Повышение курса национальной валюты (может эффективно применяться лишь при наличие положительного сальдо внешне - торгового баланса и значительных золотовалютных резервов).
На практике дефляционные мероприятия в большей степени оказывали влияние на замедления экономического роста и роста безработицы, темпы инфляции снижались не значительно. В условиях стагфляции применялся набор мер направленных с одной стороны на сдерживание денежной массы, а с другой стороны на расширение предложения через сокращение налоговых ставок. В результате увеличивается бюджетный дефицит, увеличивается государственный долг, что в совокупности с высокими % ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. В конечном итоге темпы роста цен замедлились, безработица постепенно снизилась, но такое избавление от стагфляции оказывалось слишком тяжелой для экономики.
Другой подход в борьбе со стагфляцией связан не со снижением инфляции любыми путями, а превращением ее в управляемую. Необходимо добиваться не возврата на кривую Филлипса с помощью мониторной и фискальной политики на прямую воздействовать на совокупное предложение. Для этого может использоваться целевое финансирование и кредитование, выборочная поддержка отраслей. Данный подход создает меньше социальных издержек и является более эффективным.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходимо структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировки» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависит от постановки правильного «диагнозов ».
|
«Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарные или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие. Инфляция может стимулировать неопределенно низким курсом национальной валюты или неопределенным снятием ограничений на регулируемые цены так называемые ценооброзующих товаров. Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.
С точки зрения общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось 6 160 млрд. долл.
Пытаясь обуздать вышедшую из под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60 – х годов, проводят так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административнюу, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, то она не всегда достигает объявленной цели. Параллельное применение различных экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
|
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предлагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой формы инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Следует отметить, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованного управления к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целях. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечал привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.
|
Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.
1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствия конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока ещё не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.
3. Сохраняются давления внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствует страховые фонды – материальные и финансовые.
Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взоимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.
Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во – первых. Во – вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
b) Подходы к решению данной проблемы.
Теоретически существует, и были опробованы в практике зарубежных стран несколько подходов к решению данной проблемы.
· Монетаристский. (Ортодоксальный.)
Его сторонники рассматривают инфляцию как результат недостаточной свободы действия рыночного механизма и избыточного предложения денег, в связи с этим «типовая» ортодоксальная стодилизационная программа предусматривает на ряду с мерами по «запуску» рыночного механизма.
1. Снижение бюджетного дефицита.
2. Ограничительную (рестриктивную) КДП
3. Ограничение роста или сокращение реальной заработной платы.
4. Девальвацию местной денежной единицы.
5. Реобилизацию внешней торговли и т. д.
При этом не «скрывается», что результатом такой политики является спад производства, инвестиционный кризис, рост безработицы, спад жизненного уровня населения (т. е. Шоковая терапия). Предполагается, однако, что при последовательном курсе экономической политике стабилизационный шок продолжается, не слишком долга, после чего создаются условия для здорового экономического роста. При этом обычно ссылаются на опыт ряда стран (Польша, Чили) в которой методы «шоковой терапии», принесли положительный результат.
Возражения противников монетаризма против такого подхода сводятся к тому, что КД ограничение эффективно лишь в странах с развитой рыночной экономикой и в условиях, когда инфляция не слишком высока. В противном случае стабилизация покупается ценой глубокого спада производства, длительных после кризисных депрессий, децентрализации и утраты страной возможности нормального экономического развития.
· Кенсианский.
Сторонники данного подхода исходят из того, что государство способно через механизмы финансов и КДП эффективно воздействовать на платежеспособный спрос и сглаживать, таким образом, рыночные колебания. В частности для периодов «перегрева» и связанного с ним ускорения инфляции рекомендуются бюджетные и кредитные ограничения, для периодов спада наоборот.
Феномен стагфляции отчетливо проявившихся в экономике западных стран в 70-е годы резко снизил возможности применения традиционных кенсианских схем управления совокупным спросам и побудил внести коррективы в набор методов государственной политики регулирования. Одновременное сдерживание инфляции и стимулирования экономического роста может достигаться за счет снижения налогов (особенно косвенных), оказывающих непосредственное воздействие на повышение цены. Представление субсидий и дотаций предприятиям базовых отраслей, с целью стабилизации цен на их продукцию расширением государственных расходов. Многолетний опыт применения кенсианских рекомендаций в развитых капиталистических странах показал ограниченную эффективность многих мер финансовой и юридической политики. Так в условиях значительной монополизации экономики снижение налогов или представление субсидий не обязательно сопровождается стабилизацией цен, поэтому в кенсианский подход были введены новые элементы:
1. Государственное регулирование цен и заработной платы.
2. Воздействие на инвестиционную политику предпринимателей и т. д.
· Гетеродоксный (Структуралистский).
Теоретические основы данного подхода борьбы с инфляцией заложены концепцией несовершенной конкуренции. Его сторонники исходят из предпосылки о несовершенном характере рынка в силу господства олигополистических и монополистических структур (государство, частные фирмы, профсоюзы) способных устанавливать свои цены в значительной степени независимо от платежеспособного спроса. Поэтому одним из важнейших средств борьбы с инфляцией объявляется использование мер административного регулирования, таких как ограничение роста цен вплоть до полного их замораживания, регулирование заработной платы, валютного курса, ставки банковского % и т. д. Эти меры обеспечивают временную стабилизацию цен, которая должна быть использована для вывода экономики из кризиса и расширения товарного предложения. Именно стимулирование предложения, создание условий для роста доходов, а не снижения расходов признается рациональным путем позволяющим достичь макроэкономического равновесия и избежать социальных издержек дефляционного «шока».
Практика реализации гетеродоксных программ в ряде стран показала, что они могут быть связаны с возникновением ряда острых проблем:
1. Сопротивление со стороны предпринимателей и профсоюзов к замораживанию йен и доходов.
2. Резкому ускорению инфляции после их размораживания.
3. Углубление макроэкономической диспропорции.
Различные подходы к сдерживанию инфляции и в особенности выхода из стагфляционной ловушки имеют недостатки, а эффективность их практического воплощения зависят от социально – экономических условий, в которых применяется соответствующий набор мер.
Глова 3. Мировой и отечественный опыты путей сдерживания инфляции.
a) Сдерживание инфляции в развитых и развивающихся странах.
Дадим обзор инфляционных процессов в США с 1920 г. В 20 – е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным и упал, – то есть произошла дефляция – в начале «великой депрессии» 30 – х годов. Сразу же после Второй Мировой войны цены резко повысились. Общая устойчивость цен была характерна для периода с 1951 по 1965 г., когда ежегодное повышение цен составляло менее 1,5%. Но инфляция, охватившая страну в конце 60 – х годов и разраставшихся в 70 – х годах, познакомила американцев с такой инфляцией, темпы роста которой выражались двузначными цифрами. В 1979 и 1980 гг. уровень цен ежегодно поднимался на 12 – 13 %. Однако к середине 80 – х годов ежегодный уровень инфляции стал ниже 4%.
Но мы не должны думать, что инфляция исключительно американское явление. Фактически все другие промышленные страны, за исключением Западной Германии и Японии, пережили более высокие темпы роста инфляции, чем в США. В 1983 – 1987 гг. ежегодные темпы роста инфляции в Италии, Австралии, Франции, Швеции и Великобритании были выше, чем в США. В отдельные годы периода 80 – х годов в некоторых странах ежегодные темпы роста инфляции выражались двузначными, а то и трехзначными числами. Инфляция в Израиле была настолько жесткой, что за один пятилетний период в 80 – х годах цены на бак бензина поднялся до 30 тыс. шекелей. За пять лет до того, такой суммы хватало, чтобы купить автомобиль. Ежегодные темпы роста инфляции в Боливии в 1985 г. равнялись 3400%. Это значит, что обед за 20 $ в 1984 г., обошелся в 1995 г. уже в 680 $. В 1987 г. ежегодные темпы роста инфляции в Бразилии составили примерно 400%. По сообщению «Уолт Стрит Джорнал», за три недели цены на номер в Цезарь Парк отеля Рио – де – Жанейро удвоилось с 1600 до 3200 крузейро в сутки. Следует отметить, что, хотя инфляция в США в 70 –х годах и начале 80 – х была серьезной и мучительной, вряд ли ее можно сравнить с инфляцией во многих других странах.
В России в 1985 по 1989 г. разрыв между расходной и доходной частью государственного бюджета вырос с 18 до 120 милд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному объему страны. Возросший дефицит несет огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неопределенные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 г. 829 котильонов (единицы с 22 нулями) обесцененных форинтом были равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил 3*10^ 22 форинтов. В 1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждать себя пере считыванием. С 1938 по 1948 г. цены в этой стране повысились в 116 раз. В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470% В 1923 г. уровень цен вырос в 1300000000000 раз. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, Мясо – 2 млн., батон – 200 тыс., 1 яйцо – 60 тыс.марок. Цены росли так быстро, что официанты несколько раз изменяли их в меню во время завтрака. В России количество денег в обращении выросло с 27 млрд. в январе 1818 г. до 219 трил. 845 млрд. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн. руб. в 1990 г., до 89 млрд. руб. в 1993 г. и 1513 млрд. руб. в 1992 г. В 1995 г. она составила 45578 млрд. руб. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливала инфляционные процессы, вело к развалу денежно – кредитной системы.
Особую остроту инфляционный процесс приобрел во второй половине 70 – х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен в США составлял в1956 – 1965 гг. – 1,7%, в 1966 – 1974 гг. – 5,1%, в1975 – 1980 гг. – 9,3%. В Англии в то же время – 3,1%, 7,1%, 15,8%; в Италии – 3,4%, 6,0%, 17,9%; во Франции – 5,0%, 5,9%, 10,9%. В конце 80 – х годов темпы роста цен понизились и составили примерно 4% в год (в 1987 г. – 3,7%), что соответствовало модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основные – падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.
Инфляция в странах Восточной Европы в конце 80 – х годов потребовала существенных преобразований в хозяйстве, перехода к рыночным механизмам регулирования экономических процессов. Смена политического руководства создала предпосылки для проведения реформ. В начале 90 – х годов в политике этих стран, направленной на становление рыночного хозяйства, первоочередными стали задачи сбалансирования макроэкономических пропорций путем реорганизации системы цен, структуры доходов и расходов государственных бюджетов, кредитного и налогового регулирования и т. д.
Либерализация цен для обуздания инфляционных тенденций сопровождается ограничительной политикой в области доходов. В производственной сфере это достигается путем повышения процентных ставок за кредит, ужесточением налогов, сокращения дотаций из госбюджета и др. Регулирование доходов населения наряду с различными методами ограничения роста зарплаты предусматривает меры социальной защиты, в первую очередь наиболее уязвимых групп населения. Однако это не смогло предотвратить снижение жизненного уровня населения рассматриваемых стран за последние годы.
Постановление о либерализации цен с 1 февралят1991 г. принятое правительством Д. Попова, считается началом экономической реформы в Болгарии. За первые два месяца осуществления реформы произошел резкий скачек цен. В целом за год рост цен составил 573,7%, а среднемесячный прирост – 15,7%, хотя правительство прогнозировало трехкратное повышение цен за это время. Уровень инфляции в 1991 г. в Болгарии оказался самым высоким среди стран Восточной Европы.
К началу 90 – х годов, когда большинство восточноевропейских стран притупило к осуществлению экономических реформ, Венгрия уже значительно продвинулась в направлении рыночной экономики.
Согласно принятому в конце 1990 г. закону о ценах, главная регулирующая роль в ценообразовании отводится к рынку и конкуренции. Цены на основную массу товаров определяются путем договоренности между производителями и торговыми организации
Правительство принимает различные меры, направленные на обуздание роста цен. Большое значение придается конкуренции в условиях развития частного предпринимательства, сняты ограничения с импорта, принимаются антимонопольные законы, стимулируется предложение на внутреннем рынке и т. д.
Первый этап либерализации цен в Румынии начался в ноябре 1990 г. Индекс потребительских цен в декабре по сравнению с октябрем составил 137,7, в том числе для продовольственных товаров – 126,5, непродовольственных – 159,9 и услуг – 128,3. В это время сохранились государственные субсидии на производство 29 наименований продовольственных товаров, медикаментов, товаров для детей.
С 1 апреля 1991 г. начался второй этап, когда подорожание охватило, прежде всего продовольственные товары, хотя на субсидируемые государством бал установлен потолок цен.
Рост цен в конце 1991 г. связан с введением единого курса национальной валюты и внутренней конвертируемости леи.
Либерализация цен в Чеха – Словакии началась в январе 1991 г. Уже в 1990 г. были приведены частичные ценовые изменения, подготовившие переход к свободным ценам. Тогда же были отменены государственные дотации на покрытие разницы между розничными и оптовыми ценами на продовольственные и некоторые промышленные товары. В результате повысились цены на продовольственные товары 30 наименований. В связи с повышением цен были введены компенсации населения в виде ежемесячной прибавки к заработной плате, пенсиям и другим выплатам в размере 140 крон, она сохранилась и в 1991 г. В итоге за этот год реальные доходы населения сократились на 1%, реальная заработная плата – на 3,1%, физический объем розничного оборота увеличился на 1,3%.
Воздействие на инфляционные процессы в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономики США во второй половине 70 – х годов, были повышения учетных ставок, усиления требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13 – 14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – в 1982 г.
Опыт США позволяет наглядно показать сведения на нет политики доходов. Здесь в 1971 – 1974 гг. правительство осуществляла непосредственный контроль уровня заработной платы и цен. В последние годы они ограничились лишь рекомендациями в этой области. А с приходом к власти республиканской администрации Р. Рейгана была ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.
Осуществление мер по снижению уровня инфляции стало в 80 – 90 – е годы составной частью экономической политики развивающихся государств. Анализ сдерживания и опыта проведения программ в жизни помогает извлечь конкретные и полезные для других стран уроки. Так, опыт Индонезии и Малайзии показал преимущество проведения стабилизационных программ до наступления финансового кризиса, что облегчило этим странам преодоление из0держек стабилизации. Показательно значение параллельного рынка для финансирования оборотного капитала в практике Южной Кореи. Однако наибольшей насыщенностью и разнообразием отличается, на мой взгляд, практика стран Латинской Америки.
В большинстве случаев проведение программ стабилизации вызывает спад, потери от которого бывают тем больше, чем выше была инфляция. Однако экономическая история современности дает нам пример программ стабилизации, которые не сопровождались спадом. Речь идет о широко рекламируемом опыте инфляции, который дважды имел место в Боливии. В 1974 г. темпы инфляции составляли там 63%, а в 1975 г. – 11% при экономическом росте в 6%.
В 1985 г. ортодоксальная программа соединяла в себе меры по введению строгой финансовой и мониторной дисциплины с массовым сокращением размеров заработной платы рабочих государственного сектора и роспуском профсоюза основной отрасли – оловодобывающей.
Стабилизация сопровождалась установлением излишне высокого курса национальной валюты и экспортной стагнацией, когда в качестве инфляционной меры номинальный обменный курс был заморожен – аналогично тому, как это было сделано в Чили и Аргентине в конце 70 – х годов. С 1985 г. рост производства в Боливии установился на нулевой отметки и, вероятно, был бы даже отрицательным, если бы крестьяне не занимались выращиванием коки.
Попытка ортодоксальной стабилизации в Аргентине в конце 70 – х годов привела к притоку капитала, снижению ставок процента и производственному буму с возобновлению инфляции. В качестве одной из мер стабилизационного пакета был заморожен, т.е. фактически завышен обменный курс национальной валюты. Затем последовали коллапс экспорта, масштабное бегство капиталов, рост инфляции.
Очередная попытка стабилизации началась в 1991 г. с принятия так называемого Плана конвертируемости, согласно которому национальная денежная единица конвертировалась 1: 1 в отношении к доллару. Это план положил начало широкомасштабной экономической реформе. Существенно изменилась налоговая политика, снизились налоги в социальной сфере, наяала создаваться структура частного пенсионного обеспечения, усовершенствовалась система расчетов с провинциями, ускорилась программа приватизации.
Врамках структивного регулирования правительство поддерживало некоторые профилирующие отросли экономики, такие, как текстильная, швейная, бумажная, нефтехимическая, путем введение компенсационных таможенных тарифов и ограничительных квот на импорт товаров этих отрослей. Однако эти меры принимались с опозданием. Поэтому снизилась ситуация, когда заморожевание обменного курса, создало риск полной ликвидации этих отрослей.
Государственное регулирование в Мексике за последние десять летпривело к макроэкономической стабилизации, способствовало структурной перестройке, осуществлению “ мягкой” ревизии общественных и правовых структур финансовой сферы, либерализации торговли и новому притоку зарубежных капиталовложений. В течении пяти последних лет ввп в среднем возрастал на 3%, опережая темпы прироста населения. Благодаря активной антиинфляции политике, в частности жесткой денежной и финансовой дисциплине, удалось значительно снизить темпы инфляции с 160% в 1988г. до 9,8% в 1993 г.
Особенность мексиканской стабилизационной программы заключается в том, что ее выполнение не угрожают социальные риски. Гарантией является периодически возобновляемые соглашения с профсоюзами, подписываемые в виде так называемых Пактов стабилизации, конкурентности и занятости. В результате использования этого механизма минимальная заработная плата повышалась медленнее, чем происходит рост цен. Были так же урезаны цены на промышленную энергию и транспортные расходы, что компенсировало рост заработной платы. В конце 1993 г. было подписано очередное соглашение, стимулировавшее борьбы с инфляцией и поиск путей новых активизаций экономики – через сокращение налогов, рост реальной заработной платы путем повышения производительности, увеличение запрограммированных расходов на 5,75% и направления до 17% реальных кредитов в частный сектор.
В осуществлении программ стабилизации активно участвовали не только структуры, что, в частности, способствовало ускорению реформирования финансовой сферы и процесса концентрации капитала. В стране насчитывается всего лишь 18 коммерческих банков. В Мексике 23 финансовые группы контролируют 17 коммерческих банков, 18 из 26 биржевых домов, причем два объединения значительно опережают остальные: Финансовая труппа «Банасси», которую возглавляет Р.Э.Рамирес, и группа «Банкомер».
Таким образом, активное вмешательство государства привело к финансовой стабилизации, либерализации торговли и введения льготных условий для иностранных инвесторов, что в результате вывело экономику из состояния «закрытости», сформировало условия для успешного подключения страны к мировым источникам прогресса, о чем свидетельствует участие Мексики в НАФТА.
Латиноамериканский опыт показал, что целью программы стабилизации прежде всего является корректировка одной из макроэкономических переменных – инфляции. Проблемы второй переменной – безработицы при осуществлении мер по стабилизации только усугубляется. Успех проведения программы зависит не только от содержащихся в ней инструментов, но и от сочетания ее сомой с общим комплексов реформ. Таким образом, программа стабилизации должна соотносится с мерами, направленными на создание условий роста, как это наблюдалось в Мексике.
Несмотря на каждую простоту мер по поддержанию полной занятости, опыт различных стран показывает, что очень трудно реализовать стабилизационную программу, которая имела бы успех. Теоретическая возможность доведения до конца без затратной программы стабилизации существует, но отдельные примеры показывают, что начало ее проведения должно опережать проявления макроэкономических дисбалансов.
Непременным фактором успешного проведения программы является наличие инструмента социальной стабилизации. Яркими примерами является соглошение с профсоюзом в Мексике, система частных пенсионных фондов в Чили, Фонд социальной поддержки в Бразилии.Создание подобных инструментов не только развязывает руки правительству в его действиях по стабилизации, но и ослобляет давление реформ на наиболее незащищенные слои населения.
b) Сдерживание инфляции в России.
Когода говоришь об путях сдерживания инфляции нельзя не рассказать об инфляции и антиинфляционной политики происходившей в России.
Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники были исчерпаны. Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.
Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.
В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализация цен приняла лавинообразный характер.
Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо анти спекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.
Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит.
На него устанавливаются монопольно высокие цены, как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.
Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.
Создание товарных рынков связано с переходом от государственномонополистических структур к конкурентным. Сейчас ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.
Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.
В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник - прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего, необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений.
Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио- и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.
Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это не позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет никакой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом, увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.
Рост денежной массы в России в 1997- 1998 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране является реальностью.