СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования
1.2. Нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
1.3. Институционально – технологические основы социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
ГЛАВА 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗУЕВКОГО КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ……..…..
2.1. Характеристика семей находящихся в социально – опасном положении Зуевского района
2.2. Анализ кейсов по организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Семейное неблагополучие – это сложный социально – психологический феномен. Его трудно измерить экономическими категориями, и оно не сводится только к уровню материальной обеспеченности, жилищно-бытовым условиям жизни семьи. Причины и факторы, ведущие к формированию ситуации семейного неблагополучия, весьма разнообразны. Оно может быть обусловлено системой ценностей, отношений, разностью семейных образов жизни. Так или иначе, это проявляется в изменении качества семейных отношений.
На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как семья в социально – опасном положении, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в семье в социально – опасном положении.
|
Социально – опасное положение семей порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.
Проблема семей, находящихся в социально – опасном положении, существовала всегда и эта проблема имеет несколько причин: изменение социально – экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.
Многофакторность влияния на изменение качества семейных отношений определяет проблему семейного неблагополучия, как комплексную, требующую участия в ее разрешении специалистов разных ведомств и организации.
В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем, здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с семьями, находящихся в социально – опасном положении. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у семей, находящихся в социально – опасном положении, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.
|
Актуальность исследования работы по организации сопровождения семей в социально – опасном положении в социальной сфере обусловлена тем что, социальный работник, то есть человек, который непосредственно контактирует с клиентом (в нашем случае с семьями в социальном – опасном положении), должен владеть современными методиками и технологиями по изучению, устранению и предотвращению проблем данных семей.
Проблема исследования: каково содержание деятельности социальных служб по социальному сопровождению алгоритм организации сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.
Объект исследования: организация социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.
Предмет исследования: содержание деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.
Цель исследования: обобщить опыт деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.
Гипотеза исследования: содержание деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении выделяют следующие компоненты:
|
− ранее выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально – опасном положении на межведомственной основе;
− определение причин семей, находящихся в социально – опасном положении.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, причины, и факторы семей в социально опасном положении.
2. Изучить нормативно – правовые и институциональные основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.
3. Охарактеризовать семьи, находящиеся в социально – опасном положении Зуевского района
4. Проанализировать кейсы по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении.
5. Разработать рекомендации по сопровождению деятельности «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по социальному сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.
Для решения задач и подтверждения гипотезы была использована теоретическая база исследования: изучением данной проблемы занимались следующие отечественные ученые: Т. И. Шульга М. И. Буянов, Л. И. Алексеева, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В.М. Целуйко, В.М. Шакурова, Ю. В. Василькова, В. И. Дубровина и другие.
Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и ее социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Т. И. Шульги.
Способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов.
Методологическая база исследования: теоретические – анализ социально-психологической литературы, обобщение, эмпирические – метод анализа документов, кейс – стади.
Практическая значимость исследования: исследование состоит в том, что проанализировав 10 кейсов семей, находящихся в социально – опасном положении Зуевского района, выявлены основные причины и факторы социально – опасного положения данных семей.
Новизна исследования: разработанные рекомендации по социальному сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении, могут улучшить работу специалиста «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения» по сопровождению данных семей.
База исследования: КОГАУСО «Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включаю пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении1. 1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования
Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. В семьях сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [ 24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с. ].
Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной [ Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 76с.с.69 ].
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. [ФЗ 120]
«Зуевским комплексным центром социального обслуживания населения», были выявлены признаки определения семей, находящихся в социально – опасном положении
1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей:
− отсутствие у детей необходимой одежды по сезону;
− отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом;
− отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей;
− отсутствие ухода за ребенком;
− отказ от лечения детей;
− оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться.
2. Наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие).
3. Вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие).
4. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку).
5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей и иные признаки.
Беличева С. А. выделила следующие факторы семей в социально – опасном положении:
− медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
− социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
− социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
− социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
− криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи)[ 5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.с.110 ].
Тетерский С. В. выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:
− семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
− малообеспеченные семьи;
− семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
− семьи воспитывающие детей инвалидов;
− неполные семьи;
− семьи военнослужащих срочной службы;
− семьи безработных;
− семьи военнослужащих – контрактников;
− семьи проживающие в неблагополучных регионах;
− семьи, где родители долго не получают заработную плату [ 51. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с.с.156 ]
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
М. А. Галагузова выделила основные причины семей в социально опасном положении:
− семья имеет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
− родители или законные представители не выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних;
− родители или законные представители не выполняют обязанности по содержанию несовершеннолетних;
− родители или законные представители не выполняют обязанности по обучению несовершеннолетних;
− родители или законные представители жестоко обращаются с детьми;
− родители или законные представители вовлекают несовершеннолетних в занятия бродяжничеством и попрошайничеством;
− родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками, принимают наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества;
− отсутствует постоянное место жительства семьи;
− семья проживает в антисанитарных условиях.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработаны основания, по которым семьи, могут быть признаны находящимися в социально опасном положении:
— наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
— привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;
— совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;
— привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Появлению семей в социально – опасном положении способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений [. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с., с.89 ]
В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семьях с социально – опасном положении. Насилие может принимать физическую и психологическую формы. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и другими. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. [ Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.]
Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат [ 30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с.]
Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно выделить общие для всех семей, находящихся в социально опасном положении, особенности, это [Овчинникова К.А., Иванова Ж.Н. Методика "кейс-менеджмент" в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении // Межведомственные подход в области профилактики семейного неблагополучия: Краевая конференция: Тезисы докладов (Красноярск, 28 октября 2013 года). - Красноярск, "ЛИТЕРА-принт". - С.124 - 133.с.126]:
1) отказ родителей от сотрудничества c органами системы профилактики по вопросам воспитания и образования ребенка;
2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;
3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;
4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;
5) злоупотребление спиртными напитками (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.)
В таких семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения.
За последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, дети из таких семей уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Для семей, находящихся социально – опасном положении, разрабатывается и применяются на практике нормативно-правовые основы, который законодательно на государственном и муниципальном уровнях регулируют взаимоотношения в данных семьях. Для решением проблем семей, находящихся в социально – опасном положении существуют учреждения социального обслуживания, которые ведут активную работу с данными семьями.
Нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку семьям, находящимся в социально – опасном положении.
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей. [ Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]].
В настоящие время в Российской Федерации функционирует разветвленная сеть учреждений социальной защиты населения, которые осуществляют социальное обслуживание семей и детей, находящихся в социально – опасном положении .[учебник Семьеведение Е. И. Холостова, О.Г. Прохорова, Е. М. Черняк ]
Существуют учреждения социального обслуживания, которые занимаются решением проблем семей, находящихся в социально – опасном положении: комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи, социальной реабилитации детей-инвалидов, специализированные учреждения для несовершеннолетних и другие учреждения в соответствии с их уставами или положениями:
1) предоставляют социальные услуги семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально – опасном положении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении, а так же семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Гражданско-правовое положение семей, находящихся в социально – опасном положении в Российском законодательстве регулирует: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс, Семейный Кодекс, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение семьи, находящейся в социально – опасном положении. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Семейный кодекс РФ в 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство. Определяется, что неблагополучные семьи так же являются частью социума, следовательно, их права и обязанности такие же как у всех остальных семей [ 1.Конституция Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994. - 62 с. ].
В России в основе семейного права лежит Семейный Кодекс Российской Федерации. В нем прописаны основные положения прав и обязанностей родителей и детей. Статья первая, Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [Семейный кодекс РФ].
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Например, если семья малоимущая, государство должно обеспечить благоприятные условия для выхода из этой ситуации: компенсация расходов на оплату коммунальных услуг; государственная социальная помощь; единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение; единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации; ежемесячное пособие на ребёнка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство всячески старается обеспечить гражданам достойную жизнь, но все же не все аспекты продуманы достаточно тщательно.
Другим значимым нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей. [442- фз«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».]. Данный Федеральный закон определяет, что такое семья – одна из важнейших ценностей, как индивида, так и общества в целом её нужно охранять и заботиться о её процветании. Следовательно, если семья попадёт в социально – опасное положение, то социальные службы обеспечат ей выход из сложившейся ситуации и реабилитацию.
Проект Арзгирского муниципального района Ставропольского края от 06 мая 2011 г. № 188 административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально – опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей». Данный проект разработан с целью повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги.
Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей», разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей», создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.
Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.
Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:
− выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
− содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;
− социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
− социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
− социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
− социально-правовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
− социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
− социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.
Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основные принципы, направления, формы и методы государственной политики в области семейной политики, защиты прав и интересов детей регулируются также Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » и от 29 декабря 2006 г. № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ».
В целях организационно-правового обеспечения реализации комплекса мер по защите прав и интересов детей 26 марта 2008 г. Президентом РФ был подписан Указ № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя фонда от имени Российской Федерации возложено на Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Основной целью деятельности Фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в социально – опасном положения осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики РФ.
Постановление правительства Москвы от 26 июня 2007 г. № 513 – ПП «О стратегии развития Москвы на период до 2025 года». Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии является адресная помощь детям из социально неблагополучных семей, призванная помочь семьям в воспитании детей и оказать и оказать содействие родителям в выполнении своих обязанностей. Речь идет не только о финансовой поддержке, но и о решении социальных проблем, такие как обеспечение семей жильем, организация отдыха и оздоровления детей.
С помощью реализации этих мер государство заботиться о снижении социальной напряженности в обществе, сокращении разрыва в качестве жизни бедный и обеспеченных семей.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что в России достаточно развито нормативно-правовое обеспечение, и учреждения социального обслуживания населения по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении, но требуются конкретизации в разработке и принятии новых проектов и программ. Их реализация позволит вывести на качественно новый уровень систему жизнеобеспечения общества со стороны государства, будет способствовать решению социальных проблем в комплексе с динамикой развития экономического потенциала страны и, что немаловажно, окажет содействие активному вовлечению самих граждан и их объединений в решение вопросов дальнейшего социального развития.
Благодаря нормативно-правовому обеспечению, по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении, разрабатываются и реализуются на практике инновационные методы, формы и технологии социальной работы с такой категорией населения. Практика работы социальных служб и специалистов с семьей показывает, что только при условии осознания членами семьи своих проблем, нацеленности их на положительные изменения в семейной ситуации, системности и комплексности социальной помощи со стороны учреждений и специалистов можно достичь положительного результата в социальной работе по выводу семьи из социально – опасного положения.