Оперный театр второй половины 1940–1990-х годов




Сложность развития оперного жанра в послевоенные годы. Большое внимание со стороны государства к процессам в области музыкального тетра (Всесоюзное совещание по вопросам оперы и балета в 1946 г.). Оживление в деятельности театров после окончания ВОВ (возвращение из эвакуации, переход к функционированию в обычном режиме), постановка первой части 2-й редакции оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинградском Малом оперном театре (1946), опер «Бэла» Ан. Александрова, «Станционный смотритель» Н. Крюкова и др..

Связь процессов в данной области с общей социально-культурной ситуацией в стране, обострение проблемы Художник и Власть. Негативные последствия Постановления ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере В. Мурадели “Великая дружба“», вызвавшего кризисные явления на рубеже 1940-5190-х годов в музыкальном искусстве в целом, и в оперном жанре, в частности. Негативное отношение со стороны официальной критики к значительным образцам, обвинение в формализме опер «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «От всего сердца» Г. Жуковского (редакционные статьи в газете»Правда»).

Уменьшение количества новых произведений, появление художественно-слабых нежизнеспособных образцов (например, «Князь-озеро» И. Дзержинского, «Любовь Яровая» В. Энке, «Хождение по мукам» А. Спадавеккиа «В грозный год» Г. Крейтнера и др.). Драматургическое и стилистическое упрощение, пассивное воплощение принципов «песенной оперы».

Определенное улучшение состояния оперного театра в 50-е годы, новые спектакли в ряде театров («Семья Тараса», «Никита Вершинин» Д. Кабалевского, «Декабристы» Ю. Шапорина, «Укрощение строптивой» В. Шебалина, новые постановки окончательной редакции оперы «Война и мир» С. Прокофьева).

Усиление борьбы против эпигонства и примитивизма во второй половине 50-х годов, подготовка нового этапа развития оперного творчества.

60-90-е годы – качественно новый этап в развитии оперного театра. Преодоление недоверия композиторов, режиссеров, дирижеров к его возможностям оперного жанра, общее усиление интереса к музыкальному театру. Причины: изменение социокультурной ситуации на рубеже 50-60-х годов, усиление контактов с зарубежной оперой XX века, возвращение на сцену отечественных оперных шедевров (произведений С. Прокофьева, Д Шостаковича).

Многообразие художественных концепций, тем и образов оперных произведений. Многочисленность литературных источников (отечественная и зарубежная классика, современная литература), жанровое разнообразие, усиление роли документальных материалов (мемуары, дневники, эпистолярное наследие, газетные статьи, обзоры новостей,). Преобладающая тенденция – написание опер на прозаический текст.

Широкий тематический диапазон оперных произведений, интерес к сложной судьбе историческиих личностей: «Пётр Первый» А. Петрова, «Мария Стюарт» и «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского, «Боярыня Морозова» Р. Щедрина,, «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса. Психологическая емкость и полифункциональность в трактовке отдельных образов, появление «внесценических» персонажей.

Интерес к теме Второй мировой войны, углублённо-психологическая трактовка военных событий сквозь призму морально-этических проблем, сложных личностных отношений, соотношения различных временных пластов, («Ромео. Джульетта и тьма», «Зори здесь тихие» К. Молчанова, «Пассажирка», «Зося» М. Вайнберга, «Одиннадцатая заповедь» А. Шнитке и др.).

Широкое распространение комедийных сюжетов, заимствованных из разных литературных произведений, например, «Не только любовь» (по рассказам С. Антонова), «Мёртвые души» (по поэме Н. Гоголя) Р.Щедрина, «Шинель», «Коляска» (по повестям Н. Гоголя) А. Холинова идр.

Жанровое разнообразие опер, оригинальность творческих решений активное развитие камерной оперы, в том числе монооперы, в которой все происходящие события показаны через призму индивидуального сознания одного персонажа (дилогия «Письма любви» из двух частей – «Нежность» и «Одиночество» В. Губаренко, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Шинель» А. Холминова, «Письмо незнакомки» А. Спадавеккина, «Письма в будущее» П. Дамбиса. «Ожидание» М. Таривердиева и др.).

Тенденция к жанровому синтезу, появление новых интересных жанровых микстов, например, опера-баллада (С. Слонимский – «Мария Стюарт»), фольк-опера (Е. Станкович – «Когда цветет папоротник»), трагифарс (Р. Щедрин – «Мёртвые души»), камерная фреска («Р. Щедрин «Не только любовь»), рок-опера (А. Журбин «Орфей»). Большой интерес к мюзиклу (сочинения А. Рыбникова, Г. Гладкова, В. Дашкевича, А. Колкера).

Использование ресурсов смежных музыкальных жанров (от симфонии, камерно-вокального цикла, оратории, кантаты до джаза, эстрадного ревю и др.). Активное использование приёмов, идущих от киноискусства: монтажность, кадровость, соотношение крупного и общего планов, замедленной и ускоренной съёмки, параллельного и вертикального монтажа, стоп кадра и др.

Особенности драматургического и композиционного строения оперных произведений. Нарушение временной и логической последовательности развития основного драматургического конфликта, гибкая трактовка его отдельных этапов, свободное оперирование различными художественными планами. Поиски новых принципов композиционной организации, преобладание сквозных форм, сложных монтажных композиций.

Стилистические черты. Интонационно-тематическая концентрированность, смелое обобщение различных жанрово-бытовых источников, включение эстрадных, джазовых элементов, усиление удельного веса каждого выразительного компонента, оригинальность тембровых ршений, применение новых техник композиции, соединение акустической и электронной музыки и т. д.

Важное значение для расширения сферы функционирования оперного искусства новых техник транслирования информации – радио, кино, телевидения, проекторов, интернета и др. Появление радио-оперы, кино-оперы, теле-оперы. Введение различных дополнительных техническими ресурсов, что делает оперные спектакли более яркими и зрелищными. Например, соединение в одновременности нескольких сценических площадок, что порождает «музыкально-сценическую полифонию», режиссерский полиэкран.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: