Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления персоналом
Утверждена Ученым советом Уральского института управления - филиала РАНХиГС (в составе ОП ВО) Протокол № 9 от «28 » мая 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.4 «Противодействие коррупции и этика государственной
и муниципальной службы»
по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация выпускника: бакалавр
Очная, заочная и очно-заочная формы обучения
Екатеринбург, 2015 г.
Авторы–составители:
Д.соц.н., доцент, заведующий кафедрой управления персоналом Н.Г. Чевтаева
К.соц.н., ст.преподаватель кафедры управления персоналом С.А. Ваторопин
Ассистент кафедры управления персоналом К.Л. Хитрин
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой управления персоналом
Протокол 19 мая 2015 г. № 5
Заведующий кафедрой управления персоналом, д.с.н., доцент Н.Г. Чевтаева
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Актуальность, цель и задачи дисциплины (модуля)………..………………………….3 |
2. | Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО……………………..........................4 |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………...4 |
4. | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………………………..6 |
5. | Объем дисциплины (модуля)…………………………………………………………...8 |
6. | Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………10 |
7. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….…………………………………………………….35 |
8. | Система оценки…………………………………………………………………..……...39 |
9. | Примерные вопросы для подготовки к экзамену или зачету………………………...40 |
10. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)……41 |
11. | Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…....45 |
Актуальность дисциплины
Эффективность функционирования государственной и муниципальной службы является ключевым фактором устойчивости политической системы и последовательного социально-экономического развития государства. На сегодняшний день в центре внимания власти и общества находятся не только экономические показатели эффективности функционирования государственной и муниципальной службы, но и поведение государственных и муниципальных служащих, их моральный облик. Соблюдение морально-этических требований к профессиональной деятельности служащих становится важным показателем в оценке всего государственного аппарата.
Отсутствие на протяжении длительного времени должного внимания к этической составляющей государственного управления привело к тому, что фундаментальные нравственные принципы гуманизма, справедливости, ответственности зачастую воспринимаются служащими как абстрактные, а их соблюдение или несоблюдение – индивидуальный выбор каждого. Между тем, игнорирование публичными служащими нравственных принципов профессиональной деятельности, нарушение принятых норм и правил поведения нередко приводят как к внутриорганизационным конфликтам, так и конфликтам с потребителями государственных и муниципальных услуг. Это, в том числе, обусловило низкий уровень доверия к органам власти среди населения, общее невысокое качество государственного и муниципального управления.
Административная реформа 2000-х гг. в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования государственного и муниципального управления в России выделила создание этической инфраструктуры в органах власти, а в качестве основной проблемы – коррупцию. На сегодняшний день можно констатировать продолжающийся процесс институционализации этики, значительное расширение нормативно-правовой базы и внедрение организационно-управленческих механизмов противодействия коррупции. Однако, как показывают результаты исследований, кардинального изменения сложившейся ситуации пока не произошло. Так, например, согласно рейтингу Transparency International, по индексу восприятия коррупции в конце 2014 г. Россия занимала лишь 136 место в мире.
Связано это и с тем, что использования лишь «внешних» нормативных и организационных мер регулирования поведения служащих недостаточно. Формирование этических основ системы публичного управления должно строиться на воспитании моральных качеств, собственном нравственном выборе служащими принципов справедливости, ответственности, честности и неподкупности. От того, насколько служащими будут усвоены принципы и нормы профессиональной этики, способны ли они будут эффективно противодействовать коррупционным проявлениям, без преувеличения зависит будущее всей системы публичного управления в России. Данные факторы обусловливают актуальность изучения студентами – будущими государственными и муниципальными служащими – дисциплины «Противодействие коррупции и этика государственной и муниципальной службы».
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель дисциплины – формирование профессиональной морали будущих государственных и муниципальных служащих и комплекса знаний, умений и навыков в сфере противодействия коррупции.
Основными задачами дисциплины являются:
- рассмотрение этических основ государственной и муниципальной службы;
- изучение специфики конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
- формирование представления о противодействии коррупции как ключевом направлении реформирования государственной и муниципальной службы в России;
- изучение зарубежного опыта урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции в системе государственной службы;
- усвоение требований к служебному поведению (в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг), деловому этикету публичного служащего.