Западноевропейская педагогика эпохи нового времени




Семинарское занятие 5-6

план

1. Педагогические взгляды и задачи воспитания личности Я.А. Коменского.

2. Принцип природосообразности, возрастная периодизация и система школ по Я.А. Коменскому.

3. Классно-урочная система и принципы обучения Я.А. Коменского.

4. Я.А. Коменский о школе, учителе и моральном воспитании детей.

5. Педагогические идеи Дж. Локка.

6. Идея свободного воспитания Ж-Ж. Руссо.

7. Педагогические взгляды французских философов К. Гельвеция и Д.Дидро.

В результате изучения темы необходимо знать:

· жизненный путьЯ.А. Коменского;

· основные труды Я.А. Коменского;

· принципы обучения по Я.А. Коменскому;

· принцип природосообразности в воспитании;

· естественный метод образования;

· систему школ и возрастную периодизацию по Я.А. Коменскому;

· временные границы эпохи Просвещения;

· основные идеи эпохи Просвещения;

· педагогические идеи Д.Локка. Ж.-Ж. Руссо;

· педагогические идеи французских просветителей (Д. Дидро, К.А.Гельвеций).

В результате изучения темы необходимо уметь:

· на основе анализа устанавливать связи педагогических явлений прошлого и настоящего;

· подтверждать высказанные теоретические положения выдержками из произведений автора.

· оценивать свою деятельность;

· на основе анализа устанавливать связи педагогических явлений прошлого и настоящего;

· подтверждать высказанные теоретические положения выдержками из произведений автора.

· оценивать свою деятельность.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Васильев, В.А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели [Текст] / В.А. Васильев // Соц.-гуманитарные знания.- 2—2.-№ 6.- С. 246-261.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.

4. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.

6. История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др.- М.: Сфера, 2001.- 512с.

7. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.

8. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.-Сфера, 1997.- 304с.

9. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224

10. Кумарин, В. Аксиомы Джона Локка [Текст] / В.Кумарин // Сельская школа.-2006.-№5.-С. 134-144.

11. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с.

12. Романюк, Л.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики [Текст] / Л.В.Романюк, Э. В. Онищенко // М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

13. Рыбин, В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Джона Локка [Текст] /В.А.Рыбин // Педагогика.- 2005.-№7.- С. 67-75.

14. Тулупова, О.В. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогическом наследии И.Ф. Гербарта [Текст] /О.В. Тулупова // Педагогика.-2003.-№5.-С 71-78.

15. Тюмасева, З. К Коменскому =- в XVII век, или с Коменским – в XXI век? [Текст] / З. Тюмасева, Ю. Морозова // Народное образование.- 2002.- №9.- С. 61-67.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст] /сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1981.-528с.

 

Задание 1. Выберите правильные ответы.

Основными педагогическими трудами Я.А. Коменского являются:

1. «Мир чувственных вещей в картинках»;

2. «Всеобщее обучение по способу Ратихия»

3. «О человеке»;

4. «Великая дидактика»;

5. «Мысли о воспитании»;

6. «Материнская школа»;

7. «Выход из школьных лабиринтов».

Задание 2. Прочитайте полный заголовок «Великой дидактики. Почему, на ваш взгляд, Я.А. Коменский назвал дидактику великой?

Задание 3. Прочитайте фрагмент «Великой дидактики», озаглавленный «Огромное отклонение в школах». Сравните описанную проблему с современным состоянием дел в школе. Напишите, что современной школе удалось решить в данной проблеме, а что – нет.

«На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» и действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей».

Задание 4. Сформулируйте «золотое правило» дидактики.

Задание 5. Определите, о каких принципах обучения Я.А.Коменский писал:

· «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком», «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

· «Тот, кто строит дом, начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А, заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. (…) Так и в обучении нужно связывать все одно с другим.

Какие еще дидактические принципы выделял Я.А.Коменский? Подтвердите свой ответ цитатами из «Великой дидактики».

Задание 6. Ответьте на вопрос.

Что означает фраза Я.А.Коменского «Образование необходимо всем»?

Задание 7. Объясните, каким образом Я.А.Коменский обосновал принцип природосообразности в воспитании?

Задание 8. Определите, как называется метод обучения, о котором автор говорит следующее: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от учебных занятий».

В чем заключается его сущность?

Задание 9. Составьте структурно-логическую схему, которая бы отражала жизненный путь Я.А.Коменского.

Задание 10. Дополните таблицу.

Возраст Период Система школ
0-6 лет
Отрочество Школа родного языка
Школа латинского языка, или гимназия
18-24 лет Возмужалость

Задание 11. Сделайте анализ своей деятельности по изучению данной темы по следующим пунктам:

1. Назовите свои основные результаты освоения данной темы.

2. Перечислите виды деятельности, благодаря которым эти результаты достигнуты

3. Сформулируйте направления своей дальнейшей работы по вопросам совершенствования своей деятельности.

Задание 12. Сформулируйте ответы на вопросы. Время выполнения задания - 2 мин.

Каковы временные границы эпохи Просвещения?

К чему стремились представители этого течения?

Какова конечная цель воспитания по Д.Локку?

В чем смысл нравственности по Д.Локку?

Какое значение Д. Локк придает воспитанию?

Задание 13. Определите авторов следующих трудов:

«Телемак»;

«Трактат об образовании»

«О человеке, его умственных способностях и его воспитании»;

«Об уме»;

«Мысли о воспитании».

Задание 14. Поясните высказывание Д.Локка, опираясь на его теорию воспитания.

«Мало кого из деловых людей ценили за достижения в музыке».

Задание 15. Поясните фразу

Д.Локк считал, что цель воспитания будет достигнута, если воспитанник будет обладать добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. Какой смысл он вкладывал в эти характеристики?

Задание 16. Ответьте на вопрос.

Каким образом Д. Локк объяснял принцип природосообразности в воспитании?

Задание 17. Составьте структурно- логические схемы, отражающие педагогические взгляды французских просветителей - Ф. Фенелона, Ш. Роллена, Д. Дидро, К.А.Гельвеция.

Задание 18. Определите значение перечисленных дат в жизни Ж.-Ж. Руссо

1712 год, 1741 год, 1749 год, 1762 год, 1767 год, 1778 год.

Задание 19. Ответьте на вопрос: «Какая идея Ж.-Ж.Руссо осуществлялась с помощью свободного воспитания

Задание 20. Заполните таблицу.

№ п/п Произведения Ж.-Ж.Руссо Взгляды, идеи, отраженные в них
     

Задание 21. Составьте задания для педагогического диктанта по названиям произведений Ж.-Ж.Руссо.

Пример:

Диктуется: Роман, в котором сформулирована программа «сентиментальной педагогики»

Записывается ответ: «Новая Элоиза».

Задание 22. Установите соответствие между возрастными периодами жизни человека и задачами воспитания с помощью стрелок.

Раннее детство до 2 лет Развитие внешних чувств ребенка, укрепление его здоровья
Период сна разума от 2 до 12 лет Воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли
Период от 12 до 15 лет Приоритет умственного и трудового воспитания
Период нравственного воспитания с 15 лет до совершеннолетия Приоритет физического воспитания

Задание 23. Определите содержание образования и воспитания ребенка на различных возрастных этапах.

Задание 24. Поясните следующую фразу: «Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество»

Задание 25. Закончи фразу.

Руссо выдвинул идею свободного воспитания, под которым понимал….

Естественное воспитание по Ж.-Ж.Руссо – это…

Ж.-Ж.Руссо считал, что ребенок до 15 лет должен получать воспитание вне общества, потому что…

Задание 26. Приведите примеры из книги «Эмиль или о воспитании», иллюстрирующие следующую фразу: «Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание. Оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка».

Задание 27. Оцените свою деятельность

Сформулируй основные результаты своих занятий по данной теме. Благодаря чему вам удалось их достичь? Какие трудности возникли у вас в ходе изучения темы и как вы их преодолевали?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: