Виды внешнеэкономической политики




 

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

1. Автономной (самостоятельной, односторонней);

2. Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);

3. Автономно-конвенционной.

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство(от англ. free trade - свободная торговля).
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Свободная торговля.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.
Свободная торговля (либерализация) - это внешнеэкономическая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Она предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. И для такой политики характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.
Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.
Протекционизм.
Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность.5Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.
Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.
Протекционизм - это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.
Выделяют несколько форм протекционизма:

1) селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

2) отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

3) коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

4) скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Протекционистские ограничения могут существовать в виде:
- импортных пошлин (тарифов);
- акцизных налогов на импортируемый товар.
Таким образом, можно сделать вывод, что под внешнеэкономической политикой государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономическая политика России имеет важнейшее значение для экономического роста и развития страны в динамично развивающейся мировой экономике.

Внешнеэкономическая политика - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия. До этого момента все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития экономики страны.

Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россия не всегда "правильно и точно" выбирает себе партнеров для развития. В настоящее время наша страна концентрируется в основном на Европе. Это не правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов. Тем самым, в общем, улучшая экономику страны.

На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.

Для Российской Федерации важным этапом последних лет в деле развития внешнеэкономической политики стало завершение формирования единой таможенной территории с Казахстаном и Белоруссией. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие, и по оценкам экспертов, Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: