проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 1 глава




(Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо)

1. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского.

2. Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

3. Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо.

Ключевые слова: Я.А. Коменский, принцип природосообразности, возрастная периодизация, класс, урок, методы обучения, Дж. Локк, «Мысли о воспитании», воспитание джентльмена, чувственный опыт, изучение индивидуальных особенностей ребенка, трудовое воспитание джентльмена, Жан-Жак Руссо, «Эмиль, или О воспитании», источники воспитания, метод «естественных последствий», задачи нравственного воспитания.

1. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского

Я. А. Коменский (1592-1670 гг.) родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.

В 1614 г. Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1627 г. Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с религиозными гонениями Коменский эмигрировал в Польшу в г. Лешно, где преподавал в гимназии и закончил спустя 5 лет свою «Дидактику» на чешском языке. Переведенная на латинский язык она стала известна как «Великая дидактика». В это же время он создал несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631 г.), «Астрономия» (1632 г.), «Физика» (1633 г.), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632 г.). В 40-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка.

В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить устройство пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в1651 г. в книге «Пансофическая школа». В Венгрии спустя семь лет Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Я.А. Коменский жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения, в котором тесно переплетались с одной стороны материалистический сенсуализм, с другой – глубокая вера в бога. Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми все явления, связанные с педагогическим процессом и возможным управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по его мнению, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, – говорил Я.А. Коменский, – рыбы собраны в водах, деревья – в лесах, травы – в полях, следовательно, и дети для обучения должны быть собраны в школах».

Вместе с этим принцип природосообразности воспитания предполагает изучение законов духовной жизни. Целью воспитания, великий чешский педагог считал, исходя из религиозных воззрений того времени подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – богу. Поэтому противоречивость мировоззрения нашла отражение в задачах воспитания:

– познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;

– управление собой (нравственное воспитание);

– стремление к богу (религиозное воспитание).

Оценивая роль воспитания, Я. Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому – как языку науки, культуры того времени.

Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Я. Коменский устанавливает четыре последовательных возраста: детство, отрочество, юность и возмужалость по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.

Для каждого из возрастов чешский педагог определил особую ступень образования:

– для детства (до 6 лет) – «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание;

– для отрочества (6-12 лет) – школу родного языка в каждой общине, селении, области;

– для юности (12-18 лет) – школу латинскую или гимназию в каждом городе;

– для возмужалости (18-24 года) – академию в каждом государстве.

Великий чешский педагог разработал единую школьную систему, подробно разработал содержание образования для каждого периода:

– «материнская школа» – воспитание в семье под руководством матери до 6 лет. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке – это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям».

– школа родного языка – чтение и письмо на родном языке, изучение арифметики, элементов геометрии, географии, естествознания, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами, с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение. Она предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности.

– латинская школа – латинский, греческий, иностранные языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, естествознание, география, этика и богословие.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук – естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носятназвания: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

– академия – высшая школа для молодёжи, которая предусматривает наряду с подготовительным обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).

Анализируя школьную систему Я.А. Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:

1. Идею всеобщего начального обучения.

2. Теорию дошкольного воспитания.

3. Теорию начального обучения.

4. Идею начальной школы на родном языке.

5. Содержание обучения в гимназии.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

Я. Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно-урочную систему и т.д.

Педагог требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год – осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.

Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии – 6.

Я.А. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть – изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.

Разрабатывая дидактику, великий педагог поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно». Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Я. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь – тело, слово – одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит: восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.

Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: «чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».

Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: «Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».

Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. «В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон».

Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем – память, дальше – мышление, наконец – язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле. Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

В тесной связи со своими дидактическими правилами Ян Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, – писал он, – закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению. Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы, и лишь как завершение брались за целую работу.

В книге «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.

Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Ян Амос Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.

В этой книге Коменский подчеркивает, что поддержание дисциплины пусть происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости.

Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания и достигается нравственным воспитанием. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Необходимо внедрят путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.

В качестве нравственных ориентиров для Яна Амоса Коменского выступает Христос. Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми, упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества), борьбу с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».

Одно из самых значительных мест в нравственном воспитании детей Коменский отводил семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считал он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Большое значение великий педагог придавал учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд.

Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела. Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности примером бодрости и трудолюбия, в поведении скромности и благонравия, в речах искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он а так же постоянно работать над собой. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному.

Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей,безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению. «Ты не можешь,-писал он,-действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».

2. Теория воспитания джентльмена Джона Локка

Дж. Локк (1632-1704) родился в Англии, в семье ученого свободомыслящего правоведа. Сначала учился в Вестминстерской (средней) школе, а потом в Оксфордском университете. Он с увлечением отдавался естественнонаучным занятиям и изучению медицины. По выходе из университета он продолжал самостоятельные занятия медициной. Излечение им лорда Эшли сблизило его с семьей графа. Ему было поручено воспитание сына графа, выполненное им весьма успешно 1) В связи с политическими преследованиями Шефтсбери, Локку пришлось дважды жить вне Англии: во Франции (1675-1679 г) и Голландии (1683-1689 г.).

По возвращении в Англию в 1690 г выпустил в свет «Опыт о человеческом разуме». Вскоре появляются «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом» и «О разумности христианства».

Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят, прежде всего, из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме, внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где, по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Особое внимание он придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, – писал Дж. Локк, – для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Для этого с первых лет следует его закалять и приучать к лишениям. «Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины». Локк советует начинать закаливание с самого раннего детства не слишком тепло одевать детей, легко обувать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, больше держать их на свежем воздухе; возможно раньше учить их плавать; заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости. Необходимо приучать воспитанника к простой, умеренной пище: полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и т.п. Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом. Таким образом, достигается дальнейшая цель физического воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается „способным повиноваться приказаниям духа.

Настоящий джентльмен – человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам.

Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины – важнейшие задачи воспитания.

Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Наиболее существенным из них Локк считает первый, – развитие добродетели: «Без нее человек не будет счастлив ни в этом, ни в другом мире». К ее развитию и должно быть, главным образом, направлено воспитание духа.

Суть воспитания духа к добродетели состоит в том же, в чем и суть воспитания физического. «Как сила тела заключается, главным образом, в его способности переносить невзгоды и лишения, так и сила духа состоит в том же: всякое начало и основание всей добродетели и всего человеческого достоинства (т.е. достоинства человека, как разумного существа) покоятся на том, чтобы человек был способен отрекаться от собственных желаний, противостоять своим собственным наклонностям и только следовать тому, что указывает, как наилучшее, рассудок, хотя бы вожделение влекло его на какой-нибудь другой путь».

Если суть воспитания духа к добродетели состоит в способности сдерживаться и отрекаться от своих желаний, следуя только указаниям разума, то ясно, что главными средствами воспитания являются дисциплина и приучение (привычка), примеры и рассуждения. Первые служат выработке способности сдерживать и отказываться; вторые – дают руководство пробуждающемуся разуму.

Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. По Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет «повиноваться дисциплине и уступать разуму». С ранних лет потакают их всяческих желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети становятся строптивыми, испорченными и своевольными. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые годы власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.

Главные воспитательные средства – пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения, привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

«Рабская дисциплина создает и рабский характер» – писал Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.

Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное – не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам. Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.

Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку. Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относится к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению. При обучении не должны применяться наказания.

Но воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

 

3. Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году опубликовал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес ему мировую известность. В романе автор показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. В соответствии с этим: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося: интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

– воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

– воспитание людьми – это приучение человека использовать эти способности и органы;

– воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. До 2-х лет – время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание. Воспитатели ребенка мать и отец. В первой главе романа «Эмиль, или О воспитании» говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, его необходимо закаливать. Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. В этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.

2. От 2 до 12 лет – период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства». Ребенок начинает ходить, надо заниматься укреплением его здоровья, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Пусть он все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Единственным чтением может быть «Робинзон Крузо», где герой добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, ему важен пример.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: