На вкладке «Интернет-экзамен» указан дальнейший маршрут (см. ниже – 6 пунктов).




Перед тем как следовать по этому маршруту скопируйте «КЛЮЧ» (см. 3-й пункт), который надо будет ввести после захода на сайт. Параметры тестирования выбирайте: «Базовый курс», специальность – «экономика», дисциплина – «социология»

1. зайти на сайт www.training.i-exam.ru,

2. нажать кнопку «Пройти тестирование»,

3. ввести ключ —

4. нажать кнопку «Войти»,

5. выбрать параметры тестирования (специальность, предмет – социология или др.),

6. нажать кнопку «Пройти тестирование».

Патанджали (II в. до н.э.) – основатель философско-религиозной школы Йоги (Даршаны). Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с богом.

Космос («порядок») – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого: так, Пифагор называл универсум «космосом», исходя из наличия в нем гармонии; Анаксимандр писал о концентрических сферах «элементов» внутри мира-небосвода; Гераклит говорил о «мирострое» вселенной; Платон объяснял возникновение космоса как результат упорядочивающей деятельности демиурга (творца).

Логос («слово», «смысл») – термин, означающий разумную необходимость, управляющую миром; это универсальный закон, придающий смысл, стабильность и гармонию всему сущему: термин был введен Гераклитом с целью обозначить всеединство и законосообразность постоянного движения в мире; стоики называли Логос «душой космоса»; неоплатоники – эманациями (истечениями) умопостигаемого мира.

Архе («начало», «принцип») – термин для обозначения онтологического и гносеологического принципа первоначала; большинство древнегреческих философов (Фалес, Гераклит и др.) понимали под «архе» субстанцию или «первоматерию», находящуюся за границами чувственного восприятия и являющуюся основой всего сущего: термин объясняется у Платона как «нечто невозникшее» и у Аристотеля как «недоказуемое» «начало сущности».

Телос («завершение», «цель») – предназначение сущего – отдельных вещей, человека и мира в целом: термин формируется в классический период древнегреческой философии у Платона и Аристотеля и означает свойство самой природы вещей («природа ничего не делает напрасно») – это не просто причинно-следственные связи явлений, а внутренняя логика целенаправленного движения.

Основными принципами религиозно-философского учения Августина Блаженного являются (соч. «Исповедь», «О граде Божием»): теодицея, эсхатология, мистицизм, волюнтаризм, так как философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяется божественное бытие и человеческое. Теодицея (оправдание Бога) свойственна религиозно-философским доктринам, стремящимся согласовать идею благого и разумного Бога с наличием мирового зла: Бог есть Совершенная Личность, творящая мир по своему образу и подобию; зло является следствием «отпадения» мира от Бога в область небытия в результате действия свободной воли человека (грехопадения) и потому есть недостаток совершенства (добра) в отрыве от целого. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека – представляет собой мистическое осмысление истории как логического процесса, направляемого волей Бога (провиденциализм): целью истории является преображение несовершенного земного бытия в совершенное Царство Божие, окончательное преодоление мирового зла. Мистицизм – доктрина, осмысляющая духовную практику непосредственного единения человека с Богом: познание божественной истины – это иррациональный, интуитивный процесс восхождения духа, предполагающий озарение и мистический экстаз, «слияние» верующего с Абсолютом. Волюнтаризм – учение, рассматривающее волю как высший принцип бытия: воля и любовь ценнее разума; миром управляет Божественная воля; человек наделен свободой воли, предопределяющей грехопадение (ослабление воли к добру) и спасение души (следование божьей воле).

Принципами, объединяющими гносеологические учения Джорджа Беркли и Дэвида Юма, являются положения, заостряющие субъективистские тенденции эмпиризма и ставящие под вопрос устоявшийся образ реальности: сенсуализм, скептицизм, феноменализм.

Сенсуализм (от лат.sensus – чувство, ощущение) направление в теории познания, рассматривающее в качестве первичных данных сознания непосредственные впечатления опыта – ощущения. Скептицизм – сомнение в объективном существовании материальной (а у Д. Юма – и духовной) субстанции, не зависящей от восприятия субъекта. Дж. Беркли выражает принцип сомнения в тезисе «esse est percipi» – «существовать значит быть воспринимаемым»: все качества предметов (цвет, запах, вкус, форма и т.д.) обусловлены нашими ощущениями, поэтому единственной реальностью являются только «идеи» вещей, но не материя. Д. Юм сомневается в существовании объективной причинно-следственной связи вещей, так как, по его мнению, понятие «причинность» есть не что иное, как комплекс психологических реакций (ассоциаций, привычек и ожиданий), создающих «естественную веру» в реальность (психологизм). Феноменализм – принцип, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, а лишь с совокупностью чувственных явлений – феноменов. Д. Юм различает такие феномены сознания, как ощущения, «простые идеи», впечатления внутреннего опыта (аффекты) и «сложные идеи».

Представления о Боге в немецкой классической философии различаются в зависимости от позиции ее представителей.

Трансцендентальный идеализм И. Канта рассматривает Бога сквозь призму деятельности субъекта: свидетельством существования Бога является не теоретический, а практический разум, обусловливающий поступки людей в соответствии с внутренним моральным законом, Бог есть объект не знания, а веры. Субъективный идеализм И. Фихте рассматривает Бога сквозь призму автономии воли субъекта, осуществляющего саморазвитие в соответствии с недостижимым идеалом, присутствующим в его сознании; противоречие между «индивидуальным Я» и «абсолютным Я» оказывается движущей силой развития субъекта в освоении им сферы «не-Я», природы.

Объективный идеализм Гегеля в качестве субъекта познания и освоения мира рассматривает не человека, а Бога: Мировой Дух раскрывается в природе и человеческой деятельности и, путем восхождения от абстрактного (чистых идей, логических категорий) к конкретному (явлениям природы и культуры), осуществляет самопознание. Бог в трактовке Г. Гегеля лишается личностных качеств, рационализируется и схематизируется, в результате чего антропологический материализм Л. Фейербаха рассматривает его уже не в качестве самостоятельной сущности, а в качестве человеческой сущности, объективированной и отчужденной от человека: бессилие человека перед силами природы ищет выход в порождаемом фантазией образе Бога и ставит человека в зависимость от вымышленного «творца». К. Маркс видит одним из важнейших условий освобождения человека «возвращение» к нему его отчужденной, творческой сущности.

Экзистенциалисты А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и К. Ясперс – отвергли рациональное познание как не соответствующее специфике философского знания философии.

Принципами философской системы Н. Бердяева являются: антропологизм, волюнтаризм, мистицизм.

Антропологизм – признание человеческой личности в качестве высшей ценности и творческой реальности. Личность в системе Н. Бердяева является фундаментальной онтологической категорией, соотносительной Богу и космосу. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими: личность не есть часть чего-то, она – конкретное духовное целое, ее главное проявление – свобода, бытие как непосредственно данное человеческое существование (экзистенцию), как нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Трагичность существования человека в мире, по Н. Бердяеву, обусловлена двойственностью бытия (разделением на идеальный и материальный миры), нахождением человека между свободой и необходимостью, целостностью и объективацией (погружением в безличностный мир природы и социума). Преодоление отчуждения достигается в свободном творчестве, преображающем мир. Волюнтаризм – принцип, выдвигающий на первый план бытия волю. По Н. Бердяеву, бытие поддерживается божественной волей; и человек может утвердить себя только путем свободного волеизъявления, что предопределяет и трагизм его существования (отпадение от Бога), и преодоление конечности жизни (свободное принятие высшей воли).

Природа, или мир, – понятие, обозначающее совокупность всех материальных вещей, процессов, явлений в их всеобщей связи. Одной из проблем онтологии является решение вопроса о соотношении живого и неживого в природе: существует ли единая (одушевленная или неодушевленная) сущность всех природных явлений или же эти две формы существования имеют самостоятельные, несводимые друг к другу сущности? Гилозоизм – концепция, рассматривающая всю материю и природу как живую, одушевленную (свойственна в основном древнейшим учениям). Близким гилозоизму является панпсихизм – учение, согласно которому все вещи одушевлены, обладают психикой, сознанием. Витализм – воззрение, согласно которому в природе имеется наличие особой жизненной силы, выступающей первопричиной всякого проявления жизни. Витализм отрицает физико-механическую причинность в объяснении жизненных процессов, приписывая им собственную внутреннюю закономерность (характерен в основном для идеализма и иррационализма). Механицизм – учение, в основе которого лежит представление о природе как механизме, мировой машине, сущностью которой являются физические процессы (характерен для материализма древности и Нового времени).

Диалектический материализм – философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания. Субъективный идеализм –форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д.

Источником (причиной) движения являются противоречия – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Противоречия бывают внешние (взаимодействие разных систем) и внутренние (взаимодействие элементов внутри системы). Формы движения характеризуют характер протекания процесса в материальных системах: эволюция – постепенные, медленные изменения, связанные с накоплением или уменьшением количества элементов в системе; революция – глубокое качественное изменение в развитии системы, приводящее к переходу ее на новый уровень. Направления движения – это изменения системы в сторону восхождения от простого к сложному, от несовершенного к совершенному (прогресс), либо в сторону нисхождения (регресс).

К. Маркс, Ф. Энгельс перевели мистическую форму мышления в материальную плоскость, утверждая тем самым, что диалектические законы развития принадлежат не отдельному субъекту (И. Кант), не Мировому Духу (Г. Гегель), а материальному миру в целом.

 

Общими позициями субъективного идеализма и диалектического материализма в трактовке сознания и познания являются следующие: 1) субъект познания активен; 2) ощущения есть исходный материал знания. Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, Г. Фихте), обратив внимание на деятельностную природу мышления, сделал вывод об определяющей роли субъекта в процессе познания и объявил ощущения единственным предметом познания, из чего следовало, что объект познания создается субъектом и зависит от него. Диалектический материализм под активностью подразумевает не только мыслительную, но и практическую деятельность субъекта, преобразующего природу, общество и самого себя. Основой познания данное учение считает чувственный опыт, ощущения, источником которых выступает материальная действительность: сознание с его содержанием есть «субъективный образ объективного мира».

 

Для агностицизма (направления, согласно которому вопрос о возможности достоверного знания не может быть решен окончательно) характерны следующие идеи: 1) существует принципиально непознаваемое: возможности научного познания ограничены, наука неспособна ответить на все вопросы о мире (например, вопрос о Боге, свободе и бессмертии души выходит за пределы ее возможностей); 2) между сущностью и явлением нет взаимосвязи: мир разделяется на две составляющие – данные в опыте явления и непознаваемые, ноуменальные сущности вещей, относительно которых человек не может сказать ничего утвердительного; 3) отношение между фактом и высказыванием условно: возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях; познание не является прямым отражением объективной действительности, оно преломляется через субъективный опыт, принятые сообществом ученых парадигмы, символы, убеждения

 

Общей чертой чувственного и рационального познания является способность отражать объективные стороны познаваемого объекта. И разум человека, и его чувства (ощущения, восприятия, представления) способны адекватно отражать объективную реальность. Чувственные способности субъекта интерпретируют, перекодируют информацию о предмете, в результате чего формируется образ, изоморфный предмету объективной реальности.
Другой общей чертой чувственного и рационального познания является социальная обусловленность. Известно, что органы чувств человека есть результат не только эволюции органического мира, но и социального развития. Кроме того, в любом акте чувственного переживания внешнего мира мы понимаем, ЧТО ощущаем, воспринимаем. Если мы не можем соединить конкретное восприятие ни с одним понятием, то мы и не понимаем, что воспринимаем. Информация остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания.

 

В современной гносеологии существуют различные концепции истины: классическая (корреспондентская) – критерий истины состоит в степени ее соответствия реальности; конвенционалистская, в соответствии с которой истина есть результат соглашения между специалистами данной отрасли знания.

 

Наука в отличие от философии абстрагируется от проблемы ценностей и вынесения ценностных суждений. Наука нацелена на поиск истины, независимо от того, хорошим или плохим является то, что она обнаруживает в объективных явлениях. Наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?», «как?», «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?» Из философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима. Претендуя на решение вечных вопросов, философия ориентирована не только на поиск истины, но и на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью. Например, имея представление о том, что такое добро, мы стараемся перестроить в соответствии с ним как собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и не претендует на универсальность. Философия же выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого, а также проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов.

 

При всем различии эмпирический и теоретический уровень взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. Более того, если целью эмпирического познания является установление научных фактов, то от научной модели зависит, каким образом будут упорядочены и интерпретированы факты. По словам А. Пуанкаре, ученый создает язык, на котором говорится о факте. Следовательно, «всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений»; «эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой».

 

Представителями эволюционной эпистемологии являются швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже (1895–1980), американский философ С. Тулмин (1922–1997). Изучая детскую психику, Ж. Пиаже пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психогенез является частью эмбриогенеза, который не заканчивается при рождении ребенка, так как ребенок непрерывно испытывает влияние среды, благодаря чему происходит адаптация его мышления к реальности (Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994). С. Тулмин, опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, кладет в основание науки «идеалы естественного порядка». С его точки зрения, познавательный аппарат человека – это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции, поэтому теории называются «поапуляционными понятиями», а их выживаемость уподобляется процессам созревания и мутации (инновациям). Мутации сдерживаются факторами критики и самокритики, что по аналогии играет роль естественного и искусственного отбора (Тулмин Ст. Человеческое познание. М., 1984).

 

Особенностью современного технического развития является создание новых технологий на базе научной теории. В XIX веке появляются технические науки, с этого времени развитие техники невозможно без науки. Теперь к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технических знаний, которые воплощаются как в разного рода технических устройствах, так и в статьях, книгах, учебниках и т.д. Если современная техника производит прежде всего не артефакты, а технологии изготовления артефактов, то современная наука в значительной степени приобретает технический и технологический характер.
Другой особенностью современного технического развития является переход от «жестких» к «гибким» технологиям и естествознанию. На этом этапе происходит переход к исследованию «человекосоразмерных» систем; при этом поиск истины связан с определением стратегии и возможных направлений такой системы, с которой нельзя свободно экспериментировать, что задается гуманистическими ценностями. В современных условиях все большее место на стадии разработки занимают вопросы, касающиеся эстетики, экологии, экономики, морали, психологии, политики и т.д. Определяющую роль в данном случае играет знание запретов на некоторые стратегии, могущие привести к катастрофическим последствиям (например, в области биотехнологии, генной инженерии, экологии человека в широком смысле слова).

 

Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии герменевтики и постмодернизма. Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Представителями данной школы являются: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас и др. Несмотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста.
Постмодерн исторически обозначил переход от Нового (modern) времени к современности (modernity) и выступил оппонентом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII века. Многие теоретики постмодерна являются филологами по образованию и литераторы, что в немалой степени определило их внимание к тексту. Кроме того, информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей к производству знаков, символов, информации. Представители постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Р. Рорти и др.

 

«Положительная свобода», или «свобода для», то есть самоосуществление личности через освоение мира, связана с такими проявлениями личности, как 1) самостоятельный выбор; 2) осуществление лучшего из возможного; 3) творческая; 4) способность к творческой деятельности.

 

Классическими трудами по философской антропологии являются «Положение человека в космосе» М. Шелера, «Ступени органического в человеке» Г. Плеснера.

 

Взаимосвязь религиозных и моральных ценностей проявляется в 1) нравственной проблематике, формировании представлений о добре, долге, вине, свободе, ответственности, справедливости, счастье; 2) утверждении веры в качестве психологической установки на безусловное принятие высшей, абсолютной реальности (для религии – Бога, для морали – добра, блага), выступающей мерилом, критерием оценки индивидуальной жизни; 3) преобладании эмоционально-чувственного восприятия мира, основанном на глубинно-личностном отношении к реальности, чувстве эмпатии (сочувствии, сострадании), сопричастности ко всему сущему. И религиозные, и моральные ценности выступают фактором, регулирующим мотивацию личности, формирующим мировоззренческие убеждения, установки, принципы поведения, действуя как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, стремлений и целей. Не случайно И. Кант отождествляет моральную и религиозную веру как фактор, определяющий деятельность человека в практической сфере.

 

П.А. Сорокин и Р. Арон в качестве главного классообразующего признака называют доходы. В то же время в обществе неравенство людей определяется также и тем, каков их род занятий и степень власти. Считается, что эти критерии определяют круг социальных благ, к которым стремятся люди. Между этими критериями существует взаимосвязь. Доступ к наиболее дорогим социальным благам может быть получен благодаря высокому образованию и престижу занятий, которые, в свою очередь, могут быть достигнуты с помощью денег и власти.

В анализе свободы можно выделить три аспекта: экономический, духовный, политический. Политический аспект свободы подразумевает свободу слова, свободу создавать политические организации, свободу избирать и быть избранным и т.д. Таким образом, человек оказывает реальное воздействие на политическую жизнь общества.

 

Понятие «культура» рассматривается как в широком, так и в узком значении. В широком значении под культурой понимается всё то, что создано человеком. В этом случае она противопоставляется естественной природе и подразделяется на материальную и духовную культуру. Гораздо чаще этот термин используют только по отношению к духовной культуре.

 

К глобальным проблемам относятся: предотвращение третьей мировой войны, преодоление разрыва в социально-экономическом развитии стран «Севера» и «Юга», загрязнение атмосферы и Мирового океана, борьба с международным терроризмом, угроза духовности и телесности человека. Глобальные проблемы – это проблемы, которые носят планетарный характер, угрожают всему человечеству и могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

 

«….Своеобразие психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. …Можно спокойно усомниться в том, что на этом пути мы достигнем последней истины, от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку приложения. Ведь их цель – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я».

Автором приведенного отрывка является …

Автором приведенного отрывка является З. Фрейд – австрийский психолог и невролог. Свои идеи он развил в психоанализе – учении, которое рассматривает роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.

 

З. Фрейд в психике человека выделяет три пласта: «Я», «Оно», «Сверх-Я».


«Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека, «Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики, «Сверх-Я» – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Согласно З. Фрейду, сознание (разумное «Я» человека) осуществляет цензуру желаний бессознательного, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей проникновения бессознательного относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии.

 

Учение, разработанное автором для лечения психических заболеваний, а также для раскрытия роли бессознательного в жизни человека, носит название … ПСИХОАНАЛИЗ

Свои идеи З. Фрейд развил в психоанализе – учении, которое рассматривает роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.

 

«Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор, сделанный без точки опоры и предписывающий себе мотивы, может казаться абсурдным, и им он в самом деле является. Человеческая реальность может выбрать себя, как она хочет, но не может не выбирать себя; она не может даже отказаться от того, чтобы быть; самоубийство, в действительности, есть выбор и утверждение: быть. Этот выбор абсурден не потому, что он не имеет основания, но потому, что нет и не было возможности не выбирать».

Автором данного отрывка является философ … Ж.-П. Сартр

 

«Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор, сделанный без точки опоры и предписывающий себе мотивы, может казаться абсурдным, и им он в самом деле является. Человеческая реальность может выбрать себя, как она хочет, но не может не выбирать себя; она не может даже отказаться от того, чтобы быть; самоубийство, в действительности, есть выбор и утверждение: быть. Этот выбор абсурден не потому, что он не имеет основания, но потому, что нет и не было возможности не выбирать».

К числу наиболее существенных характеристик человеческого бытия автор отрывка относит … АБСУРД и ВЫБОР

По мысли Ж.-П. Сартра, «мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания». Причем выбор этот абсурден, так как у нас «нет и не было возможности не выбирать».
Данный отрывок раскрывает специфику человеческого бытия с точки зрения школы …

Характеристика человеческого бытия через понятия «становление», «выбор», «абсурд» типична для философской школы экзистенциализма.

 

Установите соответствие между онтологическими позициями и подходами к решению вопроса об отношении бытия и сознания.
1. Реализм
2. Субъективный идеализм
3. Экзистенциализм

Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей. Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?

Реализм – наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи, Бога, разума), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность. Субъективный идеализм является антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Экзистенциализм (философия существования ХХ века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек – это самосознающая и свободная реальность.

Укажите соответствие для каждогонумерованного элемента задания

  бытие не зависит от сознания
  единственное бытие – индивидуальное сознание
    бытие есть содержание сознания, отличное от самого сознания
  бытие человека противостоит бытию вещей

 

 

Установите соответствие между формами бытия и их содержанием.
1. Природное
2. Социальное
3. Субъективное духовное
4. Объективное духовное

 

Бытие – весь существующий мир – представляет собой единство многообразных форм и уровней: предметно-вещественной реальности, человека и духа. Природное бытие – совокупность всех вещей и событий в их всеобщей связи; естественная среда обитания. Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в том числе в форме культуры. Человеческая сущность есть единство природы и духа, что позволяет человеку отделять себя от природы и преобразовывать ее, создавая искусственную среду обитания. Социальное бытие – сложноорганизованное целое, представляющее собой как отельную личность (субъект сознательной деятельности), так и социальные общности (социальные группы, классы, государства и т.д.). Частью социального бытия является искусственный мир, созданный человеком – материальная культура, цивилизация (орудия труда, техника, сооружения и т.д.). Субъективное духовное (идеальное) – внутренний мир человеческой психики, включающий в себя бессознательное, сознание и самосознание. Духовная сущность человека проявляется в способности осознавать собственное бытие, создавать и воспроизводить идеи, выстраивать иерархию ценностей. Объективное духовное – разнообразные формы общественного сознания, воплощенные в различных формах духовной культуры (мораль, искусство, религия, право, философия, наука и т.д.).

искусственная среда

система

индивидуальная психика

естественная среда

общественное сознание

 

Источником (причиной) движения являются противоречия – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Противоречия бывают внешние (взаимодействие разных систем) и внутренние (взаимодействие элементов внутри системы). Формы движения характеризуют характер протекания процесса в материальных системах: эволюция – постепенные, медленные изменения, связанные с накоплением или уменьшением количества элементов в системе; революция – глубокое качественное изменение в развитии системы, приводящее к переходу ее на новый уровень. Направления движения – это изменения системы в сторону восхождения от простого к сложному, от несовершенного к совершенному (прогресс), либо в сторону нисхождения (регресс).

 

«Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».
(старец Филофей)

 

Автор отрывка призывает своего адресата к более нравственному и милосердному поведению, аргументируя тем, что …

 

Старец Филофей призывает великого князя Василия III искоренить в Московском царстве грехи и пороки, а также способствовать укреплению христианской православной церкви, аргументируя тем, что «все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь» и «твое христианское царство другим не сменится».

Укажите не менее двух вариантов ответа

«ты благочестивый царь»
«пожелал я того»
«твое христианское царство другим не сменится»
«все христианские царства сошлись в одно твое»

 

 

Задание № 37

«Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».
(старец Филофей)

В данном отрывке под «третьим Римом» подразумевается город …

«Послание великому князю Василию III об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» старца Филофея легло в основу концепции «Москва – третий Рим».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: