Как оказывать первую психологическую помощь




Элементы первой психологической помощи

1. Оставайтесь рядом. Человек в кризисной ситуации временно теряет чувство безопасности и доверия. Внезапно мир становится опасным, полным хаоса и вообще местом, где небезопасно находиться. Оставаясь рядом постарайтесь не пугаться тревожности пострадавших или крайне эмоциональных реакций.

2. Активное слушание. Важно внимательно выслушать пострадавших для того, чтобы помочь им пережить трудное время. Проговаривание своей истории часто помогает людям понять и, в конце концов, принять событие. На месте происшествия может быть мало времени, но все же важно выслушать человека и оставаться рядом до тех пор, пока, например, пострадавшим не займутся специалисты, например, медицинские работники.

3. Уважайте чувства другого. Отнеситесь без предубеждения к тому, что вам говорят, и примите интерпретацию событий пострадавшим человеком –

признайте и уважайте его чувства. Не пытайтесь исправить фактическую информацию или восприятие последовательности событий. Будьте готовы к яростным вспышкам эмоций; пострадавший может даже кричать или отвергать помощь. Важно видеть не только непосредственное внешнее поведение, но и поддерживать контакт с пострадавшим, если ему надо поговорить о том, что случилось. На месте происшествия это может означать, например, что вы будете держаться немного в стороне, но будете следить за появлением признаков того, что человеку нужна помощь.

4. Проявите заботу и окажите практическую помощь. Если кто-то находится в кризисной ситуации, очень полезна практическая помощь: связаться с кем-то, кто может побыть с пострадавшим; договориться, чтобы детей забрали из детского сада или школы; отвезти человека домой или в пункт оказания экстренной помощи. Такая практическая помощь является средством выражения заботы и сострадания. Выполняйте желания пострадавшего, но не берите на себя больше ответственности за ситуацию, чем кажется уместным.

Как оказывать первую психологическую помощь

Три основных принципа оказания Первой Психологической Помощи – наблюдать, слушать и направлять. Эти принципы помогут вам правильно оценить кризисную ситуацию и обеспечить свою безопасность на месте происшествия, найти подход к пострадавшим, понять, что им необходимо, и направить их туда, где они смогут получить практическую помощь и информацию.

НАБЛЮДАЙ В кризисной ситуации условия могут быстро меняться. Ситуация на месте происшествия часто отличается от предварительно полученной информации. Таким образом, прежде чем предлагать помощь, важно затратить некоторое время – хотя бы несколько минут – на то, чтобы оценить обстановку.

• Проверьте условия безопасности. Если вы оказались в кризисной ситуации внезапно, не имея времени на подготовку, можно просто оглядеться вокруг. Эти несколько минут позволят вам сохранить спокойствие, не подвергать себя опасности и думать, прежде чем действовать. Если Вы не уверены, что находиться в очаге кризиса безопасно, оставайтесь за его пределами и постарайтесь добиться помощи для тех, кто в ней нуждается.

• Проверьте, есть ли люди, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи или в особой заботе и защите. Помните, Вы можете оказать первую помощь только в том случаи, если вы прошли специальный курс обучения. Старайтесь добиться помощи для тех людей, которые нуждаются в особой помощи (дети, люди пожилого возраста, люди с инвалидностью и т. д.) или перенаправьте их в пункты предоставления помощи.

• Проверьте, есть ли люди в состоянии стресса. Проанализируйте, есть ли на месте люди, которые переживают острые реакции на стресс – агрессивны, выглядят подавленными, не в состоянии передвигаться или находятся в шоке – кому необходима ППП и, как им помочь. В такой помощи могут нуждаться ни только пострадавшие, но и сопровождающие лица, которые физически (возможно, на первый взгляд) не пострадали, а также свидетели происшествия, например случайные прохожие. Не оставляйте людей с тяжелыми стрессовыми реакциями наедине, окажите ППП, будьте рядом до тех пор, пока их состояние не улучшится или пока Вы не сможете заручиться помощью специалистов.

Большинство людей со временем успешно восстанавливаются, особенно если смогут удовлетворить свои базовые потребности и получить своевременную первую психологическую помощь и поддержку окружающих.

СЛУШАЙ. Очень важно, как вы общаетесь с человеком, который находится в состоянии стресса. Люди, пережившие кризисное событие, могут находиться в подавленном состоянии, испытывать тревогу или смятение. Некоторые винят себя в том, что случилось. Сохраняя спокойствие и проявляя понимание, вы помогаете пострадавшим ощутить себя в безопасности, почувствовать, что их защищают, понимают, уважают и заботятся о них должным образом. Люди, пережившие стрессовую ситуацию, возможно, захотят рассказать вам, что с ними произошло. Однако важно не принуждать людей рассказывать о пережитом. При этом для них может быть важно, чтобы вы оставались рядом, пусть и молча. Скажите, что будете поблизости, на случай если потребуется помощь или поддержка, предложите практическую помощь, например, еду или стакан воды.

Установите контакт. Представьтесь – скажите, кто вы и какие функции выполняете. Скажите, что вы здесь, чтобы помочь или, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

Убедитесь, что человек чувствует себя в безопасности. Беседу лучше проводить в безопасном месте, изолированном.

Проинформируйте о конфиденциальности.

Спросите, чем помочь. Хотя некоторые потребности могут быть очевидными, например, в одеже, тем не менее, всегда спрашивайте у пострадавших, что им нужно и какие у них проблемы.

Спросите человека, хочет ли, он поговорить о том, что ему пришлось пережить, о его опасениях и чувствах. Внимательно выслушайте его, постарайтесь успокоить его, сказав, что его реакции нормальны и убедитесь, что он не будет находиться в одиночестве. Если он не хочет говорить, просто оставайтесь рядом.

Спросите, есть ли кто-то, кто может позаботиться о нем или кто-то, с кем можно поговорить дома.

Активное слушание. Активное слушание это нечто большее, чем просто внимание к тому, что говорится. Слушать внимательно означает сосредоточиться на том, кто говорит, на том, как говорит, осознавать и хорошо понимать, о чем говорит. Помните, что вы находитесь там для того, чтобы слушать, поэтому важно также продемонстрировать, что вы слушаете. Для этого нужно реагировать как невербально – демонстрировать внимание кивком головы, внимательным взглядом и т. д., так и вербально – делать краткие замечания «понятно», «правильно», «продолжайте, пожалуйста». Использование тех же выражений и слов, которые употребляет ваш собеседник, свидетельствует о том, что вы понимаете его и следите за ходом его мысли.

Приемы активного слушания:

Слушать внимательно, подтверждая свой интерес вербально и невербально. Важно показать, что вы внимательно слушаете собеседника, понимаете, о чем он говорит, и эмоционально реагируете на то, что он говорит. Это можно продемонстрировать кивками, короткими возгласами («да, да», «я понимаю», «ага») и повторением или подтверждением того, что сказал человек. Однако, не прерывайте, чтобы исправить ошибки или что-то подчеркнуть.

Дайте возможность человеку рассказать, в удобном для него темпе, о том, что произошло. Не торопите человека с ответом, дайте время на обдумывание. Молчание – не является негативным признаком. Возможность немного помолчать даст человеку передышку и может подтолкнуть его к беседе с вами, если он того пожелает.

Сосредоточьтесь на беседе. Выясните, как человек оказался в данной ситуации, обратите внимание на то, как человек характеризует данную ситуацию, проблемы, с которыми он столкнулся, насколько они важны для него. Оцените социальные связи, кто может его поддержать, кому он доверяет.

Поощряйте собеседника фразами «То, что Вы говорите очень важно…», «Хотелось бы узнать об этом больше», «Чем больше вы мне рассказываете, тем лучше я вас понимаю», «Я бы хотел услышать еще кое-что об этом», «Насколько я Вас понял…», «Вы считаете, что…», «То есть Вас интересует…», «Для вас важнее всего…», «Исходя из того, что Вы сказали…», «Это очень интересно, не могли бы Вы уточнить…»

Спрашивайте и объясняйте. Если вы не уверены, что правильно поняли ответ или, о чем говорит ваш собеседник, тактично переспросите или перефразируйте вопрос. Отдавайте предпочтение развернутым вопросам, что позволит получить больше информации – «Не могли б вы рассказать подробнее о…?», и специальным вопросам для уточнения – Как?, Где? и т. д. При постановке вопросов используйте те же слова, что и ваш собеседник. Ставьте вопросы по одному, не торопитесь и не пытайтесь делать выводы за своего собеседника.

• Наблюдайте за выражением лица, движением рук и тела, но делайте это так, чтобы человек не чувствовал неудобства, дискомфорт из-за того, что за ним пристально наблюдают.

Невербальное общение. При помощи языка мы общаемся и понимаем друг друга, правда не всегда… Но есть еще один язык, язык без слов, язык жестов. Ученые доказали, что вовремя общения человек при помощи слов передает 7 % информации, звуков – 38 %, мимики, жестов, позы – 55 %. Другими словами: не так важно, что говорят, а важно, как это делают. Учиться понимать язык невербального общения важно ввиду нескольких причин: во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы передать чувства и восприятие одних только слов мало; во-вторых, владение этим языком показывает, насколько мы умеем владеть собой. И, наконец, невербальное общение ценно потому, что оно является спонтанным и проявляется несознательно. Поэтому, невзирая на то, что люди подбирают, взвешивают слова и пытаются контролировать свою мимику, возможна утечка чувств посредством жестов, интонации, окраски голоса. Ввиду этого, именно невербальные каналы общения передают достоверную информацию, так как они менее подвержены контролю.

Поза демонстрирует, как человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих. Скрещенные вовремя общения руки и ноги демонстрируют закрытую позу, человек как бы возводит преграду между собой и собеседником. Для успешного собеседования следует принять позу доверия, доброжелательности, психологического комфорта – открытая поза, когда руки и ноги не скрещены, корпус тела слегка наклонен к собеседнику. Наилучшим решением является позиция направленного сотрудничества – между участниками разговора нет никаких физических преград, они сидят рядом, однако следует помнить о дистанции – 1,5‑2 м. Если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на собеседника, и наклонятся в его сторону. Человек, который хочет заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии. Наилучшим способом добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты – посылается сигнал «Я тебя прекрасно понимаю».

Важным элементом общения является визуальный контакт. При помощи глаз передаются наиболее точные сигналы о состоянии человека, расширение/сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Если человек возбужден или чем-то очень заинтересован, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с состоянием покоя. Исходя из этого, очень важно общаться с собеседником лицом к лицу, поддерживая визуальный контакт.

Мимика – движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется около 15 % информации. Обращая внимание на выражения лица пострадавшего, мы можем получить гораздо больше информации, чем, например, по телефону. Основную информационную нагрузку несут глаза, брови и губы.

Следует отметить, что сила и тон голоса, скорость речи могут многое сказать о владельце. В тоне голоса чувства находят свое выражение независимо от слов, которые произносятся: например, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – также достаточно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации до конца каждой фразы. Скорость речи также отображает чувство. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить. Медленная речь чаще всего свидетельствует о подавленном состоянии, горе или усталости. Поскольку характеристика голоса зависит от работы разных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем настроении голос становится более глубоким и более богатым оттенками. Он действует на других успокоительно и вселяет больше доверия. Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно влиять на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать на полную грудь и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос поневоле снижается.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – это самый древний способ достижения взаимопонимания. Об информации, которую несет в себе жестикуляция, известно достаточно много. Интенсивность жестикуляции увеличивается вместе с ростом эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между собеседниками, особенно если оно усложнено. К жестам эмоционального состояния относятся такие жесты, как собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание в области шеи, верчение ручкой. Они указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.

Пространственное положение. Та или другая дистанция между людьми определяется социальным положением собеседников, их национальными обычаями, возрастом, полом, а также характером взаимоотношений собеседников. И это также является одной из форм невербального общения, которые полезно знать. По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общение.

1. Позиция углового расположения – наиболее благоприятная для общения ученика с учителем, руководителя с подчиненными, поскольку у обоих есть достаточное пространство для обмена взглядами, жестикуляции. Угол стола служит успокоительным барьером, который защищает от неожиданных выпадов.

2. Оборонная позиция – собеседники сидят друг напротив друга, что позволяет хорошо видеть выражения лица, жесты, которые могут изменяться в зависимости от остроты вопросов, которые обсуждаются. При таком расположении собеседников стол служит барьером к взаимопониманию.

3. Независимая позиция – говорит о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола, который негативно влияет на процесс коммуникации. Это самая негативная позиция для общения за столом и форма невербального общения в целом.

4. Позиция направленного сотрудничества – между участниками разговора нет никаких физических барьеров, они сидят рядом. Общение носит доверчивый характер, можно обсудить все вопросы и темы, поскольку собеседники полностью принимают друг друга. Однако, стоит помнить о дистанции между собеседниками, наилучшее придерживаться дистанции 1,5‑2 метра.

Умение правильно объяснять невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений и не раз послужит вам хорошую службу в критических ситуациях.

НАПРАВЛЯЙ. Хотя каждая кризисная ситуация уникальна, люди, пережившие травмирующее событие, нередко чувствуют себя незащищенными, отрезанными от мира или беспомощными. Их повседневная жизнь рушится, они больше не получают привычной поддержки или внезапно оказываются в стрессовых условиях. Направить людей туда, где им предоставят практическую помощь, – одна из основных целей ППП. Помните, что ППП – зачастую единовременное вмешательство, и вы можете находиться рядом с пострадавшими только короткое время. Для дальнейшего восстановления они должны применить собственное умение справляться с жизненной ситуацией. Помогите людям оказать помощь самим себе и восстановить контроль над ситуацией. Пострадавшие часто нуждаются в том, что перечислено ниже:

• Базовые потребности, такие как жилье, пища, вода и санитарные удобства. Сразу же после кризисного события постарайтесь помочь пострадавшим удовлетворить их первоочередные нужды, такие как пища, вода, кров и санитарные удобства, узнайте, что конкретно необходимо: медицинская помощь, одежда или приспособления для кормления младенцев (соски, бутылочки), медицинская помощь в случае травм или при хронических заболеваниях. Людей, находящихся в состоянии стресса, переполняют тревога и страх. Помогите им проанализировать свои насущные потребности, определить самые первоочередные и удовлетворить их. Например, попросите человека подумать о том, что ему нужно прямо сейчас, а что можно отложить на потом. Возможность решить хотя бы часть вопросов дает человеку чувство контроля над ситуацией и укрепляет его способность справиться с ситуацией.

• Ясная и достоверная информация о происшедшем и о доступных службах помощи. Предоставьте информацию о событии, о том, где и как получить конкретную помощь. Люди, пережившие кризисную ситуацию, хотят получить точную информацию:

а) о случившемся;

б) о своих близких или других пострадавших;

в) о своей безопасности;

г) о своих правах;

д) о том, как можно получить помощь и самое необходимое.

Постарайтесь направить их туда, где они могут получить доступную помощь. Сразу же после кризисного события получить точную информацию бывает сложно, кроме того ситуация может меняться. Вероятно, ответить на все вопросы сразу не удастся, но по возможности постарайтесь узнать, где и когда можно получить достоверную информацию о ситуации на данный момент, сведения относительно безопасности, о предоставляемой помощи, а также о местонахождении и состоянии пропавших или раненых. Если на месте оказывается помощь (медицинская, по розыску родственников, предоставляется кров, раздаются продукты питания), убедитесь, что люди знают об этом и могут ее получить. Убедитесь, что уязвимые люди также знают о предоставляемой помощи.

Общение с членами семьи, с друзьями и получение социальной поддержки. Помогите связаться с близкими. Как показывает опыт, люди, получившие своевременную социальную поддержку, после кризиса лучше справляются с трудностями. Поэтому помогайте людям связаться с близкими людьми – это важная часть оказания Первой Психологической Помощи. Помогите членам семьи держаться вместе, а детям не разлучаться с родителями и близкими или предоставьте им возможность связаться с друзьями и родственниками, которые могут их поддержать, например, позвонить по телефону. Если из слов человека вам становится ясно, что ему мог бы помочь религиозный обряд или поддержка со стороны священнослужителей, помогите ему связаться с его духовным сообществом. Соберите пострадавших вместе, чтобы они могли помогать друг другу. Например, попросите человека помочь позаботиться о стариках или помогите одиноким людям связаться с другими членами сообщества.

Обратная связь. Договоритесь о том, как вы будете поддерживать связь (по телефону, визиты, встречи в группах), договоритесь о графике встреч, если нужно. Обменяйтесь контактными данными и зафиксируйте место нахождения пострадавшего в настоящее время, будет ли меняться его местонахождения, если да, то как его найти

САМОПОМОЩЬ Кризисная ситуация и нужды людей, с которыми вы столкнулись, – это тяжелое испытание, и перенести их боль и страдания нелегко. После оказания помощи в кризисной ситуации найдите время отдохнуть и поразмыслить о пережитом. Чтобы восстановить силы, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

• Поговорите о пережитом при оказании помощи в кризисной ситуации с психологом, родными или с кем-то еще, кому доверяете.

• Отдайте себе должное за все, что сделали, чтобы помочь другим, даже если это была незначительная помощь.

• Научитесь осмысливать пережитое и понимать, что вам удалось сделать хорошо, а что не очень, а также трезво оценивать пределы ваших возможностей в сложившихся обстоятельствах.

• По возможности найдите время, чтобы отдохнуть и расслабиться, прежде чем вновь приступить к работе и выполнению своих повседневных обязанностей.

• Правильно питайтесь, ограничьте потребление алкоголя и табака и занимайтесь физическими упражнениями для снятия напряжения.

• Творческая деятельность также может быть самопомощью. Рисуйте, занимайтесь живописью, пишите, играйте на музыкальных инструментах. Иногда легче выразить чувства, делая что-то, а не разговаривая.

• Если у вас трудности со сном или вы чувствуете тревогу, хорошо обсудить это с кем-то, кому можно доверять. Старайтесь не употреблять кофеина перед сном и ложитесь раньше, чем обычно, почитайте перед сном – это тоже может помочь.

• Если трудно сконцентрироваться на требующих внимания и сил обязанностях после тяжелой ситуации, сообщите об этом своим коллегам и руководителям. Помните, что для проработки того, что случилось, нужно время.

• Делайте паузы между заданиями. Не нужно сразу приступать к выполнению следующего задания, едва закончив предыдущее. Трудно сразу переключиться на другое задание и продолжать работать эффективно. Дайте вашему мозгу время на переключение. Эту паузу, даже если она небольшая, можно использовать лично для себя. Отбросьте все предыдущие мысли и немного расслабьтесь. Это позволит вам более эффективно включиться в новый процесс работы.

• Время, которое проведено в дороге на работу, можно использовать в своих целях – можно почитать или слушать интересную для вас книжку, учебный курс, например, иностранного языка.

• Помните о ценности утра. Утро – это самое удобное время, которое можно использовать для себя. В это время никто вам не позвонит, минимум посторонних шумов и отвлекающих факторов. Выделите себе время до завтрака для занятий медитацией или гимнастикой. Такие упражнения легко выполняются в утренние часы и дают позитивный заряд на весь день.

• Ваше время должно принадлежать только вам. Забудьте о мобильном телефоне, да и об обычном тоже, на то время, которое по праву должно быть вашим. Выключите их в свободное время.

• Используйте свое время на себя. Получив, наконец, свободное время, мы часто бездумно его растрачиваем перед телевизором. Это занятие не принесет пользы. Используйте это время для творческого роста. Займитесь оздоровлением своего организма. Это принесет вам радость и создаст предпосылку для того, чтобы выкроить еще больше личного времени в будущем. Проведя время с пользой, вы почувствуете, что хорошо отдохнули и будете чувствовать себя довольным.

Если через несколько недель, вам еще трудно справляться со своими реакциями, вас одолевают тяжелые мысли или воспоминания о происшедшем, вы стали нервным, вам тоскливо, вы плохо спите, злоупотребляете алкоголем или употребляете другие психоактивные вещества, не занимайтесь самолечением, а обратитесь за профессиональной помощью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: