Конспект 24
Тема: Искусство периода империи Карла Великого
25 декабря 800 года, в день Рождества Христова, римский папа, служивший мессу в базилике святого Петра, благословил короля франков Карла и возложил на его голову усыпанную драгоценностями диадему императора. Так появилась первая средневековая империя в Европе.
В 800 году Карл был главой огромного государства. Им была подчинена территория будущей Франции, части Германии и Италии, север Испании. При жизни император Карл именовался «Великим». Период правления Карла и его потомков называется каролингским.
На первых порах у франкских королей не было постоянного местопребывания. Лиш Ахен стал подобием столицы. Главной резиденцией Карла стал город Ахен. Создав государство, претендовавшее на роль наследника Рима, Карл заботился о его культуре. Он пригласил к своему образованных людей из Италии, Англии, Испании. Учредил в Ахене придворную академию, открыл много монастырских школ, ввел новый упрощенный шрифт – каролингский минускул.
Архитектура Меровингской эпохи.
Сложение типа архитектуры средневекового замка. В основе - бург – укрепленный военный лагерь. Со временем он превратился в резиденцию феодала. Среди зданий бурга появилась высокая башня, окруженная рвами и палисадами,- прообраз будущего донжона.
- Императорский дворец в Ахене (Каролингский Ренессанс)
Он имел два центра: тронный зал и дворцовую капеллу.
- Дворцовая капелла в Ахене
Строитель капеллы Одо из Метца, взял за образец тип византийского центрического храма. Идея – единства и централизации. В плане капелла представляет собой шеснадцатигранник. Она была двухэтажной. Верхний этаж предназначался для императора и его семьи. Пропорции колонн и арок здесь были легкими и устремленными вверх. Нижний этаж для подданных. Массивные приземистые колонны создавали стесненное, давящее, «ставящее на колени» пространство.
|
Алтарный выступ – хор – был разделен на два этажа. Внизу находился алтарь, посвященный Деве Марии, вверху Христу Спасителю. Напротив хора к западному фасаду капеллы примыкал вестверк (западная постройка). Верхний его этаж занимала императорская ложа с мраморным троном. Во время богослужения Карл находился напротив алтаря Христа Спасителя и беседовал с ним лично. В дальнейшем в архитектуре церковных зданий закрепилась форма двух симметричных выступов – восточного (хора) и западного (вестверка), символизирующих власть небесную и земную.
Монументальная живопись капеллы.
Отделка внутреннего пространства капеллы была роскошна. Колонны для верхнего яруса привезены из Рима и Равенны. Узорные бронзовые решетки отлили в Ахене. Центральный свод был украшен мозаикой. В капелле был сооружен орган (музыкальный инструмент), наподобие органов, которые звучали для римских императоров. В капелле хранились святые реликвии, привезенные из Святой Земли (из Иерусалима). В капелле был похоронен сам Карл. После его смерти его Империя, разделенная между сыновьями - распалась.
Книги
Большое уважение император испытывал к книге и труду переписчика. При дворе он завел собственный скрипторий. Рукописи, выполненные придворными мастерами, отличались особой роскошью, тщательно выполненными иллюстрациями.
|
- Евангелие от Годельска (Годельск – имя мастера переписчика)
Рукопись написана золотом и серебром на пурпурном пергаменте. Здесь большее внимание уделяется изображению человеческой фигуры, чем орнаменту. На миниатюре, открывающей рукопись, фигура восседающего на троне Христа отчетливо прочитывается, не растворяясь в орнаментальной стихии
- Венское коронационное Евангелие.
Мастера применили образцы античной живописи. Миниатюры выполнены в свободной живописной манере, а фигуры евангелистов, предвещающие каждую из частей книги, позой. Пластикой и трактовкой драпировок напоминают античную статую.
- Утрехстская Псалтырь.
Псалтырь (одна из книг Библии, в которой собраны песнопения, гимны, прославляющие и восхваляющие Бога). Её поэтические тексты, наполненные символами и аллегориями, ставили сложные задачи перед художниками. Иллюстрации в ней исполнены пером и свободно разбросаны по странице. Перемежаясь с текстом в виде широких лент, они похожи на изобразительные комментарии, исполненные в эскизной манере, рисунки битв, мученичеств, схваток, пиров, охоты, храмов. Крепостей, холмов, деревьев создают ощущение вдохновенной импровизации.