Особенности уроков информатики в начальной школе
В настоящее времяс возрастающими потребностями общества и развитием информационных технологий возникает потребность обучения учащихся компьютерной грамотности на более ранних ступенях. Сегодня, в современной школе, ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
При изучении информатики и знакомстве с компьютерными информационными технологиями в начальной школенеизбежно возникают проблемы, обусловленные определенными возрастными особенностями детей 7–10 лет:
· недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, потребностью в предметных формах деятельности;
· существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации, что усугубляется еще и слабыми навыками чтения-письма у большинства учащихся;
· разрывом между целостной картиной окружающего мира, воспринимаемой ребенком, и множеством принципиально различных компьютерных технологий для обработки информации разных видов.
Учитывая эти особенности для эффективных занятий информатикой в начальной школе можно будет использовать среды, дающие возможность:
· совместить в едином компьютерном мире созданные ребенком информационные объекты разных видов: текстовые, графические, звуковые;
· использовать преимущественно образно-визуальные, а не текстовые средства для управления компьютерной средой и для программирования исполнителей;
|
· перенести абстрактные построения, выполненные с помощью компьютера, в предметный мир, объекты которого ребенок сможет буквально потрогать руками.
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя много сил и решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике школьников начальных классов.
В основу обучения с использованием игр на уроках информатики положены принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. Применение компьютера существенно упрощает реализацию данных принципов. Игры в обучении позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности учеников. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору заданий, которые соответствуют целям игры.
Обучение в игре приносит достаточно хорошие результаты, именно поэтому в основе большинства обучающих компьютерных программ лежат именно игровые методики.
Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения.
Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Каждая игра – это преодоление препятствий. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Поэтому игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»
|
Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно-воспитательной работе в 1-4 классах. Игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепление знаний. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями необходимыми для реализации замысла игры. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в непреднамеренном усвоении учебного материала происходит «двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ими навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей, и помогают результативному овладению знаниями. Игры проводятся под руководством учителя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.
|
В связи с внедрением компьютерных технологий в школу, широкое распространение получили игры с компьютерной поддержкой.
Примерный перечень электронных средств учебного назначения:
· компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
· клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
· компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
· компьютерные лабиринты для управления объектом;
· компьютерные мозаики;
· логические игры на компьютере;
· компьютерные энциклопедии, путешествия;
· компьютерные топологические схемы (района, метро);
· компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением;
· компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
· компьютерные синтезаторы звука;
· игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
· компьютерные среды управления исполнителем.
Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по различным предметам. При этом учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.
При таком компьютерном сопровождении уроков требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Многие учителя, применяющие ИКТ в обучении, сами создают компьютерные дидактические игры.
Если сравнивать руководство дидактическими играми, проведенными традиционным способом с руководством дидактическими играми, проведенными с компьютерной поддержкой, то можно увидеть следующее:
· Игры проводятся под руководством учителя. (Учитель читает или говорит условие игры, затрачивая при этом много времени и сил);
· Игру может проводить либо учитель, либо сам ученик. Задания дети читают сами с экрана монитора, что активизирует мыслительную деятельность учащихся;
· Учитель знакомит детей с предметами или материалами, с которыми им придется работать, для этого он должен использовать раздаточный или наглядный материал;
· При нажатии кнопки на экране появляются предметы, с которыми должны работать. Можно показать один предмет, а можно - все предметы сразу, что облегчает задачу учителя и дает ясное представление детям о предметах, с которыми им надо работать, затрачивая при этом минимум времени;
· Учитель решает дать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или целиком) игрового действия;
· На компьютере это можно сделать быстро, что сохраняет время на уроке. Причем изображение на компьютере красивое, яркое. Все движется как в мультфильме. Это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре;
· Начинается игра и учитель контролирует правильность ответов. Очень сложно определить степень самостоятельности каждого учащегося. Иногда оценка бывает необъективной;
· Правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок сам контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре.
Чем же хороши игры с компьютерной поддержкой? Тем, что здесь нужно создать эту программу только один раз использовать ее хоть на каждом уроке. Причем на основе одного и того же материала можно придумать много различных игр. Все они очень яркие, красочные, используемые герои или предметы движутся или перемещаются в пространстве. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он создает у детей соответствующий психологический настрой, который помогает детям быть более внимательными и выполнять задания верно. И конечно, это вызывает у детей большой интерес. В каждой игре используются межпредметные связи с уроками литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира.
Известно, что любая игра должна способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Все эти задачи и выполняют уроки с компьютерной поддержкой и игровые программы.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Играя с компьютером, ученик помимо своего желания осваивает наиболее типичные формы взаимодействия с машиной, у него формируются навыки пользователя ЭВМ. Во многих играх осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования. Если игра будет при этом естественно включена в учебный процесс, то овладение компьютерной грамотностью будет способствовать повышению качества образования. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Компьютер делает значимым ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Обучающие компьютерные игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что обучающие компьютерные игры не заменяют, а дополняют все традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения младших школьников новым информационным технологиям.
Домашнее задание: Составить урок с элементами игры для детей 3 класса (можно в виде презентации –темы выделены желтым цветом – на ваш выбор)