Самые малочисленные народности России
1. Кереки
Численность – 4 человека
Самая малочисленная народность России одновременно является и одной из самых малоизученных. Проживают ее крайне немногочисленные представители в Чукотском автономном округе, в селе Майныпильгыно. Их язык не имел письменности и из него до наших дней дошли 4-5 тысячи слов.
От своих ближайших соседей чукчей кереки отличаются лишь более низким ростом (обычно не превышает 150 сантиметров). Кстати, именно постепенная ассимиляция с чукчами привела в итоге к почти полному исчезновению этой народности.
Ранее поселения кереков располагались от Анадырского залива до Олюторского мыса. Отсюда и их самоназвание анкалаакку («приморские»).
Кереки занимались рыболовством, оленеводством, пушным и зверобойным промыслом. Считается, что именно им принадлежит идея запрягать собак в упряжку попарно или по одной в ряд.
Чамалалы (или чамалинцы)
Численность – 24 человека
Второй самый малочисленный народ в России проживает в Дагестане и Чечне, и относится к субэтносу аварцев. Его самоназвание нама ига переводится как «сухая курага».
Со своими соседями, особенно с аварцами, чамадалы издревле поддерживали тесные связи, сдавая им земли в аренду и обмениваясь продуктами животноводства в обмен на зерно и различные услуги.
Традиционными занятиями чамадалов были и остаются животноводство, садоводство и земледелие. А «фирменное блюдо» — хинкал с мясом и чесноком, но не похожий на грузинские хинкали. Чамадальский хинкал – это кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, их подают на стол вместе с бульоном, варёным мясом и соусом.
Говорят, преподают и даже поют чамалалы на аварском языке, однако знают и русский. А вот чамалальский язык превратился в чисто бытовой.
|
Водь
Численность – 64 человека
В прошлом водь, относящаяся к коренному населению Ленинградской области, была многочисленной народностью. Водские женщины по сведениям этнографов отличались необычайно красивой внешностью и веселым характером.
Однако на численность этой народности сильно повлиял голод, случившийся в 1215 году, и последующая ассимиляция славянским и ижорским населением, которые мигрировали в ареал ее расселения.
Во время Великой Отечественной войны земли, на которых проживала народность водь, были ареной ожесточенных боевых действий, в 1943 году ижорское и водское население, вместе с ингерманландскими финнами, было вывезено в Финляндию. Большая часть эвакуированных впоследствии вернулись в СССР, однако были расселены по разным областям страны, а вернуться в Ленинградскую область им разрешили только в 1956 году.
4. Сету (сето)
Численность – 214 человек
Ученые так и не пришли к единому мнению о том, как возникла народность сету.
· Одни считают, что она пошла от эстов, которые бежали в Псковскую землю от левонского ига.
· Другие убеждены, что сету возникли от чуди и эстонских переселенцев, принявших православие.
· Третьи полагают, что это остаток автохтонного этноса, который когда-то был таким же самостоятельным, как водь и ижорцы.
Интересен тот факт, что, приняв православие и соблюдая его обряды сету в течение нескольких столетий не создали перевода Библии. Поэтому их русские соседи не считали сету полноценными христианами и даже дали им прозвище «полуверцы».
|
Энцы
Численность – 227 человек
Энцы – не самоназвание этой северной народности, а термин, предложенный этнографом Г. Н. Прокофьевым в 30-е годы двадцатого века. Он происходит от слова «эннэчэ», которое буквально означает человек. Самих себя энцы называют эньчо, могади или пэбай.
Есть у энцев любопытная особенность, которая отличает их от других малых и больших народностей России. При рождении ребенок получал не имя, а прозвище, связанное с обстоятельствами рождения или особенностями внешности. При достижении совершеннолетия он или она получал/а имя кого-то из близкой родни.
В быту энцы обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причем у одного человека может быть несколько прозвищ. Например, Бякши («без шеи», про человека с короткой шеей) или Тэтако («богатенький»).