К ПРОБЛЕМЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В 1910-е гг.: ПЕРВЫЙ ОПЫТ КООРДИНАЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ




Географическое положение, давние связи и общность наследия всегда тесно связывали Данию, Норвегию и Швецию. Для этих стран сотрудничество кажется естественным развитием отношений, но путь к нему был очень долгим. Вспомним, что в 1840-х гг. серьезной политической силой, взывающий к единству был скандинавизм, но, поскольку взгляды скандинавских стран на союз отличались, объединения достичь не удалось. В начале 20 века о сближении заговорили снова. Почему?

Потому что в грядущей мировой войне скандинавским странам-нейтралам необходимо было найти неофициальных союзников не только среди воюющих великих держав, но и между собой — выработать относительно одинаковый внешнеполитический курс и вести себя с оглядкой на соседние страны. В противном случае от ошибки или вступления в войну соседней страны мог пострадать весь скандинавский регион. Еще в годы балканских войн (1912–1913 гг.) Швеция, Норвегия и Дания выступили с одинаковыми правилами нейтралитета и с совместной декларацией от 21 декабря 1912 г. Она содержала пункты, обговаривавшие исключительно вопросы нейтралитета в морской войне, т.к. только она представлялась тогда реальной угрозой для Скандинавии.

Следует отметить, что нейтралитета в годы первой мировой скандинавские страны понимали по-разному. Датчане рассматривали нейтралитет как способ избежать бессмысленной обороны и расходов. Копенгаген ратовал за разоружение и «добровольный нейтралитет», что, как предполагалось, вызывало бы больше уважения к Дании и гарантировало бы целостность оной со стороны двух великодержавных коалиций.

Норвежская политика накануне войны все еще находилась в процессе становления после расторжения шведско-норвежской унии. Поэтому, например, целью переговоров между Норвегией и Швецией в годы войны являлось также и общее восстановление доверия и дипломатических отношений. И хотя Норвегии удалось избежать вступления в войну, однако экономически страна подчинилась нуждам Англии.

В Швеции же наблюдалась тенденция перехода от строгого нейтралитета к свободно формирующейся нейтральной политике, с заметными приоритетами сиюминутных нужд политики перед законом. Швеция руководствовалась концепцией нейтралитета, распространенной в неправительственном движении за мир — надеялись, что лига стабильно нейтральных стран обеспечит защиту для небольших нейтральных государств от посягательств воюющих блоков. На практике это было трудноисполнимо.

Первый опыт дипломатического сотрудничества скандинавских стран в военное время произошел при обнародовании 8 августа 1914 г. шведско-норвежского договора о взаимном нейтралитете обеих стран. В нем выразились намерения консультироваться между собой, не поднимать оружия друг против друга.

Более важной стала встреча королей трех северных стран в Мальме 18–19 декабря 1914 г. Впервые после перерыва в 600 лет монархи этих стран встретились на мирной конференции с целью обговорить совместные действия по охране нейтралитета и прав их стран в условиях войны. Инициатива исходила от шведского короля Густава V. Именно эта встреча заложила фундамент для «практического скандинавизма» ХХ века. Она рассеяла недоверие и напряжение, существовавшее после разрыва унии в 1905 г. Сотрудничество скандинавских стран в течение войны стало почти регулярным.

Наконец, в ноябре-декабре 1917 г., три монарха вновь встретились в Осло. Эти переговоры стали высшей точкой единства. Инициатором снова был Густав V. Основным принципом скандинавской политики он выдвинул охрану и поддержку нейтралитета, который три государства обязались соблюдать. Для проведения этой линии Швеция выставила значительные силы, предоставив и политическое руководство, и военный персонал, обеспечивающий охрану на море и побережье. Позднее Швеция, значительно усилив свое положение на Балтике в ходе войны, часто выступала на международной арене от имени всей группы скандинавских стран. В отношении России державы действовали также сообща: в ноябре 1918 г. все три страны разорвали дипломатические отношения с Советской Россией и не признали ее до тех пор, пока этого не сделали Британия и Франция.

Итогом проявления единой дипломатической линии являлось вступление скандинавских стран в Лигу наций, где главным фактором консолидации северных стран было стремление остаться в нестабильном послевоенном мире вне международных конфликтов. Первый период участия Скандинавии в деятельности Лиги наций завершился в марте 1920 г., когда все скандинавские парламенты одобрили вступление в нее своих стран, отказавшись, однако, позднее от прямого участия в военных санкциях. Позднее оговорки последовали и в отношении экономических санкций. Сотрудничество северных стран в рамках Лиги Наций так и не вышло на новый уровень.

Несмотря на общую неудачу переговоров о каком-либо виде скандинавского сотрудничества, которые затем наблюдались в первой половине ХХ в., опыт 1910-х гг. оказался наиболее важным с точки зрения периода зарождающегося оптимизма и стремления достигнуть максимальной взаимной поддержки. В условиях назревания мировой войны в Скандинавии впервые отчетливо проявилась тенденция к взаимному согласованию своих позиций, которая стала выражаться в попытках выступать в вопросах сохранения нейтралитета единым блоком. Тогда же начали звучать такие формулировки, как «скандинавское предложение», «скандинавское соглашение», «новый скандинавизм». Новым шагом тогда стали уже не только межпарламентские советы, но и встречи на высшем уровне. Достижением били возникшие при участии скандинавских стран объединения такие общественные организации как «Нурден», экономический блок «группа держав Осло», «САМАК» и, наконец, Северный Совет.

Тем не менее, при всем сближении позиций скандинавских стран в 1910-х гг., в их диалоге продолжали доминировать противоречия, которые так и не позволили Скандинавии сплотиться перед будущей войной. Разное видение оборонительных возможностей и различные внешнеполитические ориентиры впоследствии вообще привели к разобщенности и отчуждению. Сотрудничество, призванное обезопасить регион Северной Европы, воспринималось в условиях обострения международных отношений скандинавскими правительствами не только как нежелательное, но и как крайне рискованное предприятие.

Несмотря на это, основа для их будущего сближения после Второй мировой войны была заложена уже в 1910-е гг. Именно в это время контакты скандинавских стран на государственном уровне стали закономерным явлением, что характеризует данный период как значительный этап развития международных отношений на Севере Европы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: