Первые исполнители оперы «Евгений Онегин»




Мы начинаем знакомство с оперой Чайковского «Евгений Онегин», которая по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики и непревзойденным образцом лирической оперы.

В опере «Евгений Онегин» поэзия Пушкина гармонично слилась с прекрасной, задушевной музыкой Чайковского, полной сердечного тепла и драматизма.

История создания

«Евгений Онегин» считается вершиной оперного творчества композитора. Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое.

Замысел лирической оперы возник у Чайковского, но он не мог найти подходящий сюжет. Однажды певица Е.А. Лавровская подала ему мысль о сюжете «Евгения Онегина», но композитор посчитал невозможной идею создания оперы на пушкинский сюжет, т.к. считал «Онегина» «святой книгой», к которой он не осмелился бы прикоснуться даже во сне. В письме к брату М. И. Чайковскому он писал: «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал».

Но в то же время композитор не мог оставить без внимания совет Е.А. Лавровской, которую он очень уважал за её «чудный, бархатный, сочный» голос, художественную простоту исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения.

Вместе с тем Чайковский преклонялся перед Пушкиным: его знанием жизни, знанием характера русского человека, тонким пониманием русской природы, музыкальностью стиха – всё это вызывало у композитора восхищение. Либретто композитор написал в сотрудничестве с К. С. Шиловским. Конечно, либретто в деталях всегда отличается от подлинного произведения. В данном случае из пушкинского романа в стихах («энциклопедии русской жизни», по словам В. Г. Белинского) Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев. Сам композитор скромно назвал свою оперу «лирическими сценами», в музыковедении опера относится к лирико-психологическому жанру.

 

Работа над оперой

Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.

Премьера

Премьера оперы состоялась 17 (29) марта 1879 г. на сцене Малого театра силами учеников Московской консерватории. А дирижировал оперой известный российский пианист-виртуоз и дирижёр, основатель Московской консерватории и первый её директор Николай Григорьевич Рубинштейн.

Вопреки опасениям композитора, публика сразу была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского романа в стихах и её выразительнейшей музыкой. Почти сразу к опере пришел триумфальный успех. Опера оказалась новым словом в оперном жанре, и это слово было услышано. С оперы «Евгений Онегин» Чайковского началась линия лирической оперы, а сам композитор продолжил эту линию своей следующей и последней оперой «Иоланта». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881) и Мариинского театра в Петербурге (1884), а затем стала одним из самых популярных произведений.


Интересные факты

 

· При написании оперы книжный сюжет «Евгения Онегина» претерпел ряд изменений. Так, например, Чайковский иначе описал вызов Ленского Онегину.

Согласно пушкинскому оригиналу, назначение дуэли между друзьями было тайным, а в опере ссора произошла в присутствии гостей бала. Народ комментировал ссору и пытался вразумить товарищей, однако напрасно.

Также Чайковский несколько иначе изображает влюбленную Татьяну. В отличие от пушкинской героини, «оперная» Татьяна сожалеет о написанном признании еще до беседы с Онегиным. Такое изменение событий способствует некому переосмыслению образов главных персонажей.

· Первые постановки оперы «Евгений Онегин» заканчивались нежными объятиями Татьяны и Онегина, а также внезапным появлением супруга Татьяны – Гремина. Такая развязка вызывала недовольство публики, поэтому композитору пришлось максимально приблизить музыкальное произведение к оригиналу.

· В какой-то мере работа над «Евгением Онегиным» повлияла на личную жизнь автора. Активно работая над эскизами оперы, весной 1877 года, композитор узнает о страстной любви Милюковой. Молодая студентка, так же как и Татьяна, пишет Чайковскому любовное послание. Музыкант не может ответить взаимностью и едва ли помнит девушку, поэтому по аналогии с пушкинским героем, пишет вежливый отказ. Однако спустя некоторое время от Антонины приходит еще одно откровенное письмо. Чайковский озадачен, он отправляется к влюбленной девушке, чтобы увидеть ее. Знакомство и общение с настойчивой поклонницей привело к женитьбе композитора летом 1877 года.

Существует мнение, что Чайковский пытался избежать повторения ошибки Онегина, но, на самом деле, сам совершил опрометчивый поступок. Скоропостижный брак не принес счастья и спустя три недели после бракосочетания композитор уходит от молодой супруги.

· Изначально планировалось камерное исполнение оперы, однако спустя некоторое время Чайковский создал новую редакцию произведения. Во времена Советского Союза К.С. Станиславский инициировал воссоздание первоначального варианта оперы. Сейчас зритель имеет возможность видеть обе редакции.

· Признание оперы публикой происходило постепенно. Высокие оценки произведение получало после изменений сцен от постановки к постановке. Таким образом, музыкальное произведение превращалось в спектакль, предназначенный для большой сцены. Любимое детище Чайковского было высоко оценено как российским, так и европейским зрителем.

· Роман Пушкина был поставлен на русской сцене еще до Чайковского. Первая постановка была создана композитором А.С. Верстовским, а другая – А.Ф. Львовом. Интересно, что инсценировки содержали лишь некоторые сцены произведения.

· Некоторые печатные отклики о «Евгении Онегине» описывали слабость образа главного персонажа. Безусловно, Онегин не вызывал у Чайковского такого же сочувствия и одобрения, как Ленский и Татьяна, однако же и его роль в опере обрисована достаточно ярко. Первая картина описывает светскую манерность и холодную сдержанность петербургского гостя, а две последние картины представляют Онегина совсем в другом свете. Особенный драматизм просматривается в заключительной сцене оперы, когда столичный юноша с повинной головой признается Татьяне в своей страстной любви.

· Какие бы разноречивые мнения не были напечатаны критиками в прессе, русская публика приняла оперу «Евгений Онегин» душой. Музыкально-драматическое произведение стало наиболее популярным в России и выдержало 16 постановок.

· Зарубежная премьера состоялась 6 декабря 1888 года в Праге.

· Изначально «Евгений Онегин» был задуман композитором как камерная опера. Однако в скором времени Чайковский отредактировал произведение для спектаклей на сцене Императорской оперы. Сегодня же постановки оперы осуществляются по двум вариантам.

· Свое произведение композитор именовал просто и скромно: «лирические сцены».

Первые исполнители оперы «Евгений Онегин»

М. Медведев (Ленский, в составе ученического спектакля)

П. Хохлов (Онегин, на сцене Большого театра)

Содержание оперы

В опере 7 картин. Действие происходит в деревне и в Москве в 20-х годах XIX в.

Картина первая. Татьяна и Ольга Ларины в саду своей усадьбы поют романс, а их мать и няня вспоминают годы своей молодости.

Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский и Онегин, недавно прибывший из Петербурга молодой дворянин. Татьяна очень взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Поздним вечером Татьяна в своей комнате вся во власти своих дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости, но почти не слушает её рассказ, все мысли девушки поглощены Онегиным. В порыве охватившего её нового чувства она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. Внук няни относит письмо Онегину.

Татьяна и Онегин в саду. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина третья. Снова действие в саду Лариных. Крепостные девушки с песнями собирают ягоды. Неожиданно приезжает Онегин, Татьяна в смятении: что он ответит на её письмо? Но Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Девушка выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных по поводу именин Татьяны. Съехалось много гостей, они танцуют, играют в карты… Провинциальный бал наводят на Онегина скуку. Он решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его сюда, и начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты и вызывает Онегина на дуэль. Все пытаются примирить друзей, но безуспешно.

Дуэль. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Появляется запоздавший Онегин. Противники не враги друг другу, они в нерешительности, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Выстрел – и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. Петербург. В богатом особняке собралась знать города. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Несмотря на то, что П.И. Чайковский считал себя недостойным «прикоснуться к «Евгению Онегину» даже во сне», у него в результате получилось создать шедевр – до сих пор непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: