Этапы развития эргономики




Неблагоприятные условия окружающей человека среды, несогласованность ее элементов с объективными возможностями и потребностями человека, затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, необходимо помнить о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и др. другими словами, в современном средовом проектировании необходим максимальный учет человеческих факторов.

Под человеческим фактором в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, а так же социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

Только после второй мировой войны учет человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке наук о человеке и технике. В разных странах она получила разное название: в США – «исследование человеческих факторов», в Англии – «эргономика», в Германии – «антропотехника». Сейчас практически повсеместно распространен английский термин.

Развитие эргономики началось с модернизации военной техники. В США, Великобритании и других странах к созданию новых образцов и модернизации старых были привлечены значительные силы ученых изучавших человека. Так, например первые конструктивные решения при создании органов управления самолетов принималось на уровне здравого смысла и сопровождалось элементарной логикой «ручка на себя» - взлет, «ручка от себя» посадка.

В 1960-е годы эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники. Все острее вставала проблема изучения деятельности человека – оператора, взаимодействующего не с реальными объектами, а с их информационными моделями. На первый план выходили вопросы считываемости, обобщения и соотнесения информации с действительностью при отображении реальной обстановки.

В последнее время эргономика изучает противоречия техногенного и гуманистического подходов к организации нашей жизни. В имитационном моделировании деятельности эргономика считает человека самым сложным элементом в системе «человек – машина – среда». Непредсказуемость его поведения рассматривается не как помеха в налаженном автоматизированном производстве, а как источник творческих приращений в труде.

В 1980-е годы на первое место выходит эргономика компьютеров, встают вопросы их проектирования: от простейших видов – формы мониторов и клавиатур до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, т.е. вопросы «когнитивной эргономики», от проектирования рабочих мест до создания рабочих станций.

Эргономист Б. Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в ХХвеке:

50-е годы – военная эргономика;

60-е годы – промышленная эргономика;

70-е годы – эргономика потребительских товаров и услуг;

80-е годы – эргономика компьютеров;

90-е годы лидируют направления эргономики информатизации (новые информационные технологии), досуга и космоса.

В нашей стране Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства была проведена в 1921 году. Тогда была выдвинута идея создания особой научной дисциплины – эргологии (учение о работе человека).

С 1920-х годов во ВХУТЕМАСе педагоги (Родченко) искали стык производственного искусства с психологией и физиологией, создавая новые образцы промышленных изделий.

В 1927 во ВХУТЕИНе была создана психотехническая лаборатория, в которой производились экспериментальные исследования с целью выявления закономерностей психофизиологии восприятия форм. В 20-30-е годы прошлого века были проведены первые психофизиологические исследования связанные с реконструкцией рабочего места вагоновожатого и крановщика, с изучением видимости дорожных знаков. В 1935 году при проектировании Московского метрополитена преследовалась идея удобства обслуживания пассажиров. Последующие десятилетия по ряду причин не были отмечены существенными достижениями эргономических исследований. Только с 1962 года с образованием государственной системы дизайна и организацией ВНИИТЭ начался новый этап в развития эргономики.

К сожалению можно отметить, что в повседневной отечественной практике эрго-дизайнерского проектирования существует большой разрыв между эргономическим знанием и его применением. Отчасти благодаря широкой интервенции на наш потребительский рынок зарубежной бытовой и производственной техники в результате конверсии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: