Общее согласование движений.




Методика обучения прикладному плаванию

10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).

Упражнения для изучения согласования движений ногами и дыхания

Упражнения для изучения техники движений ногами и согла­сования их с дыханием описаны в главе 6, раздел 6.3.

Упражнения для изучения согласования движений руками и дыха­ния

Имитационные упражнения

1. Стоя на дне бассейна, имитационные движения руками (с за­
держкой рук вверху) в согласовании с дыханием.

 

2. То же, с задержкой рук у бедер.
Упражнения в воде с подвижной опорой

3. Плавание на спине при помощи движений руками, зажав до­
ску между ногами (с задержкой рук впереди).

4. То же с задержкой рук у бедер.

5. То же, что упражнение 3, с акцентом на согласование движе­
ний руками с дыханием.

6. То же, что упражнение 4, с акцентом на согласование движе­
ний руками с дыханием.

 

 

Рис. 81. Упражнения для изучения способа брасс на спине

Упражнения в воде без опоры

7. Плавание на спине при помощи движений руками в согласо­
вании с дыханием (с задержкой рук впереди).

8. То же, с задержкой рук у бедер. "' '
Методические указания. Руки должны входить в воду на шири­
не плеч. Локоть при гребке не должен опережать кисть. Гребок
должен выполняться с ускорением; в конце гребка кисти должны
касаться бедер. Движения должны быть симметричными и одно­
временными.

 

Упражнения для изучения общего согласования движений Имитационные упражнения

9. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч (стопы развернуты в сторо­
ны), руки вверху. Опуская руки через стороны вниз, присесть;
поднимая их вперед—вверх, вернуться в и.п. Координация движе­
ний руками с задержкой рук вверху.

 

10. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч (стопы развернуты в сто­
роны), руки вдоль туловища. Поднимая руки вверх, присесть; опу­
ская руки через стороны вниз, вернуться в и.п. Координация дви­
жений с задержкой рук вдоль туловища.

 

Упражнения в воде с неподвижной опорой

11. Упражнение в парах. Первые номера держат за пояс вторых,
которые в положении на спине выполняют общее согласование
движений в брассе на спине с задержкой рук впереди. Затем парт­
неры меняются местами.

12. То же с задержкой рук вдоль туловища.
Упражнение в воде с подвижной опорой

13. То же, что упражнение 11, но первые номера, держа за пояс
вторых, продвигают их вперед.

14. То же, что упражнение 12, но первые номера, держа за пояс
вторых, продвигают их вперед.

Упражнения в воде без опоры

15. Плавание с раздельными движениями ногами и руками (с
задержкой рук впереди).

16. То же с задержкой рук вдоль туловища.

17. Плавание в полной координации со скольжением (руки
впереди).

18. То же с задержкой рук вдоль туловища.

 

Методические указания. При плавании брассом на спине обяза­тельно добиваться скольжения после выполнения отталкивания ногами.

10.2.2. Способ на боку (рис. 82)

Упражнения для изучения положения тела и согласования движе­ний ногами и дыхания

Имитационные упражнения

1. И.п. — основная стойка (о.с). Имитация плавательных дви­
жений «верхней» ногой. То же «нижней» ногой.

2. В положении лежа на боку на скамье имитация движений но­
гами способом на боку.

Упражнения в воде с неподвижной опорой

3. Держась «верхней» рукой за край сливного желоба, а «ниж­
ней» упираясь в стенку бассейна, принять горизонтальное поло­
жение на боку у поверхности воды и выполнять движения ногами.

4. То же в согласовании с дыханием. Во время подтягивания ног —
вдох, во время отталкивания — выдох.

Вдох _ Выдох

Вдох,

 

Вдох

 

Выдох

Вдох

 

Рис. 82. Упражнения для изучения способа но боку

 


Упражнения в воде с подвижной опорой

5. Плавание при помощи движений ногами с доской, придер­
живая ее обеими руками.

6. То же в согласовании с дыханием.

7. Плавание с доской при помощи движений ногами на наи­
меньшее количество гребков. Необходимо максимально исполь­
зовать скольжение вперед после каждого рабочего движения.

Упражнения в воде без опоры

8. Плавание при помощи движений ногами из исходного поло­
жения «скольжение на боку» («нижняя» рука вытянута вперед,
«верхняя» прижата к бедру).

Методические указания. Необходимо следить, чтобы при подтяги­вании ног и отталкивании колени не разводились в стороны. После подтягивания ноги должны быть согнуты в коленях; стопа «верхней» ноги берется на себя (как в брассе), а носок «нижней» ноги оттянут (как в кроле). При выполнении рабочего движения «верхняя» нога отталкивается от воды задней поверхностью голени и подошвой, а «нижняя» — передней поверхностью голени и подъемом стопы. Пос­ле отталкивания обязательно должна быть фаза скольжения.

При плавании с доской или в скольжении тело пловца должно быть в положении на боку, с небольшим завалом на грудь. При плавании при помощи движений ногами вдох надо делать во вре­мя скольжения, а выдох — одновременно с отталкиванием.

Упражнения для изучения согласования движений руками и дыха­ния

Имитационные упражнения

9. И.п. — стоя в положении выпада в сторону «нижней» ноги;
«нижняя» рука вытянута вперед, «верхняя» прижата к бедру. Ими­
тация движений «нижней» рукой.

 

10. То же «верхней» рукой в согласовании с дыханием (вдох де­
лается в конце гребка «верхней» рукой).

11. То же обеими руками в согласовании с дыханием (вдох дела­
ется в конце гребка «верхней» рукой).

Упражнения в воде с подвижной опорой

12. Плавание при помощи движений «верхней» рукой с доской,
придерживая ее «нижней» рукой снизу.

13. Плавание при помощи движений «верхней» рукой в согла­
совании с дыханием, с доской, придерживая ее «нижней» рукой.

14. Плавание при помощи движений «нижней» рукой; выпрям­
ленная «верхняя» рука вытянута вдоль туловища и прижимает к
нему доску.

15. То же, в согласовании с дыханием.

 

16. Плавание при помощи движений руками, зажав доску меж­
ду ногами, в согласовании с дыханием.

Методические указания. Движения руками выполняются одно­временно: «нижняя» рука начинает гребок, а «верхняя» проносит­ся над водой. После выполнения гребка «верхней» рукой и выведе­ния вперед «нижней» должна быть пауза для скольжения. Вдох должен выполняться в конце гребка'«верхней» рукой, при выносе ее из воды. Во время вдоха голова должна поворачиваться в сторо­ну, а не подниматься.

Упражнения для изучения общего согласования движений

Имитационные упражнения

17. Имитация плавательных движений «верхней» ногой в согла­
совании с движениями «верхней» рукой.

18. То же в согласовании с движениями «нижней» рукой.

19. То же в согласовании с движениями обеими руками.

20. То же, что упражнение 19, в согласовании с дыханием.
Упражнения в воде с подвижной опорой

 

21. Плавание при помощи движений ногами, держа доску
«нижней» рукой, в согласовании с движениями «верхней» рукой.

22. То же в согласовании с дыханием.

23. Плавание при помощи движений ногами, держа доску
«верхней» рукой, в согласовании сдвижениями «нижней» рукой.

24. То же с акцентом на правильное дыхание.

25. Упражнение в парах. Первые номера, продвигаясь вперед,
держат за пояс вторых, которые в положении на боку имитируют
общее согласование движений. Затем партнеры меняются местами.

Упражнения в воде без опоры

26. Плавание способом на боку в полной координации и в со­
гласовании с дыханием.

Методические указания. В момент сгибания «нижней» руки и наплыва «верхней» подтягиваются ноги. Затем одновременно с гребком «верхней» рукой и выведением вперед «нижней» обозна­чается толчок «верхней» ногой, после чего следует скольжение. При плавании в полной координации ноги надо подтягивать мяг­ко, а отталкивание выполнять с ускорением.

Ныряние

При выполнении упражнений в нырянии необходимо соблю­дать следующие меры безопасности.

1. Занятия по нырянию должны проводиться только на крайних дорожках, чтобы преподаватель видел каждого ныряющего.

 

2. Разучивать упражнения в нырянии желательно в начале заня­
тий. Между упражнениями должна быть пауза отдыха, во время
которой выполняется медленное плавание.

3. Ныряние выполняется по команде преподавателя — после то­
го, как предыдущий занимающийся выполнил упражнение и под­
плыл к бортику.

4. При нырянии в условиях'хорошей видимости у каждого зани­
мающегося, находящегося под водой, должен быть страхующий на
суше.

 

5. При нырянии в условиях плохой видимости к ныряющему
привязывается страховочный фал.

6. Имеющие даже легкие недомогания к занятиям по нырянию
не допускаются.

 

  1. Обязанности судьи на финише в соревнованиях по плаванию

Судьи на финише, после каждого заплыва, должны принять решение, в каком порядке участники финишировали, а также контролировать правильность финиша. Судьи на финише, если только они не работают с полуавтоматическим регистратором мест, не могут быть секундометристами на тех же самых соревнованиях.

После каждого заплыва старший судья на финише должен собрать подписанные листки с указанием порядка прихода участников от всех судей на финише, установить распределение мест в заплыве и на подписанном судейском бланке передать его рефери.

Если на соревнованиях для оценки финиша в заплыве используется система автоматической регистрации, старший судья на финише должен после каждого заплыва сообщать о порядке финиша, определённым этой системой.

Правила выполнения финиша: Пловец должен коснуться стенки бассейна любой частью тела

 

  1. Место и значение плавания в системе физического воспитания и реабилитации

Плаванье способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с момента расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно - сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Но надо иметь ввиду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обуславливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800-2100 см³.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находиться в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменение нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича – полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

 

  1. Физическая подготовка пловца

Одной из наиболее важных сторон спортивной тренировки пловцов является физическая подготовка, которая направлена на всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей, физических и волевых качеств.

Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) призвана решать задачи всестороннего физического развития пловца, создания прочной функциональной базы для спортивной специализации. Специальная физическая подготовка (СФП) строится на базе ОФП и направлена на достижение максимально высоких спортивных результатов пловцов.

 

Общая физическая подготовка пловцов. Развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также двигательных умений и навыков у пловцов осуществляется с помощью разнообразных физических упражнений. К ним относятся общеразвивающие, легкоатлетические и игровые упражнения, ходьба на лыжах, гребля, упражнения с гантелями, штангой и на гимнастических снарядах. Умелое применение этих упражнений для решения каждой конкретной задачи тренировки позволяет пловцу с меньшей затратой времени развить или восстановить силу и выносливость, быстроту и ловкость, подвижность в суставах и координацию движений, специальные и морально-психологические качества.

Специальная физическая подготовка пловца. Специальная физическая подготовка пловца в отличие от общей направлена на развитие таких физических качеств и двигательных навыков, которые наиболее эффективно способствуют достижению наивысших спортивных результатов в избранном способе плавания. К средствам специальной физической подготовки пловца относятся упражнения, выполняемые на суше и в воде. По своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий они сходны с движениями в плавании.

 

  1. Обязанности судьи на дистанции в соревнованиях по плаванию

Стартер вызывает участников занять стартовые места, провернет, правильно ли они заняли стартовые позиции и дает с помощью акустического сигнала стартовую команду. Фальстарт считается в том случае, если один или несколько участников вышли из неподвижного состояния до стартовой команды. Участники возвращаются стартером назад.

В известных случаях в воду опускается фальстартовый тросе, задерживающий пловцов, если они не услышали акустического сигнала. То же самое повторяется и при втором фальстарте. Третий фальстарт считается «преждевременным» стартом, при этом участники заплыва не возвращаются обратно, и по указанию судьи на финише дисквалифицируется тот пловец, который допустил этот преждевременный старт.

При сменах в эстафете существующие правила соревнований дают возможность выигрыша времени, т.к. следующий пловец должен оторвать ноги от стартовой тумбы в тот момент, когда предыдущий касается стенки бассейна. Таким образом, пловец, сменяющий предыдущего, может заранее начать подготовительные движения и свое отталкивание совместить с касанием стенки подплывающего пловца. Преждевременная смена рассматривается судейской группой как преждевременный старт и наказывается дисквалификацией.

Хронометрист.

Хронометрист измеряет время участника соревнования на отведенной ему дорожке с момента старта, данного видимым или акустическим сигналом, до проведенного в соответствии с правилами касания пловцом стенки бассейна на финише. Все шире применяется автоматическое измерение времени. В индивидуальных соревнованиях на дистанциях, превышающих 400 м, перед последними 100 м хронометрист дает акустический сигнал пловцу, время которого он засекает.

Судьи по технике плавания должны следить за соблюдением участниками установленных правилами соревнований требований к технике плавания, установленных для тех способов, по которым проводится заплыв, а также контролировать выполнение пловцами поворотов, помогая судьям на поворотах. Судьи по технике плавания должны находиться на каждой боковой стороне бассейна.

Судьи по технике плавания должны немедленно докладывать рефери о каждом нарушении, представляя затем, по окончании заплыва, подписанный судейский бланк с указанием номера заплыва, дорожки и характера нарушения.

 

  1. Содержание программного материала по плаванию в общеобразовательной школе

Содержание уроков плавания для учащихся 1–4 классов

 

В начальной школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Содержание уроков плавания для учащихся 5–9 классов

 

На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Содержание уроков плавания для учащихся 10–11 классов

На уроках по плаванию в старших классах осуществляется совершенствование функциональных возможностей организма, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, овладение технологиями прикладного плавания, приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

  1. Анализ техники методика обучения плавания способом кроль на груди

Положение тела.

При плавании кролем на груди тело пловца находится почти в горизонтальном положении у поверхности воды. Голова опущена лицом в воду (за исключением момента вдоха), бедра находятся у поверхности воды.

Движения ногами.

При плавании кролем на груди ноги двигаются попеременно снизу вверх (подготовительное движение) и сверху вниз (гребковое движение или «удар») с небольшой амплитудой, минимально сгибаясь в коленных суставах, стопы повернуты носками немного внутрь, что позволяет придать телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигая его вперед. Ноги выполняют движения от бедра. Вслед за бедром в движение вовлекается голень и стопа. Движение ноги вниз носит «захлестывающий характер». При правильном движении ног на поверхности воды образуются брызги и пенистый след.

Движения руками.

При плавании кролем на груди руки совершают попеременно чередующиеся гребковые движения в воде и подготовительные – над водой. Полный цикл движения руки делят на фазы: гребковое движение (в воде) – захват, подтягивание, отталкивание и подготовительное движение (над водой) – выход руки из воды, пронос, вход руки в воду.

В то время как одна рука выполняет гребок, другая – движется над водой, погружается в воду и вытягивается вперед. Относительно равномерная скорость плавания кролем на груди достигается тем, что очередной гребок рукой следует начинать тогда, когда скорость, возникшая в результате предыдущего гребка другой рукой, еще не снизилась.

Дыхание.

Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды. После вдоха пловец поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в воду через рот и нос. Вариантами согласования движений рук и дыхания являются: один вдох и выдох на два гребка руками (односторонний вариант дыхания); один вдох и выдох на три гребка руками (двухсторонний вариант дыхания).

Общее согласование движений.

При плавании кролем на груди различают несколько вариантов согласования движений: «шестиударный», «четырехударный», «двухударный». Полный цикл движений в «шестиударном» варианте плавания кролем включает в себя: два движения руками (левой и правой), шесть ударов ногами (движение вверх и вниз каждой ногой – одно движение), вдох и выдох.

 

 

  1. Обязанности судьи-информатора в соревнованиях по плаванию

Судья-информатор должен прибыть заранее и удостовериться в исправности аппаратуры, ознакомиться с правильным произношением имен пловцов, тренеров, официальных лиц и т.д. Информатор должен хорошо знать и правильно произносить имена, фамилии, названия федераций, клубов и аббревиатур. Информатор должен присутствовать на разминке, напоминая участникам о предстоящих процедурах и т.д. Информатор должен иметь в своем распоряжении стартовые протоколы, программу, расписание и перечень специальных объявлений. Информатор должен проверить присутствие приглашенных официальных лиц и быть уверенным, что гимны готовы и будут исполнены в нужной последовательности.

 

Судья-информатор должен объявлять участникам и зрителям программу и порядок проведения соревнований, информировать о результатах соревнований, представлять участников зрителям. При дисквалификации, судья-информатор должен на судейском бланке проставить время объявления дисквалификации. Тексты объявлений судьи-информатора должны быть согласованы с главным судьей.Без разрешения главного судьи информатор не должен делать каких-либо объявлений, не относящихся к ходу соревнований.

 

Судья-информатор должен быть постоянно готовым и способным быстро изменить атмосферу соревнований. На протяжении всех соревнований судья-информатор должен поддерживать интерес и внимание пловцов и зрителей. Это может быть достигнуто своевременными объявлениями, информацией или восторженными описаниями хода заплыва. Судья-информатор должен хорошо знать существующие рекорды и быть способным быстро объявить, если существует возможность того, что может быть установлен новый рекорд.

 

В отсутствие на соревнованиях судьи-координатора, судья-информатор должен контролировать соблюдение утвержденного регламента соревнований.

 

Все официальные результаты не должны объявляться, пока они не появятся на табло, но информатору нужно скоординировать время объявления результатов так, чтобы это не входило в противоречие с процедурой старта следующего заплыва. Финалистов нужно объявлять сразу же, как только они определятся и их имена появятся на табло. Время объявлений должно быть оговорено, чтобы не нарушать график стартов. Результаты последнего финала следует объявить до того, как будет объявлен следующий вид. Если возникли какие-либо проблемы, следует немедленно подозвать главного судью.

 

Судья-информатор должен говорить ясно, медленно и правильно произнося имена. Правильно объявить пловца, его принадлежность к какому-либо клубу, так же важно, как и объявить правильный результат и место. Судье-информатору всегда следует делать паузы для выплескивания эмоций зрителями. Судья-информатор никогда не должен выказывать недовольства какими-либо аспектами соревнований. Судья-информатор должен придерживаться установленного порядка при проведении процедуры награждения. Обязанность судьи-информатора - информировать всех о ходе соревнований в приятной и учтивой манере. Это трудная работа, но необходимая для того, чтобы хорошо провести соревнования. Микрофон должен быть отключен, когда не делается никаких объявлений. Судье-информатору следует строго придерживаться утвержденного сценария.

  1. Методика обучения технике освобождения от захватов тонущего
  2. Оказание помощи пострадавшему после извлечения из воды. Виды асфиксии

Различают белую и синюю асфиксии.

При белой асфиксии происходит спазм голосовых связок, они смыкаются и вода в легкие не попадает, но и воздух не проходит. При этом кожные покровы и слизистые оболочки губ становятся бледными, прекращается дыхание и работа сердца. Пострадавший находится в состоянии обморока и сразу опускается на дно. При этом виде асфиксии пострадавшего можно спасти после 10 минутного пребывания его под водой.

При синей асфиксии (истинное утопление) вода заполняет дыхательные пути и легкие, тонущий человек, борясь за свою жизнь, делает судорожные движения, втягивая в себя воду, которая препятствует поступлению воздуха. У пострадавшего кожные покровы, ушные раковины, кончики пальцев, слизистая оболочка губ приобретают фиолетово-синий оттенок. При этом виде асфиксии пострадавшего можно спасти в том случае, если длительность пребывания под водой не превышает 4-6 минут.

Оказание первой помощи начинается сразу же после извлечения утопающего из воды. Пострадавшего кладут животом на согнутое колено оказывающего помощь таким образом, чтобы голова была ниже грудной клетки, и любой тканью удаляют из полости рта и глотки воду, рвотные массы, водоросли. Затем несколькими энергичными движениями сдавливают грудную клетку, выталкивая воду из трахеи и бронхов. Необходимо знать, что паралич дыхательного центра наступает через 4-5 минут, а сердечной деятельности – через 15-17 минут. После освобождения дыхательных путей пострадавшего укладывают на спину, на ровную поверхность и, при отсутствии дыхания, приступают к проведению искусственного дыхания. Наиболее часто используется способ искусственной вентиляции легких (ИВЛ) «изо рта в рот», реже «изо рта в нос». Перед проведением искусственной вентиляции легких необходимо повторно убедиться в проходимости дыхательных путей, удалить рвотные массы, водоросли, снять съемные зубные протезы.

Если после двух-трех интенсивных вдохов обнаруживается отсутствие сердечной деятельности (проверяется отсутствием пульсаций на сонной артерии), то немедленно приступают к непрямому массажу сердца. Для определения места непрямого массажа сердца нащупывают конец грудины и руки располагают на 2 поперечных пальца выше. Одну кисть ладонью кладут на грудную клетку пострадавшего, а другую ладонной поверхностью накладывают на первую. Движения проводят прямыми, выпрямленными в локтевых суставах руками, частотой не более 60-70 в минуту. При этом глубина прогибания грудной клетки пострадавшего не должна превышать 4-5 см! При проведении массажа сердца необходимо следить за дыханием. Даже восстановление сердечной деятельности при отсутствии дыхания не эффективно. Если помощь пострадавшему оказывают двое, то первый проводит искусственную вентиляцию легких, а второй одновременно проводит непрямой массаж сердца. При оказании первой помощи одним человеком осуществляется сочетание непрямого массажа сердца с искусственной вентиляцией легких. Если первую помощь оказывает один человек, оптимальным считается соотношение 1:5, т.е. после одного искусственного вдоха проводят пять сжатий грудной клетки. Искусственное дыхание и массаж сердца проводят до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание и нормальная сердечная деятельность! После этого пострадавшего можно транспортировать в лечебное учреждение в положении лежа на боку, с опущенным головным концом носилок.

Если пострадавший при извлечении на берег находится в сознании, сохранены пульс и дыхание, то достаточно уложить его на ровную поверхность, непременно сухую. При этом голова должна быть опущена. Необходимо раздеть, растереть сухим полотенцем, желательно напоить горячим кофе или чаем, тепло укутать его и дать отдохнуть. Если пострадавший после извлечения из воды находится без сознания, но у него сохранены удовлетворительные пульс и дыхание, необходимо запрокинуть его голову, выдвинуть вперед нижнюю челюсть, уложить так, чтобы голова была низко опущена, затем пальцами, обернутыми в носовой платок, очистить ротовую полость от ила, водорослей, рвотных масс. Пострадавшего обтереть полотенцем и тепло укутать.

Все пострадавшие в обязательном порядке должны быть госпитализированы, поскольку имеется опасность развития «вторичного утопления». В этом случае появляются признаки острой дыхательной недостаточности, жалобы на боли в груди, кашель, одышка, ощущение нехватки воздуха, кровохарканье; учащается пульс, пострадавший возбужден. У пострадавшего может развиться грозное осложнение в виде отека легких, требующее реанимационных мероприятий.

Ни в коем случае нельзя оставлять пострадавшего без внимания ни на минуту – в любой момент может наступить остановка сердца или развиться отек легких

 

  1. Обязанности главного секретаря в соревнованиях по плаванию

Главный секретарь должен вести протоколы заседаний судейской коллегии, готовить все материалы и документацию для проведения соревнований (принять технические заявки, картотеку при ее наличии, провести жеребьевку участников, подготовить стартовый протокол согласно п. 4.10, при работе без карточек получить от представителей команд списки спортсменов с указанием их крупнейших побед), выпускать текущие и итоговые результаты соревнований, составлять технический отчет о соревнованиях.

Главный секретарь несет ответственность за правильное оформление документации соревнований. С разрешения рефери (главного судьи) он может давать информацию о соревнованиях представителям средств массовой информации.

Главный секретарь должен распределить секретарей по участкам работы и совместно со своим заместителем руководить их работой.

Главный секретарь несет ответственность за контроль результатов, получаемых с печатающего устройства электронно-финишной системы или получаемых после каждого заплыва от старшего секундометриста.

Секретари должны вносить результаты в официальные формы, вести списки вновь установленных рекордов и в случае необходимости вести подсчет очков.

Об изменениях в стартовом протоколе или итоговых результатах главный секретарь должен немедленно уведомить рефери и соответствующие судейские бригады, а также специалистов системы автоматической регистрации времени и табло.

Главный секретарь принимает всю необходимую документацию, касающуюся участников соревнований только от официальных представителей команд.

 

  1. Переправы вплавь, способы передвижения в воде

Переправы вплавь можно осуществлять с помощью подручных, поддерживающих средств и без них.

 

При переправе вплавь наиболее целесообразно применять способы плавания брасс и на боку. Кроль имеет значительно меньшую прикладную ценность, чем указанные ранее способы. Для успешного преодоления рубежа вплавь рекомендуется использовать различные поддерживающие средства: бревна, доски, жерди, веревки, хворост, камыш и др. При отсутствии подручных средств для облегчения переправы нужно уметь правильно использовать свою одежду и снаряжение.

  1. Анализ техники и методика обучения плаванию способом брасс

Пловец лежит в горизонтальном положении, лицо в воде, руки вытянуты вперед, кисти соединены и несколько развернуты ладонями вниз- наружу, ноги выпрямлены, носки вытянуты

Руки выполняют гребок в стороны-вниз-назад, локти удерживаются выше кистей, голова начинает подниматься над водой, ноги вытянуты, расслаблены

Кисти сближаются под грудью, локти опускаются вниз и сближаются, голова и плечи приподнимаются над водой, лицо обращено вперед, вдох. Ноги плавно сгибаются в коленях

Руки начинают движение вперед, ноги продолжают сгибаться в коленных и тазобедренных суставах, стопы подтягиваются пятками ближе к ягодицам (Рисунок 4.)

Стопы быстро разворачиваются носками наружу, голени разводятся шире коленей, пловец начинает отталкивание ногами. Руки вытягиваются вперед, голова и плечи опускаются в воду

Завершается отталкивание ногами, стопы движутся по дугам назад- внутрь. Пловец, отталкиваясь стопами и голенью от воды, посылает себя вперед за руками, ноги выпрямляются и соединяются, носки вытягиваются, голова между руками лицом вниз (3.Положение тела и дыхание

Пловец лежит на поверхности воды в горизонтальном положении на груди, лицо опущено в воду, ноги и руки вытянуты, ладони обращены вниз. Пловец в начале гребка поднимает голову на вдох, как бы опираясь на воду кистями рук. В остальное время, когда руки выводятся вперед, лицо опускается в воду, выполняется выдох. Быстрый вдох и медленный выдох выполняется через рот или нос.

В течение цикла движений, пловец делает один вдох и один выдох, дыхание строго подчинено движениям рук.

Ранний вдох, производимый пловцом в начале гребка руками больше характерен для классического брасса

В современных скоростных вариантах техники спортивного плавания брассом применяется так называемый поздни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: