Анализ динамики цен на отечественную продукцию




План

 

Введение

1. Состояние рынка животноводческой продукции в Российской Федерации

2. Анализ динамики цен на отечественную продукцию

3. Рекомендации по совершенствованию ценовых и финансово- кредитных отношений в отрасли

4. Комплекс мер по развитию животноводства

5. Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Формирование системы агропродовольственного рынка связано с выращиванием различных видов сельскохозяйственных культур, разведением животных.

Рынок животноводческой продукции является важнейшей составляющей и неотъемлемой частью агропродовольственного рынка, образуя сравнительно крупный его сегмент, как по емкости, так и по числу его участников.

Различные виды животноводческой продукции, как для отдельного человека, так и для всей экономики страны имеют важное значение. Это также связано с тем, что интерес к мясной промышленности в последние годы возрос в связи с высоким спросом на ее продукцию на мировом и российском рынках. Поэтому процесс исследования, теоретических вопросов связанных с проблемами данного рынка является своевременным как для агропромышленного комплекса в целом, так и рынка животноводческой продукции в частности. Следовательно, совершенствование как теоретических, так и практических вопросов формирования и развития рынка животноводческой продукции, является важной проблемой требующей своего разрешения.

Вопросы формирования и развития рынка вообще и агропродовольственного рынка в частности имеют многоплановый характер. Это предопределяет множественные направления и сложность ее как теоретической разработки, так и практического применения.

Недостаточная степень изученности, а также теоретическая и практическая значимость вопросов формирования и развития рынка животноводческой продукции подтверждает актуальность темы исследования, предопределяя задачи и структуру работы. Задачи:

1. Рассмотреть состояние рынка животноводческой продукции в Российской Федерации;

2. Проанализировать динамику цен на отечественную продукцию и их соотношение как по регионам, так и сценами на продукцию, поступающую по импорту;

3. Дать рекомендации по совершенствованию ценовых и финансово- кредитных отношений в отрасли;

4. Предложить комплекс мер по развитию животноводства, в том числе мясного скотоводства.

Рынок животноводческой продукции, как и продовольственный рынок в целом, представляет собой сложную динамично развивающуюся экономическую систему, функционирующую под влиянием различных факторов. Рынок предполагает в первую очередь поддержание равновесия между спросом и предложением на определенный товар. В этом процессе важная роль принадлежит регулированию производства продукции, ее переработки, сбыта и потребления.

 

1. Состояние рынка животноводческой продукции
в Российской Федерации

 

Состояние рынка животноводческой продукции характеризует уровень жизни населения, так как ее удельный вес в структуре продовольственных товаров, входящих в фиксированный набор потребительских товаров и услуг, составляет около 50%, в том числе мясопродуктов - 28%, молока и молочных продуктов -17%.

Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в последние годы возрастает: если в 2000 году оно составляло 45 кг, то в 2005 году - 55 кг, по молоку и молочным продуктам соответственно 216 и 235 кг. Однако у 80% граждан страны эти показатели ниже рациональных норм потребления, равных по мясу 74 кг, молоку - 389 кг.

Одна из причин этого - низкие темпы роста производства основных видов продукции животноводства. Так, в 2006 году по сравнению с 2003 г. производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий увеличилось лишь на 3,9%, а молока уменьшилось на 6%. А в 2007 году производство скота и птицы на 10,1% больше чем в 2006 году При этом в хозяйствах населения, на долю которых приходится половина поставляемого мяса, производство сократилось на 4,1%. Крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили производство мяса на 27,2%, сельскохозяйственные организации - на 12,6%. В последних рост обеспечивался, главным образом, за счет увеличения производства мяса птицы и свиней.

В тоже время на рынке мяса крупного скота сложилась неблагоприятная ситуация: в последние годы производство мяса сократилось, основная причина - сокращение поголовья скота.

Такая же ситуация наблюдается на рынке молока. Несмотря на рост молочной продуктивности коров, производство молока в хозяйствах населения, которые дают более половины его объема, уменьшилось на 5,8%, в сельскохозяйственных организациях - на 7,8% по сравнению с 2003 годом. Рост производства молока на 25% наблюдался лишь в крестьянских (фермерских) хозяйствах, но их доля в общем объеме незначительна. Следует отметить, что цена реализации 1т молока возросла с 4890 руб. в 2003 году до 7300 руб. в 2006 году, то есть почти в 1,5 раза. Однако, это не стало стимулирующим фактором развития отрасли, так как одновременно опережающими темпами повышалась себестоимость молока. В 2006-2007 годах производство молока стабилизировалось за счет некоторого его увеличения в сельскохозяйственных организациях.

Дефицит на рынке отечественной продукции животноводства компенсируется увеличением импорта, доля которого динамично растет. Так, объемы ввозимого мяса и мясопродуктов за 2000 - 2005 годы увеличились с 2,1 до 3 млн т, или на 43%. По данным Росстата, доля импорта в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в январе-сентябре 2007 года снизилась и составила 33,7% против 35,2% в соответствующем периоде 2006 года.

При этом импорт свинины и баранины увеличился. Ввоз говядины и птицы, напротив, уменьшился. Объемы импортных молочных продуктов на рынке за этот же период возросли, доля импорта в формировании ресурсов молока составила 16,5%.

Анализ динамики цен на отечественную продукцию

 

Нестабильность рынка животноводческой продукции проявляется также в значительных колебаниях цен.

В 2001 - 2002 годы в связи с высоким урожаем зерновых культур ситуация с обеспеченностью животноводства кормами улучшилась, что позволило удерживать цены сельхозтоваропроизводителей на скот и птицу на относительно низком уровне. Однако в 2004 - 2005 годы из-за удорожания кормов произошел скачок закупочных цен сельхозтоваропроизводителей на скот и птицу. Сдерживаемые в течение двух лет при постоянном увеличении себестоимости цены на мясо КРС возросли в последующие 2 года на 16,3% и 27,1% соответственно. В следующие 2 года рост цен на мясо продолжился.

Следует отметить, что цены реализации животноводческой продукции имеют значительные колебания по регионам страны. Так, цены на КРС по отношению к средней цене по Российской Федерации составляют: в Сибирском федеральном округе - 94%, Центральном и Южном федеральных округах -99%, Приволжском и Уральском - соответственно 103 и 106%, Дальневосточном - 122%. Еще большие различия в ценах реализации по округам наблюдаются по мясу свиней и птицы. Внутри федеральных округов по отдельным регионам цены также имеют значительные колебания.

Анализ показывает, что даже при росте цен на ввозимое мясо во многих регионах реализационные цены на мясо свиней и птицы в 2007 году намного выше импортных и только цены на мясо КРС по всем федеральным округам, кроме Дальневосточного, ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: