Сферы ответственности различных ведомств РФ в связи с ожидаемыми изменениями климата




 

Значительная часть территории РФ находится в области максимального (как наблюдаемого, так и прогнозируемого) потепления. Смягчение климатических условий может отодвинуть к северу границу зоны комфортного проживания, сократить расходы электроэнергии в отопительный сезон, улучшить ледовую обстановку и, соответственно, транспортировку грузов в арктических морях, облегчить освоение арктических шельфов и т.д. С другой стороны, потепление чревато вытеснением одних биологических видов другими; учащением засух в одних регионах и наводнений - в других; протаиванием вечномерзлых грунтов, которое может нанести серьезный ущерб строениям и коммуникациям в северных регионах РФ, и т.п. При этом неопределенность влияния возможного изменения климата на сельское хозяйство РФ, ее водные ресурсы, энергетику, растительный и животный мир, демографическую ситуацию - весьма велика. Снижение существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий для РФ с целью своевременного принятия надлежащих адаптационных мер может иметь очень большой экономический и социальный эффект.

Какие ранние предупредительные меры необходимо предпринять, чтобы ослабить долговременные негативные последствия изменения климата? Этот вопрос заслуживает особого внимания, и правильный ответ на него требует дальнейшего детального изучения. Вместе с тем происходящие в настоящее время изменения некоторых наиболее важных характеристик климата в ряде регионов РФ, качественно совпадающие с теоретическими оценками, дают основания считать, что время для принятия адаптационных мер уже наступило. Чем позднее будут сформулированы и приняты надлежащие меры по адаптации хозяйственной деятельности и социальных структур к меняющемуся климату, тем большими будут затраты.

Климатические изменения и их последствия характеризуются сложным взаимодействием экологических, экономических, политических, социальных и технологических процессов. В результате, принятие государственных решений, направленных на адаптацию к воздействиям и смягчение последствий изменения климата, должно осуществляться в условиях значительных неопределенностей. Несмотря на это, на сегодняшний день можно констатировать, что наиболее крупные экономики мира уже приняли, по-видимому, главное решение по национальной климатической политике. В частности, США и ЕС со стороны развитых стран, Китай и Индия - со стороны самых крупных развивающихся стран, форсируют свои усилия в области энергоэффективности.

Ожидаемые изменения климата способны затронуть сферу интересов (и ответственности) практически любого ведомства РФ. Определение круга «чувствительных» к климатическим изменениям функций федеральных ведомств выходит далеко за пределы настоящей статьи. В таблице приведены некоторые, не претендующие на полноту и нуждающиеся в дальнейшей проработке примеры климатически обусловленных проблем, которые создают почву для интеграции усилий различных ведомств.

 

Примеры возможных климатически обусловленных проблем, входящих в сферу ответственности федеральных ведомств РФ (По материалам сборника "Результаты исследований изменений климата для стратегий устойчивого развития Российской Федерации", © Росгидромет, 2005)
Федеральное ведомство Примеры ведомственных интересов, связанных с изменением климата
МВД Миграционные процессы, связанные с изменением климата и соответствующими воздействиями на экономику, социальную сферу, комфортность проживания, здоровье населения в различных регионах РФ и за рубежом
МЧС Обусловленные изменениями климата изменения характера, повторяемости, масштабов стихийных бедствий
Министерство иностранных дел РФ Международные соглашения по проблемам окружающей среды и климата. Соблюдение национальных интересов РФ при разграничении морских пространств и дна Северного Ледовитого Океана с приарктическими государствами
Министерство обороны Оборона границ РФ в связи с климатически обусловленными зменениями геополитической обстановки и, в частности, обеспечение защиты суверенитета и международных прав РФ в Арктике, контролирование иностранной военно-морской деятельности в районах, согласованных с ведущими морскими державами на основе двухсторонних и многосторонних соглашений
Министерство здравохранения и социального развития Климатически обусловленные угрозы здоровью и занятности населения
Министерство образования и науки Подготовка квалифицированных научных кадров.
Министерство природных ресурсов Климатические воздействия на природные ресурсы РФ: возникновение недостатка питьевой воды в некоторых регионах РФ, изменение пожароопасности в лесах, вытеснение одних биологических видов другими, возникновение ранее не свойственных заболеваний деревьев. Облегчение доступа к новым ресурсам в Арктике и связанные с ним проблемы загрязнения окружающей среды.
Министерство промышленности и энергетики Проблемы энергосбережения, использование альтернативных углеводородам видов топлива. Переход на чистые технологии. Изменение продолжительности отопительного периода. Мониторинг эмиссии парниковых газов.
Министерство регионального развития Стратегии устойчивого развития регионов. Влияние изменений климата на региональную экономику. Воздействие изменений климата (например, таяние мерзлоты) на инфраструктуры. Новые СНИПы.
Министерство сельского хозяйства Изменение урожайности различных культур в новых климатических условиях. Изменения пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. Изменения промысловых районов в морях и океанах. Новые инфекции и паразиты. вытеснение одних биологических видов другими.
Министерство транспорта Освоение Северного морского пути и связанная с ним потребность в обновлении и безопасной эксплуатации судов ледокольного класса, включая атомный ледокольный флот. Воздействие таяния мерзлоты на авто- и железные дороги. Изменения ландшафтов, например, в результате таяния вечномерзлых грунтов. Изменение береговой черты в результате подъёма уровня океана. Воздействие климатических изменений на морские и речные порты и судоходство: наводнения, усиление штормовой активности в арктических морях.
Министерство информационных технологий и связи Участие в технологическом обеспечении климатических исследований и мониторинга климата и парниковых газов, проводимых в РФ
Министерство финансов Финансирование приоритетных научных исследований в области климата и адаптационных мероприятий. Особенности финансирования регионов Крайнего Севера РФ в условиях сдвига климатических зон
Министерство экономического развития и торговли Экономическое обоснование принятия политических и экономических решений, связанных с изменением климата, например, оценка экономических рисков, прогноз и учёт выгод и потерь РФ при заключении международных соглашений
Росгидромет Организация исследований климата и последствий его изменения - глобальных и на территории РФ. Мониторинг климата и эмиссии парниковых газов. Подготовка Национальных докладов о климатических воздействиях на территории РФ. Межведомственная интеграция работ в области климата.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Экологические последствия климатических изменений: например, загрязнение Арктики в результате интенсификации хозяйственной деятельности. Изменения в ТЭК в связи с переходом на альтернативные углеводородам виды топлива
Федеральное агенство по атомной энергии Возможное увеличение сектора атомной энергетики в ТЭК РФ. Обновление и эксплуатация атомного ледокольного флота
Федеральное космическое агенство Участие в решении приоритетных научных задач. Мониторинг климата
Федеральное агенство по туризму Новые возможности для туристического бизнеса в результате смягчения климата высоких широт в РФ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: