1. Перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния.

2. Доставка крупных негабаритных грузов.

3. Перевозки в районы, где нет других видов транспорта.

4. Международные перевозки экспортно-импортных грузов.

5.Смешанные перевозки в судах класса «река-море».

6. Рыболовство.

7. Пассажирские перевозки

8. Туристические, экскурсионные поездки.

Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов

Водные пути характеризуются:

1) питанием (грунтовое, снеготаяние, ледниковое);

2) извилистостью речных путей;

3) направленностью течения. Средняя скорость течения рек 5 км/ч;

4) мощностью течения;

5) замкнутостью бассейнов;

6) периодом навигации;

7) пропускной способностью.

 

 

 
 

 


       
   
 

 

 


Рисунок 1 – Классификация внутренних водных путей

 

Каналы – устраиваются открытыми и шлюзовыми. Открытые (свободные) каналы соединяют реки одного уровня.

 

Шлюзы предназначены для - перехода судов с одного уровня воды на другой, в частности для пропуска судов через плотины. Шлюзы бывают: однокамерные, когда разность вод не превышает 20 м; многокамерные применяют, когда разница вод больше 20 м.

Фарватер (от голл. varen – двигаться и water – вода) – – это полоса водного пути, гарантирующая безопасное двустороннее движение судов

Направление и границу судового хода обозначают навигационными знаками, к которым относятся:

Створные знаки

–Знаки и огни на пролетах мостов

Водные пути характеризуются пропускной способностью – ____________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 


               
   
 
   
для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (на малых реках, в верховьях крупных рек)
   
 

 


 

Перспективы развития речного транспорта:

1. Строительство судов смешанного плавания «река-море»

2. Развитие судостроительных заводов и строительство новых

3. Модернизация действующего флота и преобразование его на класс судов «река-море».

4. Реконструкция устьевых речных портов.

5. Улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах.

6. Модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств в портах.

7. Создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков.

8. Строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа.

9. Создание в речных портах, обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами, контейнерных терминалов и логистических центров.

10. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой.

11. Создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам.

12. Развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации.

 

Домашнее задание

1. Выучить материал по теме «Назначение речного транспорта. Характеристика сети и гидротехнических сооружений речного транспорта» по составленному опорному конспекту лекций.

2. Самостоятельно рассмотреть вопрос и выписать из книги «Технические характеристики судов» автор Смородинцева Е.Е. Единая транспортная система: курс лекций – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013, с.65-67, составить схему классификации речных портов, с.69-76

3. Индивидуальное творческое задание: подготовить реферат или разработать презентацию по теме «История развития речного транспорта».

4.Подготовится к практической работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: