Значительная часть территории РФ находится в области максимального (как наблюдаемого, так и прогнозируемого) потепления. Смягчение климатических условий может отодвинуть к северу границу зоны комфортного проживания, сократить расходы электроэнергии в отопительный сезон, улучшить ледовую обстановку и, соответственно, транспортировку грузов в арктических морях, облегчить освоение арктических шельфов и т.д. С другой стороны, потепление чревато вытеснением одних биологических видов другими; учащением засух в одних регионах и наводнений - в других; протаиванием вечномерзлых грунтов, которое может нанести серьезный ущерб строениям и коммуникациям в северных регионах РФ, и т.п. При этом неопределенность влияния возможного изменения климата на сельское хозяйство РФ, ее водные ресурсы, энергетику, растительный и животный мир, демографическую ситуацию - весьма велика. Снижение существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий для РФ с целью своевременного принятия надлежащих адаптационных мер может иметь очень большой экономический и социальный эффект.
Какие ранние предупредительные меры необходимо предпринять, чтобы ослабить долговременные негативные последствия изменения климата? Этот вопрос заслуживает особого внимания, и правильный ответ на него требует дальнейшего детального изучения. Вместе с тем происходящие в настоящее время изменения некоторых наиболее важных характеристик климата в ряде регионов РФ, качественно совпадающие с теоретическими оценками, дают основания считать, что время для принятия адаптационных мер уже наступило. Чем позднее будут сформулированы и приняты надлежащие меры по адаптации хозяйственной деятельности и социальных структур к меняющемуся климату, тем большими будут затраты.
|
Климатические изменения и их последствия характеризуются сложным взаимодействием экологических, экономических, политических, социальных и технологических процессов. В результате, принятие государственных решений, направленных на адаптацию к воздействиям и смягчение последствий изменения климата, должно осуществляться в условиях значительных неопределенностей. Несмотря на это, на сегодняшний день можно констатировать, что наиболее крупные экономики мира уже приняли, по-видимому, главное решение по национальной климатической политике. В частности, США и ЕС со стороны развитых стран, Китай и Индия - со стороны самых крупных развивающихся стран, форсируют свои усилия в области энергоэффективности.
Ожидаемые изменения климата способны затронуть сферу интересов (и ответственности) практически любого ведомства РФ. Определение круга «чувствительных» к климатическим изменениям функций федеральных ведомств выходит далеко за пределы настоящей статьи. В таблице приведены некоторые, не претендующие на полноту и нуждающиеся в дальнейшей проработке примеры климатически обусловленных проблем, которые создают почву для интеграции усилий различных ведомств.
Примеры возможных климатически обусловленных проблем, входящих в сферу ответственности федеральных ведомств РФ (По материалам сборника "Результаты исследований изменений климата для стратегий устойчивого развития Российской Федерации", © Росгидромет, 2005) | |
Федеральное ведомство | Примеры ведомственных интересов, связанных с изменением климата |
МВД | Миграционные процессы, связанные с изменением климата и соответствующими воздействиями на экономику, социальную сферу, комфортность проживания, здоровье населения в различных регионах РФ и за рубежом |
МЧС | Обусловленные изменениями климата изменения характера, повторяемости, масштабов стихийных бедствий |
Министерство иностранных дел РФ | Международные соглашения по проблемам окружающей среды и климата. Соблюдение национальных интересов РФ при разграничении морских пространств и дна Северного Ледовитого Океана с приарктическими государствами |
Министерство обороны | Оборона границ РФ в связи с климатически обусловленными зменениями геополитической обстановки и, в частности, обеспечение защиты суверенитета и международных прав РФ в Арктике, контролирование иностранной военно-морской деятельности в районах, согласованных с ведущими морскими державами на основе двухсторонних и многосторонних соглашений |
Министерство здравохранения и социального развития | Климатически обусловленные угрозы здоровью и занятности населения |
Министерство образования и науки | Подготовка квалифицированных научных кадров. |
Министерство природных ресурсов | Климатические воздействия на природные ресурсы РФ: возникновение недостатка питьевой воды в некоторых регионах РФ, изменение пожароопасности в лесах, вытеснение одних биологических видов другими, возникновение ранее не свойственных заболеваний деревьев. Облегчение доступа к новым ресурсам в Арктике и связанные с ним проблемы загрязнения окружающей среды. |
Министерство промышленности и энергетики | Проблемы энергосбережения, использование альтернативных углеводородам видов топлива. Переход на чистые технологии. Изменение продолжительности отопительного периода. Мониторинг эмиссии парниковых газов. |
Министерство регионального развития | Стратегии устойчивого развития регионов. Влияние изменений климата на региональную экономику. Воздействие изменений климата (например, таяние мерзлоты) на инфраструктуры. Новые СНИПы. |
Министерство сельского хозяйства | Изменение урожайности различных культур в новых климатических условиях. Изменения пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. Изменения промысловых районов в морях и океанах. Новые инфекции и паразиты. вытеснение одних биологических видов другими. |
Министерство транспорта | Освоение Северного морского пути и связанная с ним потребность в обновлении и безопасной эксплуатации судов ледокольного класса, включая атомный ледокольный флот. Воздействие таяния мерзлоты на авто- и железные дороги. Изменения ландшафтов, например, в результате таяния вечномерзлых грунтов. Изменение береговой черты в результате подъёма уровня океана. Воздействие климатических изменений на морские и речные порты и судоходство: наводнения, усиление штормовой активности в арктических морях. |
Министерство информационных технологий и связи | Участие в технологическом обеспечении климатических исследований и мониторинга климата и парниковых газов, проводимых в РФ |
Министерство финансов | Финансирование приоритетных научных исследований в области климата и адаптационных мероприятий. Особенности финансирования регионов Крайнего Севера РФ в условиях сдвига климатических зон |
Министерство экономического развития и торговли | Экономическое обоснование принятия политических и экономических решений, связанных с изменением климата, например, оценка экономических рисков, прогноз и учёт выгод и потерь РФ при заключении международных соглашений |
Росгидромет | Организация исследований климата и последствий его изменения - глобальных и на территории РФ. Мониторинг климата и эмиссии парниковых газов. Подготовка Национальных докладов о климатических воздействиях на территории РФ. Межведомственная интеграция работ в области климата. |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | Экологические последствия климатических изменений: например, загрязнение Арктики в результате интенсификации хозяйственной деятельности. Изменения в ТЭК в связи с переходом на альтернативные углеводородам виды топлива |
Федеральное агенство по атомной энергии | Возможное увеличение сектора атомной энергетики в ТЭК РФ. Обновление и эксплуатация атомного ледокольного флота |
Федеральное космическое агенство | Участие в решении приоритетных научных задач. Мониторинг климата |
Федеральное агенство по туризму | Новые возможности для туристического бизнеса в результате смягчения климата высоких широт в РФ |
|