Определения коррупции в современной науке




Основные подходы к исследованию коррупции

 

Современная экономика разделяет причины возникновения коррупции на экономические, институциональные и социально-культурные.

Экономические причины коррупции – это низкие заработные плат чиновников и в тоже время их высокие полномочия и возможности влиять на деятельность граждан и фирм.

На сегодняшний день доказано, что коррупция процветает везде, где у чиновников есть широкая возможность и полномочия распоряжаться дефицитными благами. Наиболее ярко этот механизм заметен в развивающихся и переходных странах, но его отголоски есть и в развитых странах. В США, например, было отмечено множество случаев проявления коррупции при исполнении программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональные причины коррупции основываются на отсутствии прозрачности, закрытости деятельности государственных ведомств, на громоздкой, обширной системе отчетности, неоднозначной системе законотворчества, а так же на слабой кадровой политике страны, которая допускает возможность продвижения по службе не основываясь на рабочих качествах сотрудника.

Социально-культурная составляющая коррупции происходит от деморализации граждан, недостаточной их информированности, организованности и пассивности.

В странах, где представлены все три вышеизложенные группы факторов, как правило, развивающиеся государства, коррупция получила наибольшее развитие. В западноевропейских странах напротив, эти факторы проявляются слабее, и как следствие коррупция там более умеренная.

В отечественной науке, так же, как и в зарубежной, выделяются следующие признаки коррупции:

1. Наличие злого умысла и корыстной личной или групповой заинтересованности.

2. Форма неофициальных согласительно-корпоративных и межличностных отношений с использованием методов принуждения, вымогательства и шантажа.

3. Латентность, секретность отношений.

4. Наличие нескольких субъектов коррупционных

связей (физические и юридические лица, взяткополучатели, взяткодатели, посредники). Лица, занимающие коррупционноемкие должности.

5. Формирование патримониальных и клиентильских систем.

6. Наличие сленга («откат», «распил», «крыша»).

Определения коррупции.

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной ассамблеи ООН в декабре 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова «коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция – это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

Социологи, например, могут утверждать, что коррупция это "отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды".

Специалисты по государственному управлению, согласны с утверждением, что коррупция – это: "несанкционированное, как правило, осуждаемое действие в целях получения какой-нибудь значительной личной выгоды".

Юристы определяют коррупцию - как социальное явление,

поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

В федеральном законе № 273 коррупция – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2. Основные модели коррупции

Основные подходы к исследованию коррупции:

1.Бихевиористская модель;

2.Принципал-агентская модель;

3.Функциональная модель;

4.Институциональная модель.

Бихевиористские трактовки, основываются на понятиях «потребность», «интерес», «публичное», «частное». Коррупция представляется как злоупотребление должностным статусом, полномочиями, ресурсами общества и государства с целью получения преимуществ (как материальных, так нематериальных).

Коррупция – это поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций (Дж. С. Наем).

Дж. Ван Клаверен считает, что коррумпированный чиновник рассматривает свою службу как частное предприятие, прибыльность которого следует максимально повысить. Должность становится, таким образом, орудием извлечения максимальной прибыли. Ее размеры зависят от рыночной конъюнктуры и способностей чиновника найти оптимальную точку на кривой общественного спроса.

По мнению А. Рогоу и Д. Лассвелла акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен для этих систем. Поскольку для последних общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды представляет собой акт коррупции. Приоритет собственных интересов над общественными лежит в основе коррупции.

Согласно учению бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников, то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Достоинство таких определений коррупции состоит в том, что они сосредоточивают внимание не на отдельных эпизодах, а на анализе общей картины коррупционного поведения в соответствующей социально-экономической, политико-правовой и социально-бытовой сферах.

В принципал-агентской модели предполагается, что в отношения вступают два действующих лица: принципал (доверитель) и агент.

Принципал и агент заключают контракт (не всегда этот контракт формален, т.е. обличен в форму заверенного сторонами документа). Принципал формулирует цели, которые должен реализовывать агент; передает часть своих ресурсов для достижения указанных целей; устанавливает вознаграждение за работу агента по достижению своих целей; назначает санкции за нарушение агентом контракта.

Агент обязуется работать на достижение целей принципала; использовать переданные ему и принадлежащие принципалу ресурсы исключительно для достижения установленных принципалом целей.

Признаки коррупционного поведения – нарушение контракта, предательство, корыстное использование ресурсов принципала.

В неоклассической трактовке коррупция трактуется как злоупотребление и в этом качестве оно определяется на основании норм правового и общественного характера, которые составляют систему общественного порядка.

Представление о коррупции как о свойстве политического действия особого рода, предложенной еще классической политической доктриной, характерна для концепции «опосредованной коррупции» М. Томпсона. Опосредованная коррупция характеризуется следующими особенностями:

1. Получаемое чиновником вознаграждение предназначено не лично ему, а используется для достижения политических целей и само по себе вовсе не наказуемо, как при обычной коррупции;

2. Непристойно не вознаграждение само по себе, а то, как чиновник его обеспечивает (то же относится и к выгоде частного лица);

3. Связь между вознаграждением и выгодой непристойна потому, что она наносит ущерб демократическому процессу, а не потому, что чиновник руководствуется коррупционными мотивами. Таким образом, устанавливая связь между действиями отдельных чиновников и качеством демократического процесса, концепция опосредованной коррупции частично соединяет современное понятие обычной коррупции с понятием системной коррупции, о которой все чаще заявляют российские ученые.

Функциональная модель коррупции. (М. Вебер).

В этой модели акцентируется внимание на позитивной функции коррупции как «аммортизатора институциональных сдвигов». Коррупция помогает бизнесу преодолевать нерациональные бюрократические препоны, гарантирует ускорение происходящих в обществе изменений, коррупция - средство ускорения принятия управленческих решений и оперативного снятия противоречий между устаревшими нормами социального обмена и инновационными моделями управления. М. Вебер обращает внимание на то, что коррупция усиливает позицию элит, продвигающих изменения в обществе. Отсюда cделал вывод о допустимости, приемлемости коррупции в той мере, в какой она способствует упрочению позиций элит, рассматривая ее как инструмент такого упрочения. Соответственно, после выполнения своих политических и экономических задач, по мнению сторонников функционального подхода, коррупция становится функционально не нужной и исчезает.

По оценкам социальной роли и значения коррупции сторонников функционального подхода возможно разделилить на две группы: те, кто обосновывает позитивные функции коррупции; и те, кто настаивает на ее негативном функциональном значении.

Сторонники данного подхода считают, что функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий.

Сторонники институционального подхода, исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества.

Индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.

Предпочтение нужно отдать ценностно-нормативному подходу, который дает не только правовую, но и нравственную оценку коррупции.

Не случайно сейчас целый ряд ученых поднимает вопрос о нравственном государстве как государстве, генерирующем высокие нравственные ценности в человеке. Так, создатели работы «Нравственное государство. От теории к проекту» пишут: “Если государство озабочено и эффективно построило и настроило перечисленные собственные управленческие функциональные институты на генерацию нравственности в человеке и обществе, то такое государство авторы и именуют нравственным. Итак, нравственное государство генерирует в человеке и обществе нравственность”. Правовой порядок без моральной поддержки со стороны общества может держаться только на страхе перед наказанием. Но какие бы строгими не были правовые санкции они, как показывает наша, да и мировая, практика борьбы с коррупцией, не дают должного эффекта. А это в свою очередь актуализирует вопрос о нравственном воспитании как важнейшем направлении по профилактике коррупции.

Таким образом, ценностно-нормативный подход к исследованию коррупции является основным. С его помощью мы можем соотнести коррупцию как использование публичного статуса в корыстных целях с нормами закона и общественной морали. В какой мере исполнение законов и соблюдение морально-этических норм является ценностью не только чиновников, но и граждан. Поскольку в силу огромной «приспособляемости» коррупционеров к изменяющимся и запаздывающим, как правило, нормам права, то на первый план борьбы с коррупцией выходят нравственные ценности граждан. Именно ценностная оценка коррупции как явления не только разлагающего аппарат управления, но и подрывающего доверие людей к власти является определяющим фактором борьбы с коррупцией. Вопрос еще и в том, что в нашем уголовном кодексе нет статьи об ответственности за коррупцию. Есть статьи о даче взятки, вымогательстве взятки, посредничестве во взяточничестве, подкупе. Такие проявления коррупции как непотизм, фаворитизм, протекционизм, лоббизм, нецелевое использование бюджетных средств и многие другие остаются вне поля зрения органов прокуратуры. Важно при этом отметить, что в деле повышения эффективности противодействия коррупции главное не ужесточение наказания, а формирование в обществе ценностей антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения.

Формула коррупции

Множество существующих подходов к изучению коррупции говорит о том, что до сих пор среди ученых нет единства в понимании природы коррупции. Здесь уместно рассмотреть вопрос о формулах коррупции. Известна формула коррупции американского профессора Клиитгарда:

К=М+П-О, где К-коррупция,

М-монопольное положение должностного лица в системе властных отношений,

П-произвольность в выборе решений,

О-отсутствие ответственности.

Можно представить коррупцию также в виде следующей формулы:

К=Б+ВНО-ОК-О,

где К-коррупция,

Б- бюрократизм,

ВНО-возможность незаконного обогащения,

ОК-отсутствие общественного контроля,

О -отсутствие ответственности перед руководством.

К факторам, усиливающим коррупционные проявления можно также отнести: низкую заработную плату сотрудников низшего звена управления, низкий уровень социальной защищенности служащих, кадровый протекционизм (прием на работу родственников, друзей), сращивание власти и бизнеса, отсутствие ротации кадров, безнаказанность.

В целом для большинства исследователей коррупции характерно стремление соединить категориальные аппараты социологии, права, политологии, экономики для определения причин возникновения и социальных последствий коррупции, сконструировать модель коррупции как условие всеобщего равновесия и оптимизации развития экономики.

 

4. Методики измерения уровня коррупции

Не смотря на трудности формирования объективной оценки коррупции, в науке происходят совершенствование эмпирических методов изучения коррупции, средств и технологий антикоррупционного мониторинга, поиск надежных показателей измерения уровня коррупции в конкретной стране. В мире накоплен определенный опыт антикоррупционной диагностики, сложилась практика антикоррупционного аудита, которая позволяет замерить коррупционные проявления и понять, как выглядит коррупционная ситуация в различных странах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: