Номер по инвентарной книге.




Коллекция.

Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).

Наименование предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).

4. Авторство. Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо (или группа лиц), так и предприятие, на котором был изготовлен или тиражирован предмет.

Название предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на период изготовления предмета.

Место создания, бытования, события.

Место (географический признак) создания (изготовления) при описании дается без оговорки за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место создания, но и бытования. Географические названия описываются в их исторической форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна, республика), к частному (область, район, город, село, и т.п.). Для Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна – Россия, РСФСР, СССР.

Датировка (создания, бытования, события)

Описывается по аналогии с позицией №6 (место). Если известна только дата бытования

или события, то она обязательно оговаривается.

Материал, техника.

Перечисляются все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная). Отмечаются также отличительные особенности материала и техника составных частей предмета, если они имеются (папка, паспорту и др.).

Размеры. Количество. Подлинность.

Размеры указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается, конечно, и специфика того или иного предмета.

Количество – это собственно предмет и его составные части.

Подлинность, по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.

Сохранность. Сведения о реставрации.

Дается общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата.

Номер негатива (по фототеке музея).

Источник и способ поступления.

При описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается полное официальное название организации или фамилия и инициалы лица, его родственные связи с владельцем предмета. К способам поступления относятся – передача, дар, завещание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция (командировка) музея.

Здесь также указывается конкретный документ – акт приема, приказ школы на основании которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации предмета в музее.

Описание.

Описываются все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.

Легенда.

История происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом, среде бытования и др.

Библиография.

Литература об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с предметом.

Составитель описания предмета (фамилия, дата).

Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и др., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.

 

ПРИМЕРЫОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№1

1. Коллекция. Одежда и ткани.

Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной станции.

Авторство.

5. Место. РСФСР, Курганская обл., с. Мальцево.

6. Датировка. 1950-е гг.

7. Материал, техника. Полотно штапельное – шитье.

8. Размеры. Длина: переда – 75, рукава – 58 см. Количество – 1.

9. Сохранность. Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.

Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От Мальцева Т.С. (дар). Командировка Музея в Курганскую обл. 1970 г. Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5 пуговицах (типа гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани черного цвета.

13. Легенда. Мальцев Терентий Семенович (1895 – 1994), новатор сельскохозяйственного производства, полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, директор Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетный академик ВАСХНИЛ (1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой Социалистического труда (1955, 1975).

14. Библиография. Иванов Л.И. Терентий Мальцев, М., 1962.

15. Составитель (фамилия, дата).

 

№2

1. Коллекция. Ордена.

Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Орден «Трудовое Красное Знамя» РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому авиаконструктору.

4. Авторство. Художник – Куклинский С.

5. Место. СССР, Москва.

6. Датировка. Награждение – 1926, 13 декабря.

7. Материал, техника. Металл – штамповка, эмаль.

8. Размеры. 44 х 38,5 мм. Количество – 1.

9. Сохранность. На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего припоя. Штифт спилен.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления. От семьи Туполева А.Н. (передача). Акт приема (номер, дата).

12. Описание. Знак ордена из желтого металла, овальный.

Л.ст. – в центре на фоне голубой эмали золотистая надпись: «ГЕРОЮ/ТРУДА». Слева на фоне древка знамени – фигурный картуш красной эмали с изображением скрещенных серпа и молота. Вверху развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: «РСФСР/пролетарии всех/стран соединяйтесь». По краю ордена – венок из дубовых и лавровых листьев с плодами, перевязанный внизу лентой.

Об.ст. – с обратным рельефом л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью «Туполев А.Н.».

13. Легенда. Автором рисунка знака ордена «Трудовое Красное Знамя» является Сергей Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка был признан лучшим на объявленном в апреле 1921 года Всероссийском конкурсе по составлению рисунков знака ордена и в марте 1922 г. проект был утвержден Президиумом ВЦИК.

Орденом Туполев Андрей Николаевич (1888 – 1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13 декабря 1926 г. – «За научную деятельность в области развития авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического самолета АНТ-3».

14. Библиография. Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М., 1983, с.8, №18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М., 1979; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., 1973.

15. Составитель (фамилия, дата).

 

№ 3

Коллекция. Документы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: