Организационная структура школы




Введения

Организационная структура и аппарат управления любым предприятием должны обеспечивать обоснованность принятия управленческих решений, своевременность их выработки, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию их выполнения. Правильное построение аппарата управления предприятием, простая и четкая его структура, исключающая лишние и параллельные звенья, являются залогом планомерной, ритмичной работы предприятия.

 

Функции, выполняемые каждой структурной единицей аппарата управления, должны быть четко определены и разграничены. Четкое распределение функций по структурным подразделениям, точное определение задач, прав и обязанностей каждой структурной единицы, каждого управленца устраняет обезличку в работе, обеспечивает рациональную и полную загрузку всех работников аппарата управления, слаженную и эффективную его работу.

 

Организационная структура управления любым предприятием представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процессов управления.

Цели работы:

1) Всесторонне рассмотреть основное понятие “организационная структура”.

2)Описание типов организационных структур, их недостатков и достоинств.;

3) Изучить организационную структуру в “ МБОУ сош № 7”.

Задачи работы:

1. Рассмотреть формирование организационных структур управления школы

2. Охарактеризовать “МБОУсош № 7” как объект исследования;

3. Рассмотреть организационную структуру в “ МБОУ сош № 7”.

Основная часть

Понятия организационная структура:

Организация [фр. organisation] - 1) строение, устройство чего-л.; 2) совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-л. цели, решения какой-л. задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение

 

Организационная структура — разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности и соподчиненности, ответственности.

 

Организационная структура предприятия – это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями различного уровня иерархии

Организационная структура управления- это целостная совокупность соединённых между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

Виды организационной структуры:

· линейные структуры;

· функциональные структуры.

· линейно-функциональные структуры (штабное управление).

· дивизиональная структура

· матричная структура

· линейно - штабная структура

Линейная структура. Эффективность линейной структуры (рис. 1) состоит в наличии четких, ясных и прямых взаимосвязей между ее элементами. Каждый исполнитель имеет только одного начальника, и все полномочия — прямые (линейные) — идут от высшего звена управления к низшему.

 

Преимущества линейной организационной системы управления:

1. единство и четкость распоряжений;

2. согласованность действий исполнителей;

3. простота управления (один канал связи);

4. четко выраженная ответственность;

5. оперативность в принятии решений;

6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

 

Недостатки линейной организационной системы управления:

1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;

2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;

4. концентрация власти в управляющей верхушке.

 

Функциональная структура. Появление функциональной структуры явилось неизбежным результатом увеличивающейся сложности управления и большим шагом вперед в развитии системы управления.

 

 

Эффективность управления возрастает за счет того, что появляются специализированные функциональные отделы по конкретным областям знаний (маркетинг, производство, финансы) и поэтому принимаются более квалифицированные решения.

 

Деятельность функциональных служб зависит от уровня специальных знаний; в них больше ценят знания и опыт. Однако управление в этой структуре резко затрудняется, так как каждый исполнитель подчиняется нескольким функциональным службам.

 

По мере увеличения числа функциональных служб эти проблемы возрастают, поэтому на практике чисто функциональное построение органов управления фирмой встречается редко.

 

Преимущества функциональной структуры:

1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

 

Недостатки функциональной структуры:

1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;

2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

3. появление тенденций чрезмерной централизации;

4. длительность процедур принятия решений;

5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

 

 

Линейно-функциональная структура (штабное управление). Трудности, возникающие в линейной организации, и недостатки функциональной организации вызвали необходимость комбинирования этих двух подходов, которые получили свое выражение в построении различных линейно-функциональный структур.

 

 

В данном случае линейная структура подкрепляется специальными вспомогательными службами — штабами. В штабе сосредоточены специалисты по отдельным важнейшим проблемам, с которыми сталкивается руководитель. Штабы готовят квалифицированные решения, но утверждает эти решения и передает их на нижние уровни управления линейный руководитель.

 

При такой системе линейный руководитель как бы координирует предложения функциональных служб и с помощью штаба согласует их друг с другом.

 

Преимущества линейно-функциональной структуры:

1. лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

2. освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем;

3. возможность привлечения консультантов и экспертов.

 

Недостатки линейно-функциональной структуры:

1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

2. недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует;

3. чрезмерно развитая система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

 

 

Дивизиональная структура. Структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Так, фактически одним только делегированием полномочий, функциональная структура превращается в дивизионную структуру управления. В этом типе структур сделана попытка сочетания централизованной координации и контроля деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются топ менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

 

Преимущества дивизиональной структуры:

1. она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

2. обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

3. при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства;

4. более тесная связь производства с потребителями.

 

Недостатки дивизиональной структуры:

1. рост ступеней иерархии;

2. излишняя свобода отделений;

3. дублирование работ для разных подразделений;

4. потеря возможности контроля;

5. сложные информационные проблемы, слабые связи с головной организацией.

 

Матричная структура. Представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Преимуществаматричной структуры:

1. лучшая ориентация на проектные цели и спрос;

2. более эффективное текущее управление;

3. вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности;

4. гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ;

5. усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и за ее элементы;

6. возможность применения эффективных методов управления;

7. относительная автономность проектных групп способствует развитию в работниках навыков в области принятия решений;

8. время реакции на нужды проекта и желания заказчиков сокращается.

 

Недостаткиматричной структуры:

1. проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы;

2. трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;

3. возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в проекте;

4. трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах;

5. возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов.

 

 

Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует линейной.

 

 

Так, штабы выполняют предварительный анализ поступающей от нижних эшелонов информации, готовят по ней аналитические отчеты и обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы.

 

Штабы и их сотрудники, как правило, не обладают правом принятия решений и руководства подразделениями.

 

Преимущества линейно - штабной структуры:

1. более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

2. некоторая разгрузка высших руководителей;

3. возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

4. при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

 

Недостаткилинейно - штабной структуры:

1. нарушение принципа единоначалия;

2. сложность согласования производственных заданий и программ штаба;

3. возникновение в коллективе социально-психологических проблем;

4. преобладание организационно-распорядительных методов управления над экономическими.

 

Практическая часть:

Информация о школе

Средняя школа №7 основана в 1965 г. В настоящее время школа является самой крупной по численности обучающихся и самой востребованной в микрорайоне «Северный» города Дзержинска. Школа позиционируется как образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги высокого качества. В результате реализации программы развития 2005-2009 г.г. сформированы устойчивые связи с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

 

Школа обеспечена высококвалифицированными кадрами. 90% педагогов имеют высшее образование, 70% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории.

 

К конкурентным преимуществам школы в настоящее время можно отнести: высокий уровень образовательных достижений, высокий уровень интеллектуальных достижений обучающихся. Традиционно высоки достижения обучающихся по предметам: обществознание, история, краеведение, право, химия, биология. Среди достижений обучающихся призовые места на творческих конкурсах различного уровня.

 

Школа предоставляет и дополнительные образовательные услуги. Организовано 17 кружков, по 7 направлениям, в том числе 4 кружка-спутника: «Художественная гимнастика», «Баскетбол», «Хор», «Этикет». Школа тесно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования на основе договоров о сотрудничестве.

 

В школе существуют устоявшиеся традиции и акции, ведущие к утверждению основных ценностей.

 

В школе действует школьное детское объединение «Вожатый», а также орган ученического самоуправления - Школьный парламент и Школьное правительство.

 

Организационная структура школы

Директор
Завуч по начальным классом
Завуч старшего и среднего звена
Завуч по внеклассной работе
Заместитель директора по хоз. части
Учителя начальных классов
Воспитатели группы продленного дня
Учителя 5-11 классов
Классные руководители
Технический персонал
Учитель А
Учитель Б
Воспитатель А
Воспитатель Б
Учитель А
Учитель Б
Классный руководитель А
Классный руководитель Б

 

 


Директор

 

Должностные обязанности:

 

1. Анализирует:

 

· проблемы жизнедеятельности школы, актуальные и перспективные потребности функционирования и развития школы;

 

· наличие и перспективные возможности школы в области осуществления своих уставных задач;

 

· ход и развитие воспитательно-образовательного и административно-хозяйственного процессов;

 

2. Прогнозирует:

 

· последствия запланированных процессов функционирования и развития школы;

 

· тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для определения стратегии развития школы;

 

3. Планирует и организует:

 

· воспитательную, образовательную и административно-хозяйственную работу школы;

 

· разработку и реализацию программы развития школы;

 

· разработку общих требований к процессам и результатам деятельности школы и критериев их оценки;

 

· изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности школы;

 

· сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях в воспитании, образовании, административной и хозяйственной деятельности;

 

· систему внешних связей школы, необходимых для ее успешного функционирования и развития;

 

· систему контроля за деятельностью школы;

 

4. Координирует:

 

· совместную деятельность своих заместителей, служб и подразделений школы;

 

· взаимодействие представителей сторонних организаций и школы;

 

5. Руководит:

 

· работой непосредственно подчиненных работников;

 

· организацией образовательной, воспитательной, хозяйственной и финансовой деятельности школы;

 

· реализацией системы стимулирования сотрудников школы;

 

· созданием благоприятной обстановки функционирования и развития школы;

 

6. Контролирует:

 

· деятельность своих заместителей и непосредственных подчиненных;

 

· выполнение плана работы школы;

 

· реализацию стратегии развития школы;

 

· соответствие хода инновационных процессов и их результатов;

 

· ресурсное обеспечение функционирования и развития школы;

 

· выполнение принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности школы;

 

7. Корректирует:

 

· программы функционирования и развития школы;

 

8. Разрабатывает:

 

· Устав школы;

 

· структуру управления школой;

 

· стратегические документы функционирования и развития школы;

 

· нормативные документы для структур и подразделений школы;

 

· на основе типового штатного расписания штатное расписание школы в пределах фонда заработной платы;

 

· правила внутреннего трудового распорядка;

 

· должностные инструкции сотрудников школы;

 

· необходимые локальные нормативные акты;

 

9. Консультирует:

 

· сотрудников школы, учащихся, их родителей (законных представителей) по принципиальным вопросам функционирования и развития школы;

 

· лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой по вопросам ее специфики, задач, программ обновления и т.д.;

 

10. Оценивает, экспертирует:

 

· стратегические документы функционирования и развития школы (учебный план, образовательную программу, концепцию и программу развития и т.п.);

 

· предложения по организации тех или иных нововведений и установлению связей с внешними партнерами;

 

11. Редактирует:

 

· подготавливаемые к изданию, и(или) представлению в вышестоящие органы материалы о работе и развитии школы, результатах исследований, экспериментов;

Завуч

Должностные обязанности:

 

1. Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся;

2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий;

 

3. Принимает участие в работе по подбору и расстановке кадров, установлению объема их учебной нагрузки, составляет расписание учебных занятий.

 

4. Обеспечивает создание необходимых условий для высокопроизводительного труда педагогических работников, повышения их квалификации, организует психолого-педагогическую и методическую учебу, проведение аттестации педагогических работников;

 

5. Руководит работой преподавателей; других педагогических работников, осуществляет учебный процесс, организует систему методической работы, направленной на совершенствование содержания, форм и методов обучения, организует работу по методическому обеспечению учебного процесса, оснащению учебных кабинетов и лабораторий учебной и учебно-методической литературой, современными средствами обучения;

 

6. Анализирует результаты учебной работы педагогического коллектива, организует работу по изучению передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, постоянно информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, о новых педагогических технологиях.

 

7. Организует работу по приему и выпуску учащихся, подготовке и проведению экзаменов, контрольных работ, подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах;

 

8. Проводит работу по профессиональной ориентации учащихся;

 

9. Принимает участие в работе по подготовке заседаний педагогического (методического) совета учебного заведения, организует и контролирует выполнение его решений;

 

10.Организует работу предметных кружков, факультативов, занятий курсов по выбору;

 

11.Осуществляет контроль над учебной нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, правил и норм охраны труда;

 

12.Обеспечивает установление связей с родителями учащихся, общественностью по вопросам организации обучения и воспитания учащихся;

 

13. Осуществляет контроль над ведением учебной документации, обеспечивает своевременную подготовку установленной учетной и отчетной документации;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: