Географическое положение, давние связи и общность наследия всегда тесно связывали Данию, Норвегию и Швецию. Для этих стран сотрудничество кажется естественным развитием отношений, но путь к нему был очень долгим. Вспомним, что в 1840-х гг. серьезной политической силой, взывающий к единству был скандинавизм, но, поскольку взгляды скандинавских стран на союз отличались, объединения достичь не удалось. В начале 20 века о сближении заговорили снова. Почему?
Потому что в грядущей мировой войне скандинавским странам-нейтралам необходимо было найти неофициальных союзников не только среди воюющих великих держав, но и между собой — выработать относительно одинаковый внешнеполитический курс и вести себя с оглядкой на соседние страны. В противном случае от ошибки или вступления в войну соседней страны мог пострадать весь скандинавский регион. Еще в годы балканских войн (1912–1913 гг.) Швеция, Норвегия и Дания выступили с одинаковыми правилами нейтралитета и с совместной декларацией от 21 декабря 1912 г. Она содержала пункты, обговаривавшие исключительно вопросы нейтралитета в морской войне, т.к. только она представлялась тогда реальной угрозой для Скандинавии.
Следует отметить, что нейтралитета в годы первой мировой скандинавские страны понимали по-разному. Датчане рассматривали нейтралитет как способ избежать бессмысленной обороны и расходов. Копенгаген ратовал за разоружение и «добровольный нейтралитет», что, как предполагалось, вызывало бы больше уважения к Дании и гарантировало бы целостность оной со стороны двух великодержавных коалиций.
Норвежская политика накануне войны все еще находилась в процессе становления после расторжения шведско-норвежской унии. Поэтому, например, целью переговоров между Норвегией и Швецией в годы войны являлось также и общее восстановление доверия и дипломатических отношений. И хотя Норвегии удалось избежать вступления в войну, однако экономически страна подчинилась нуждам Англии.
|
В Швеции же наблюдалась тенденция перехода от строгого нейтралитета к свободно формирующейся нейтральной политике, с заметными приоритетами сиюминутных нужд политики перед законом. Швеция руководствовалась концепцией нейтралитета, распространенной в неправительственном движении за мир — надеялись, что лига стабильно нейтральных стран обеспечит защиту для небольших нейтральных государств от посягательств воюющих блоков. На практике это было трудноисполнимо.
Первый опыт дипломатического сотрудничества скандинавских стран в военное время произошел при обнародовании 8 августа 1914 г. шведско-норвежского договора о взаимном нейтралитете обеих стран. В нем выразились намерения консультироваться между собой, не поднимать оружия друг против друга.
Более важной стала встреча королей трех северных стран в Мальме 18–19 декабря 1914 г. Впервые после перерыва в 600 лет монархи этих стран встретились на мирной конференции с целью обговорить совместные действия по охране нейтралитета и прав их стран в условиях войны. Инициатива исходила от шведского короля Густава V. Именно эта встреча заложила фундамент для «практического скандинавизма» ХХ века. Она рассеяла недоверие и напряжение, существовавшее после разрыва унии в 1905 г. Сотрудничество скандинавских стран в течение войны стало почти регулярным.
|
Наконец, в ноябре-декабре 1917 г., три монарха вновь встретились в Осло. Эти переговоры стали высшей точкой единства. Инициатором снова был Густав V. Основным принципом скандинавской политики он выдвинул охрану и поддержку нейтралитета, который три государства обязались соблюдать. Для проведения этой линии Швеция выставила значительные силы, предоставив и политическое руководство, и военный персонал, обеспечивающий охрану на море и побережье. Позднее Швеция, значительно усилив свое положение на Балтике в ходе войны, часто выступала на международной арене от имени всей группы скандинавских стран. В отношении России державы действовали также сообща: в ноябре 1918 г. все три страны разорвали дипломатические отношения с Советской Россией и не признали ее до тех пор, пока этого не сделали Британия и Франция.
Итогом проявления единой дипломатической линии являлось вступление скандинавских стран в Лигу наций, где главным фактором консолидации северных стран было стремление остаться в нестабильном послевоенном мире вне международных конфликтов. Первый период участия Скандинавии в деятельности Лиги наций завершился в марте 1920 г., когда все скандинавские парламенты одобрили вступление в нее своих стран, отказавшись, однако, позднее от прямого участия в военных санкциях. Позднее оговорки последовали и в отношении экономических санкций. Сотрудничество северных стран в рамках Лиги Наций так и не вышло на новый уровень.
Несмотря на общую неудачу переговоров о каком-либо виде скандинавского сотрудничества, которые затем наблюдались в первой половине ХХ в., опыт 1910-х гг. оказался наиболее важным с точки зрения периода зарождающегося оптимизма и стремления достигнуть максимальной взаимной поддержки. В условиях назревания мировой войны в Скандинавии впервые отчетливо проявилась тенденция к взаимному согласованию своих позиций, которая стала выражаться в попытках выступать в вопросах сохранения нейтралитета единым блоком. Тогда же начали звучать такие формулировки, как «скандинавское предложение», «скандинавское соглашение», «новый скандинавизм». Новым шагом тогда стали уже не только межпарламентские советы, но и встречи на высшем уровне. Достижением били возникшие при участии скандинавских стран объединения такие общественные организации как «Нурден», экономический блок «группа держав Осло», «САМАК» и, наконец, Северный Совет.
|
Тем не менее, при всем сближении позиций скандинавских стран в 1910-х гг., в их диалоге продолжали доминировать противоречия, которые так и не позволили Скандинавии сплотиться перед будущей войной. Разное видение оборонительных возможностей и различные внешнеполитические ориентиры впоследствии вообще привели к разобщенности и отчуждению. Сотрудничество, призванное обезопасить регион Северной Европы, воспринималось в условиях обострения международных отношений скандинавскими правительствами не только как нежелательное, но и как крайне рискованное предприятие.
Несмотря на это, основа для их будущего сближения после Второй мировой войны была заложена уже в 1910-е гг. Именно в это время контакты скандинавских стран на государственном уровне стали закономерным явлением, что характеризует данный период как значительный этап развития международных отношений на Севере Европы.