Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Программой предусмотрены аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. Введение в дисциплину | |||||||
1.1 | Практическая психология как отрасль психологической науки | ||||||
1.2 | Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации | ||||||
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ | |||||||
2.1 | Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы | ||||||
2.2 | Организация труда педагога-психолога школы | ||||||
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога в школе | |||||||
3.1 | Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста | ||||||
3.2 | Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы | ||||||
3.3 | Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста | ||||||
3.4 | Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы | ||||||
3.5 | Психологическое просвещение педагогов и родителей | ||||||
Итого по дисциплине |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. Введение в дисциплину | |||||||
1.1 | Практическая психология как отрасль психологической науки | ||||||
1.2 | Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации | ||||||
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ | |||||||
2.1 | Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы | ||||||
2.2 | Организация труда педагога-психолога школы | ||||||
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога в школе | |||||||
3.1 | Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста | ||||||
3.2 | Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы | ||||||
3.3 | Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста | ||||||
3.4 | Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы | ||||||
3.5 | Психологическое просвещение педагогов и родителей | ||||||
Итого по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки
Практическая психология как отрасль психологической науки. Определение психологической службы образования. Актуальное и перспективное направления в ее деятельности. Цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении.
1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации
Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка. Два направления развития детей: акселерация и амплифиакция. Индивидуальная и возрастная норма. Факторы риска в психическом развитии детей младшего школьного возраста. Классификация психологических проблем учащихся начальной школы. Классификация отклонений психического развития. Понятие о задержке психического развития и социально-педагогической запущенности. Понятие «психологический запрос» и «психологический диагноз».
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы
Организационно-правовое обеспечение деятельности практических психологов. Нормативные документы по вопросам организации и содержания работы психологов. Положение о службе практической психологии в системе образования РФ. Должностная инструкция педагога-психолога школы. Проблемы профессионального и административного подчинения. Права и обязанности сотрудников психологических служб. Заключение договора на профессиональную деятельность детского практического психолога.
2.2 Организация труда педагога-психолога школы
Примерные нормы рабочего времени и оплаты труда по отдельным видам деятельности и основным специальностям практического психолога. Планирование работы психолога ДОУ. Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога. Фиксация особенностей развития ребенка. Карта развития ребенка. Модель кабинета педагога-психолога в ДОУ. Рабочее место психолога школы. Этика психологической работы. Цели и задачи, структура этического кодекса. Этические принципы и правила работы практического психолога в образовании. Эмпатия и рефлексия как необходимые личностные качества детского практического психолога.
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста
3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста
Психологическое сопровождение развития детей младшего школьного возраста. Основные направления работы педагога-психолога в системе сопровждения развития ребенка в образователньом процессе: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение. Проблемы построения отношений психолога с администрацией, педагогическим коллективом, родителями и детьми. Взаимодействие психолога и учителей в совместной деятельности. Принципы и формы организации сотрудничества с родителями и детьми.
3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы
Диагностическая работа педагога-психолога в начальной школе. Теоретический, методический, практический аспекты психодиагностики. Задачи диагностической работы с детьми младшего школьного возраста. Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей. Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической практике школы. Диагностические методики для младшего школьного возраста, их характеристики. Методики диагностики интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста. Задержка психического развития и ее диагностика. Диагностика социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. Программа диагностики готовности к обучению в школе.
3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста
Методологические основы организации психологической коррекции. Проблемы эффективности психологической коррекции. Методы коррекционной работы с детьми. Специфика организации коррекционной работы с детьми. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа в начальной школе. Коррекционно-развивающие программы: структура, принципы построения, содержание. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ. Работа с одаренными детьми и с детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Научно-методическое обоснование критериев эффективной работы детских практических психологов. Показатели эффективной коррекции.
3.4 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы
Общее представление о психологическом консультировании. Теории, направления и подходы в психологическом консультировании в образовании. Гуманистическая позиция консультанта. Психологическое консультирование в начальной школе: задачи, проблемы, методы. Виды психологического консультирования. Критерии эффективности психологического консультирования. Методы индивидуального и группового психологического консультирования. Техника консультирования педагогов и родителей начальной школы.
3.5 Психологическое просвещение педагогов и родителей
Психологическое просвещение: цели, задачи, формы проведения работы в школе. Психологическое просвещение как средство формирования психологической культуры педагогов и родителей. Формирование у педагогов и родителей потребности в приобретении психологических знаний. Программы психологического просвещения родителей детей младшего школьного возраста. Педагогическая культура родителей. Профилактика конфликтов в школьном коллективе, коллективе класса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки (2 ч.)
1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации (2 ч.)
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы (2 ч.)
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста
3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста (2 ч.)
3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы (2 ч.)
3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста (2 ч.)
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации (2 ч.)
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы (2 ч.)
2.4 Организация труда педагога-психолога ДОУ (4 ч.)
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста
3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы (4 ч.)
3.2 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста (4 ч.)
3.3 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы (2 ч.)
3.4 Психологическое просвещение педагогов и родителей (2 ч.)
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково главное предназначение психологической службы в системе образования?
2. Каковы профессиональные ограничения у профессии педагога-психолога в системе дошкольного образования?
3. Какие требования к личности педагога-психолога предъявляются его профессиональной деятельностью?
4. В чем состоит специфика статуса психолога в системе образования?
5. Каковы существенные характеристики модели профессиональной деятельности психолога ДОУ?
6. В чем состоит суть совместной деятельности педагога-психолога и педагогических работников ДОУ?
7. В чем состоят потенциальные трудности профессиональной адаптации педагога-психолога в ДОУ?
8. Каким образом планируется работа практического психолога в ДОУ? На каких основаниях составляются планы работы психолога ДОУ?
9. назовите виды отчетов педагога-психолога. Каков порядок в предоставлении статистической и аналитической психологической информации?
10. Перечислите основные задачи и направления деятельности педагога-психолога ДОУ.
11. Чем отличаются технократическая и гуманистическая парадигмы образования?
12. Каковы сущность, основные принципы и критерии гуманизации педагогического процесса в ДОУ?
13. Каковы задачи психодиагностического обследования детей раннего и дошкольного возраста?
14. Что такое психологичский мониторинг и какова его технология?
15. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного психологического прогнозов (в возрастном аспекте)?
16. Каким образом осуществляется построение и проверка диагностической гипотезы?
17. Что такое психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога ДОУ?
18. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?
19. Раскройте основные тапы индивидуального консультирования.
20. В чем состоят особенности группового консультирования родителей и педагогов?
21. Как определяется объект и предмет психологической коррекции?
22. В чем состоит отличие психокоррекции от психотерапии?
23. Каковы сущность и принципы психокоррекции?
24. Какие теоретические подходы определяют методику психокоррекции с детьми дошкольного возраста?
25. Каков специфика психокоррекционного процесса в ДОУ?
24. Каковы психофизиологические основы метода психогимнастики?
25. Какие коррекционно-развивающие функции выполняют сюжетно-ролевые, режиссерские и творческие игры при аффективности детей?
26. Почему у ребенка-дошкольника в группе сверстников могут возникнуть трудности в общении и как их преодолевать?
27. Какова диагностическая основа психологической помощи социально и педагогически запущенным детям?
28. Раскройте цели и формы взаимодействия педагога-психолога с родителям.
29. В чем состоит смысл психологического консультирования по поводу оценки состояния психологического климата в педагогическом коллективе?
30. Перечислите основные психокоррекционные программы в работе с детьми дошкольного возраста.