СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ




БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике страны, являясь материальной основой для осуществления связей между производителем и потребителем продукции. Современная экономика предъявляет жесткие требования к участникам рынков товаров и услуг, особенно к транспорту, от которого во многом зависит конечная стоимость продукта.

В условиях развития процесса активной интеграции национальной экономики в мировую, и, соответственно, роста ее зависимости от макроэкономических факторов, важно обеспечить адаптацию хозяйствующих субъектов к текущим конъюнктурным изменениям, как на товарных рынках, так и на рынке перевозок.

Учитывая не только технологическое значение железнодорожного транспорта – осуществление перевозок грузов и пассажиров, но и социальноэкономическое – обеспечение баланса интересов государства, производителей и конечных потребителей продуктов/услуг, вопросы организации эффективного управления приобретают особую значимость.

Показатели работы железнодорожного транспорта отражают изменения конъюнктуры рынка и являются индикаторами состояния экономики страны. Во многом это достигается за счет совершенствования управления затратами на реализацию перевозочного процесса.

Ведущей компанией, функционирующей в сфере железнодорожных перевозок, является Открытое Акционерное Общество «Российский железные дороги» (ОАО «РЖД») – хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и уставом общества. Главные цели деятельности общества - осуществление потребностей государства, юридических и физических лиц железнодорожных перевозках, работах, услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли Функции государственного управления железнодорожным транспортом осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

ОАО «РЖД», как национальный перевозчик, разрабатывает механизмы, позволяющие обеспечить прозрачность для субъектов промышленного производства стоимости услуг в долгосрочной перспективе, обеспечив тем самым более точное планирование объема перевозок и затрат на их осуществление.

Действующая система управления ОАО «РЖД» (рис. 1.1) позволяет объединить все филиалы и их структурные подразделения для реализации стратегических целей.

ОАО "РЖД"
 
Структурные подразделения
Региональных дирекций
-
 
струк
турных подразделений
 
-
 
филиалов
ОАО "РЖД"
 
Дирекции
-
 
филиалы О
АО
"РЖД"
 
Региональные дирекции
-
 
структурные подразделения
-
 
филиалов
ОАО "РЖД"
 
Региональные центры корпо-
ративного управления
 
-
 
фи-
лиалы ОАО "РЖД"
 
Структурные подразделения
РЦКУ
 

Рис. 1.1. Система управления ОАО "РЖД"

Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно-технического) принципов. По территориальному принципу железнодорожная сеть делится на дороги, а по отраслевому – на центральные дирекции и входящие в их состав региональные дирекции и их структурные подразделения.

Филиалы ОАО «РЖД» не являются юридическими лицами, наделяются имуществом для ведения своей хозяйственной деятельности.

В своей деятельности филиалы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, международными договорами, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД».

Структурные подразделения, выполняя конкретные производственные операции по организации перевозочного процесса, образуют единую производственно-экономическую систему, основная задача которой – обеспечить выполнение плана перевозок грузов и пассажиров.

Относительная экономическая обособленность филиалов и структурных подразделений компании в рамках корпоративной системы управления обуславливает и обособление их затрат на выполнение перевозочного процесса.

Каждое структурное подразделение и филиалы планируют величину затрат, которая определяется планом перевозок, эксплуатационными и техническими условиями работы на конкретных участках железных дорог. При этом учитывается значительное влияние на величину расходов эксплуатационно-технических условий выполнения перевозок.

Выполнение перевозочной работы рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, система управления которыми интегрируется в общую систему управления ОАО «РЖД».

Принятие решений, в том числе в части эффективного планирования ресурсного обеспечения должно основываться на тщательном анализе информации и всесторонней оценке влияния этого решения на различные аспекты работы ОАО «РЖД».

Производственные процессы перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте регламентируются рядом документов, из которых основополагающими являются: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по сигнализации и связи на железных дорогах Российской Федерации, Единый сетевой технологический процесс и др. реализуются на основе технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры, других дирекций и Центра фирменного транспортного обслуживания, для выполнения принятого плана перевозок и эффективного управления затратами по всем элементам управления перевозками.

Организация перевозочного процесса базируется на плане перевозок, плане формирования поездов, графике движения поездов, плане поездной и грузовой работы, корпоративных стандартах, технических нормах эксплуатационной работы железных дорог, технологических процессах работы станций, местной работы, приказах, распоряжениях и инструктивных указаниях по организации перевозочного процесса.

Основным технологическим документом, объединяющим и согласовывающим работу всех производственных подразделений железнодорожного транспорта, является график движения поездов, разрабатываемый с учетом оптимальной организации вагонопотоков. На основании графика движения поездов распределяются ресурсы пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад, формируются логистические цепочки доставки грузов и расписания пассажирских поездов. По мере развития информационно-управляющих систем и создания модели работы сети подлежит реализации механизм актуализации графика движения грузовых поездов в зависимости от изменений объемов и структуры перевозок, а также их ресурсного обеспечения.

Технология централизованного управления перевозками ОАО «РЖД» определяется следующими основными элементами управления:

- управление использованием пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры;

- управление тяговыми ресурсами;

- регулирование погрузочными ресурсами; - управление поездной работой;

- управление местной работой.

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Экономическое управление реализуется посредством выполнения многих функций, к числу которых могут быть отнесены: планирование, прогнозирование, координация, регулирование, учет, контроль, анализ и стимулирование.

Одной из важнейших функций является планирование, которое служит основой для принятия управленческих решений, формируя цели и задачи управления производственными процессами, а также разработку путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Объектом планирования хозяйствующего субъекта является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.

В данном случае объектом планирования является железнодорожный транспорт, представляющий собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих между собой при реализации перевозочного процесса. В качестве объектов планирования могут выступать отдельные подразделения, звенья и элементы железнодорожного транспорта, или группы взаимосвязанных подразделений и элементов по видам деятельности: грузовые перевозки, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, предоставление услуг социальной сферы, прочие виды деятельности.

Результатом планирования является принятие решения о том, что должно быть сделано и какие для этого необходимы ресурсы. При планировании рассматриваются и оцениваются различные варианты управленческих решений, из которых выбираются оптимальные в ожидаемых условиях. Предметом планирования являются ресурсы, необходимые для выполнения требуемого объема работ. При этом реализуется цель планирования – оптимизация использования ресурсов. Планирование ресурсов предусматривает определение объема их расхода и периода их использования.

К ресурсам, планируемым для реализации производственных процессов, относят следующие их виды: трудовые ресурсы, производственные фонды, оборотные средства, инвестиции, информационные ресурсы, время, предпринимательские способности.

Под трудовыми ресурсами понимается часть трудоспособного населения страны, которая обладает необходимыми знаниями и способностями для выполнения трудовых действий с целью участия в производственном процессе.

Предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели:

- численность работников;

- производительность труда;

- оплата труда;

- трудоемкость производственной программы, нормы затрат и результатов труда;

- потребность в подготовке и повышении квалификации кадров.

Для реализации производственных процессов необходимо наличие основных производственных фондов. Основные производственные фонды – это часть средств производства, которые участвуют более чем в одном производственном цикле, имеют срок службы более одного года и переносят свою стоимость на изготовленный продукт постепенно, по частям, по мере использования.

Предметом планирования основных производственных фондов являются:

- фондоотдача, фондоемкость продукции, фондовооруженность труда;

- размеры и структура необходимого объема основных производственных фондов;

- производственная мощность структурных подразделений, цехов и производственных участков;

- ввод в действие новых основных фондов; - режимы работы техники и оборудования;

- мероприятия по капитальному ремонту и модернизации.

Для осуществления процесса производства планируются оборотныесредства, представляющие собой оборотные фонды и фонды обращения.

Фонды обращения – это совокупность всех средств предприятия, которые функционируют в сфере обращения. Они не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. К фондам обращения относят готовую продукцию и все денежные средства, участвующие в обороте предприятия.

Под оборотными фондами понимается часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, изменяя в процессе производства натурально-вещественную форму. Стоимость оборотных фондов целиком переносится на готовый продукт в течение одного производственного цикла.

Оборотные средства включают в себя:

- производственные запасы;

- незавершенное производство; - расходы будущих периодов.

При планировании оборотных средств рассчитываются следующие показатели:

- потребность в сырье, материалах, топливе, комплектующих изделиях, запасных частях и др.;

- объем незавершенного производства;

- нормы расхода материальных ресурсов;

- эффективность использования материальных ресурсов.

В числе планируемых ресурсов особое место отводится инвестициям, под которыми понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Инвестиции могут иметь различную форму или направления их вложения: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, ценные бумаги, земля и др.

В качестве одного из новых видов планируемых ресурсов выступают информационные ресурсы, которые представляют собой совокупность знаний научного, технического, экономического и другого характера, являющиеся продуктом труда и имеющие технологию обработки.

Ресурсом и предметом планирования является время, которое присутствует во всех показателях планирования и учитывается при оценке эффективности принимаемых решений. При этом можно говорить как об экономии, так и о потерях времени.

Предпринимательские способности - вид людских ресурсов, представленный деятельностью по оптимальному управлению другими ресурсами. Планирование связано не только с применением экономических методов, но и со способностями управленческих работников предвидеть ход развития событий.

Именно предмет и объект планирования дают возможность выстроить систему плановых показателей, позволяющих наиболее полно описать всю многогранную деятельность компании с учетом специфики ее производственных процессов.

МЕТОДЫПЛАНИРОВАНИЯ

Компания, её филиалы и структурные подразделения для организации рациональной деятельности, обеспечения экономической стабильности и сбалансированности должны заниматься планированием.

В термин «планирование» вкладывается смысл таких понятий, как замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях – это документ, который отражает принятие хозяйственных и других решений, определяет потребность в ресурсах, сроки выполнения заданий, исполнителей и ответственность за невыполнение.

Планирование – это деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социальноэкономического развития: страны, регионов, отраслей экономики и организаций всех форм собственности.

Планирование представляет собой функцию экономического управления, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, разработке и оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.

Функция планирования может быть реализована через следующие формы планирования: стратегическую, индикативную и директивную.

Стратегические планы, как конкретные, обязательные для выполнения документы, разрабатываются на основе стратегий развития компании.

Стратегическое планирование – это процесс целеполагания и определения значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отдельных хозяйствующих субъектов на средний срок и длительную перспективу, и формирование системы их реагирования на факторы внешней среды. При стратегическом планировании на макроуровне ставятся цели и решаются те задачи, которые определяют характер экономических требований, устойчивость экономики, качество жизни населения, обороноспособность государства. Как правило, стратегии разрабатываются по сценариям на срок 10-25 лет.

Индикативное планирование позволяет реализовать цели, поставленные в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся ситуации. В качестве основных показателей могут использоваться показатели, характеризирующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения, состояние рынков товаров и ценных бумаг, валютного рынка, уровень инфляции, занятость и уровень жизни населения. Взаимосвязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, главными из которых являются: размер бюджетных средств, направленных для инвестиционной поддержки отдельных видов деятельности экономики РФ.

Директивное – это обязательное, жесткое планирование, подлежащее исполнению, предполагающее, прежде всего, исполнение поставленных целей и задач. Из директивности планирования вытекают требования строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности организаций, всех хозяйственных органов и должностных лиц за невыполнение заданий. Это планирование обеспечивает контроль над производством и распределением ресурсов из единого центра управления.

Методы планирования – это приемы и способы, которые используются для обоснования отдельных плановых показателей и плана в целом. Для расчета плановых показателей могут быть использованы следующие методы:

- балансовый;

- нормативный;

- программно-целевой;

- метод экономико-математического моделирования и сетевого планирования.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение, как способ, увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются межотраслевые пропорции, обосновывается необходимость соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие. Балансы разрабатываются при планировании, как на макроуровне, так и в организациях, т.е. на микроуровне. Эти балансы подразделяются на материальные, стоимостные, трудовые. Материальные балансы выражают натурально-вещественные пропорции; трудовые – источники поступления трудовых ресурсов и их использование; стоимостные - используются при разработке финансовых планов, бюджетов доходов и расходов.

Нормативный метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или внутрикорпоративной основе. В процессе прогнозирования используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы.

Программно-целевой метод применяется при разработке программ развития для отдельных видов деятельности экономики страны. При этом используется принцип «ведущего звена» в экономике. Суть этого метода состоит в отборе основных целей экономического развития и разработке мероприятий для их достижения в запланированные сроки при полном ресурсном обеспечении.

Метод моделирования процессов, используемый в прогнозировании и планировании, базируется на разработке экономико-математических моделей и сетевого планирования. Модели применяются чаще при краткосрочном планировании, когда вероятность структурных изменений небольшая.

Система планирования базируется, как правило, на следующих принципах:

- оптимальность плановых решений в соответствии с выбранными критериями;

- сбалансированность и пропорциональность показателей в отраслевом, территориальном, ресурсном, межотраслевом и других аспектах;

- выделение приоритетов и ведущих звеньев;

- непрерывность, то есть сочетание текущих показателей при изменении условий и обосновании резервного, учитывающего различные риски, варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Планирование реализуется по следующим этапам:

- постановка задачи, что предполагает установление сроков их выполнения и определение необходимых ресурсов. В постановке задачи отражается производственная программа, которая устанавливает плановое задание, сформированное на основе централизованно установленных показателей;

- детализация плана предполагает выработку конкретных установок и распространение принятых решений на нижестоящие звенья. Это означает определение конкретных программ работ по каждому участку, цеху; увязку программы работ с фондом оплаты труда и с другими затратами; увязку всех затрат с финансовыми результатами.

- корректировка плана предполагает пересмотр сроков исполнения плана и ресурсов в случае изменения планового объема работ.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, СРЕДНЕСРОЧНОГО И ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ

При эффективно организованном экономическом управлении всю деятельность компании необходимо рассматривать как в стратегической перспективе, так и в её увязке с планами, характеризующими текущую деятельность.

Сегодня в ОАО «РЖД» сформирована единая система планирования, включающая:

- стратегические планы, разрабатываемые на срок от 3 и более лет;  среднесрочные планы, разрабатываемые на 3 года;

- текущие планы, на год и квартал с помесячной разбивкой.

Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года отражает задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года. Утвержденные на государственном уровне стратегические документы ставят перед транспортным комплексом масштабные цели.

Стратегическое планирование предполагает определение исходных предпосылок для среднесрочного и текущего планирования. Важной задачей стратегического планирования является установление целевых параметров, руководствуясь которыми компания должна развивать свою деятельность. Одновременно перед стратегическим планированием стоит задача развития новых эффективных направлений.

Задачи стратегического планирования воплощаются в жизнь при реализации среднесрочных и текущих планов. При среднесрочном и текущем планировании стратегические цели дифференцируются, т.е. оперативные задачи разрабатываются более детально, чем стратегические цели. При разработке текущих планов определяются операционные цели компании в целом, а также её филиалов. Здесь определяются объем и структура необходимых ресурсов. При разработке среднесрочных текущих планов необходимо обеспечить согласованность между двумя основными условиями: производственной мощностью и объемом спроса на грузовые и пассажирские перевозки. Так, например, при планировании объемов перевозок необходимо обеспечить сбалансированность объема перевозок грузов по заявкам грузоотправителей и предельно допустимого уровня загрузки пропускной способности.

По основным параметрам среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных целевых показателей. Это определяет необходимость ежегодного формирования трехлетних планов. При этом каждый очередной плановый период будет включать 2-ой и

3-ий годы предшествующего периода, т.е. будет осуществляться динамичное скользящее среднесрочное планирование. Трехлетнее скользящее планирование дает возможность внесения уточняющих корректировок для учета объективных изменений факторов внешней и внутренней среды компании.

Прежде чем приступить к разработке среднесрочных планов необходимо:

− проведение стратегического мониторинга внешней и внутренней среды и оценки влияния основных макроэкономических показателей на функционирование ОАО «РЖД»;

− прогнозирование, сценарное моделирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД», выявление основных рисков и подготовка предложений по снижению их влияния на финансовоэкономические результаты деятельности ОАО «РЖД»;

− формирование предложений по приведению в соответствие с элементами стратегического управления ОАО «РЖД».

Среднесрочное планирование обеспечивает реализацию следующих целей:

− приоритетное отражение коммерческих интересов ОАО «РЖД» с учетом ресурсных ограничений, накладываемых государственным тарифным и инвестиционным регулированием;

− обоснованное прогнозирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на среднесрочную и долгосрочную перспективу; − обеспечение выхода на установленные контрольные параметры целевого состояния, определенные стратегией развития холдинга «РЖД»;

− обеспечение принятия необходимых мер по приведению соответствующих элементов стратегического управления ОАО «РЖД» при отклонении фактических условий работы компании от прогнозируемых;

− возможность нейтрализации неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ОАО «РЖД», и учета влияния основных рисков на финансово-экономическую деятельность ОАО «РЖД».

Текущие планы на соответствующий год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, а квартальные – обеспечивать последовательную реализацию годового плана.

Текущие планы приводятся в соответствие с контрольными параметрами Стратегической программы и должны быть подчинены приоритетам стратегического развития компании.

Единые подходы и методология финансового, бюджетного и инвестиционного планирования ОАО «РЖД» обеспечивается Единым корпоративным стандартом финансового планирования и бюджетирования холдинга «Российские железные дороги». Система планирования и оценки деятельности компании, филиалов и структурных подразделений ориентирована на все горизонты управления:

- долгосрочный (от 3 лет и более) – стратегическое управление;

- среднесрочный (от 1 года до 3 лет включительно) – среднесрочное управление;

- краткосрочный (до 1 года) – оперативное бюджетное управление.

Этап

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте Система управления ОАО "РЖД".

2. Какие принципы лежат в основе управления ОАО "РЖД"?

3. Перечислите основные элементы управления ОАО "РЖД".

4. Что является результатом планирования?

5. Что является объектом планирования?

6. Что является предметом планирования?

7. Дайте определение понятию "планирование".

8. Перечислите методы планирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: