Выполнил: студент 107/ППД
Кулагина А.Д.
Иркутск
С наступлением зимы и морозов водоемы покрываются льдом.
Процесс установления сплошного ледяного покрова и период, в течение которого наблюдается неподвижный ледяной покров называется ледоставом.
Длительность ледостава и толщина льда зависят от продолжительности и температурного режима зимы, характера водного объекта, толщины снега, ветрового режима и других условий. Малые реки и непроточные водоёмы замерзают скорее больших рек.(горные реки из-за быстрого течения обычно не имеют сплошного ледостава.)
Участки открытой воды в ледяном покрове водоема, где течение быстрое или куда притекают тёплые воды (сброс в воду веществ промышленных предприятий, выходы подземных вод), а также при раздвижении льда (например, под воздействием ветра на море) могут оставаться свободными от льда и называются полыньями.
Ледоход — движение льдин на водоемах под действием течения или ветра.(В период замерзания обычен осенний ледоход.)
Пребывание на поверхности льда представляет серьезную опасность, как осенью, так зимой и весной. Существует вероятность получения травмы в следствие скольжения и последующего падения, а так же пролома льда и падения в холодную воду, уход под толщу льда.
По началу замерзания, осенью, лёд ещё не прочен и легко ломается под ногами человека или тяжестью техники.
В весенний же период лёд наоборот начинает таять и становится опять непрочным. От просачивающейся талой воды, лед становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. Весенний ледяной покров на реках нельзя использовать для катания и переходов, – такой лёд очень тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Во льду образуются воздушные поры, которые при движении трудно заметить.
Правила пребывания на льду
Чтобы избежать неприятностей стоит знать некоторые правила.
-Главным условием пребывания людей на поверхности замерзшего водоема является толщина льда не менее 10 сантиметров. Кататься на коньках допускается при толщине льда от 12 см, а пешеходные переправы можно считать безопасными при 15-сантиметровом слое льда.
-Для выезда на лед легковых машин толщина льда должна составлять не менее 30 см. Важно учитывать, что толщина ледяного покрова не везде одинакова. Ближе к берегам, в устьях и притоках рек, местах быстрого течения, бьющих ключей, стоковых вод, районах произрастания водной растительности, деревьев, кустов и камыша прочность льда ослаблена.
-Опасно ходить по льду, находящемуся под снегом – в этом случае есть вероятность попасть в полынью. Особенно часто такие ситуации встречаются весной, когда часть льда уже значительно подтаяла, и он стал пористым по структуре.
-Если температура воздуха держится выше 0ºС более трех дней, то прочность льда уменьшается на 25%;
-Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета прочный, прочность белого в два раза меньше, серый, матово белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.
-Нельзя находиться на льду ночью или во время плохой видимости (туман, сильный снегопад или дождь), так как есть опасность не заметить полынью, разлом или участок водоема не покрытый льдом.
-При необходимости перейти реку или озеро следует пользоваться специальными переправами.
-Никогда нельзя стучать по льду ногами, чтобы проверить его прочность. Это может привести к его пролому. Тестировать лед на прочность лучше лыжной палкой или обычной, нужно прощупывать перед собой путь. Если после первого сильного удара лед начал трескаться - это означает, что он тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует осторожно лечь и ползти по своим следам обратно или отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
-Опасно выходить на лёд в одиночку. Если на льду несколько человек, то дистанция между ними должна составлять минимум 5 метров.
-Дети на льду должны находиться под присмотром взрослых.
-Не переходить водоем по льду в запрещенных местах.
-Не выезжать на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ.
-Если есть рюкзак, нужно повесить его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под ногами провалится.
-На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
-Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными. Поэтому в состоянии алкогольного опьянения выходить на лёд нельзя.