05.04.22
Тема урока: «Гипотезы возникновения жизни».
БИОЛОГИЯ 9 класс.
Предметные результаты:
1. Называть гипотезы происхождения жизни и давать им характеристику: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермии биохимической эволюции.
2. Описывать положения основных гипотез возникновения жизни.
3. Уметь характеризовать различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни;
Метапредметные результаты:
1. Сформировать умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. ( Регулятивные УУД)
2. Сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. ( Познавательные УУД)
3. Сформировать умение кратко излагать свое мнение, приводить факты и доказательства, выслушивать различные точки зрения. (Коммуникативные УУД)
4. Дать оценку своим взглядам на вопрос происхождения жизни с учетом изученного материала. (Личностные УУД)
План урока.
Актуализация знаний.
На доске записаны слова:
· Жизнь,
· Гипотеза
· Теория
· Креационизм
· Самозарождение
· Гипотеза стационарного состояния
· Гипотеза панспермии
· Гипотеза биохимической эволюции.
Задание. Прочтите слова, что вы можете сказать, какие слова знакомы?
Ответ учащихся. Гипотеза – научное предположение. Теория – учение, система идей.
Жизнь – это то, что дышит, питается, размножается, растет, развивается, обладает обменом веществ и раздражимостью.
Остальные слова не знакомы, но они характеризуют взгляды на вопрос происхождения жизни.
Открытие темы урока: Гипотезы возникновения жизни
Постановка проблемы методом противоречия.
Проблема: Существует множество взглядов на вопрос происхождения жизни. Какой из них является научно обоснованным?
Цель: Рассмотреть основные гипотезы происхождения жизни, их доказательства и недостатки
https://youtu.be/mYrPa2JIqBc
Давая определение жизни, вы назвали отличительные признаки живого от неживого, но не дали определения самому понятию «жизнь».
Мнения ученых:
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров- белков и нуклеиновых кислот.»
М.Волькенштейн
«Жизнь есть способ существования белковых тел. Существенным моментом которого является постоянный обмен с окружающей их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Ф.Энгельс
Задание: Сравните эти определения, сформулируйте основные идеи.
Вывод: (письменно)
1. Живое отличается особенностью химического состава (кислород, азот, водород, углерод - макроэлементы.)
2. Носителем жизни является белок и нуклеиновые кислоты.
3. Сущность жизни заключается в способности обмениваться веществами энергией с окружающей средой - обмен веществ
С тех пор как человек начал задавать вопрос: «Что такое жизнь и как она возникла», появилось множество точек зрения, но как их доказать?
Все гипотезы можно объединить в 2 направления: биогенез и абиогенез. О чем говорят эти слова?
Ответ
«Генез»- развитие; «био» - это жизнь, а приставка «а» -отрицание. Значит: «Биогенез» – происхождение живого от живого, а «абиогенез» – зарождение живого из неживого.
Одной из наиболее древних гипотез зарождения жизни является креационизм.
1. Креационизм – божественная гипотеза происхождения жизни.
2. Создателем является Бог.
3. Жизнь неизменна с момента ее зарождения.
4. Доказательств гипотезы нет, основывается на несостоятельности науки объяснить и доказать некоторые противоречивые факты.
Есть еще одна древня гипотеза.
Аристотель писал: «Живое может возникать из неживого не только в результате спаривания организмов, но и результате разложения почвы, зарождаясь из разлагающейся земли».
Задание: Как вы думаете, сторонником какой гипотезы был Аристотель. Ответ: Гипотеза самозарождения.
Ученый Франческо Реди тоже согласился со взглядами Аристотеля и предложил следующий опыт
.
Просмотр видеофрагмента «Опыт Реди». https://www.youtube.com/watch?v=5NxyS-M6_Tc
Смог ли Ф. Реди доказать несостоятельность идей самозарождения.
Ответ: Нет, так как сторонники самозарождения утверждали, что личинки не появились потому, что банки были закрыты, и жизненная сила не смогла туда проникнуть.
В 1859 году французская академия наук назначила премию тому, кто положит конец этому спору
Творческое задание: Предложите способ, опровергающий его взгляды.
Вопрос: Кто же получил премию, в чем заключался опыт, какова его роль?
Задание: ответ на поставленный вопрос найдите при просмотре видеофрагмента
Просмотр видеофрагмента «Опыт Луи Пастера» https://www.youtube.com/watch?v=mPKujsw2LEA
Ответ: Луи Пастер, использовал бульон в колбах с s-образными горлышками. Личинки не развились, жизнь не зародилась.
Вывод: Подтвердилась гипотеза биогенеза, но нет ответа на вопрос: «Откуда появилась первая жизнь».
С основными положениями гипотезы стационарного состояния и панспермии нас познакомят учащиеся.
Гипотеза стационарного состояния Согласно этой гипотезе Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда. Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма (от лат. eternus вечный). Это представление соответствует концепции вечной несотворенной Вселенной, характерной для восточных религий, таких как индуизм и буддизм. В контексте современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная
Гипотеза панспермии. Гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких зародышей жизни получила название панспермии (от греч. pan весь, всякий и sperma семя). Эта гипотеза примыкает к гипотезе стационарного состояния. Её приверженцы поддерживают мысль о вечном существовании жизни и выдвигают идею о внеземном ее происхождении. Современные приверженцы концепции панспермии (в числе которых лауреат Нобелевской премии английский биофизик Ф. Крик) считают, что жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами. К гипотезе панспермии примыкает точка зрения астрономов Ч. Викрамасингха (Шри-Ланка) и Ф. Хойла (Великобритания). Они считают, что в космическом пространстве, в основном в газовых и пылевых облаках, в большом количестве присутствуют микроорганизмы, где они, по мнению ученых, и образуются. Далее эти микроорганизмы захватываются кометами, которые затем, проходя вблизи планет, «сеют зародыши жизни».
Одним из первых идею о космическом (внеземном) происхождении жизни высказал немецкий ученый Г. Рихтер в 1865 г. Согласно Рихтеру жизнь на Земле не возникла из неорганических веществ, а была занесена с других планет. В связи с этим возникали вопросы, насколько возможно такое перенесение с одной планеты на другую и как это могло быть осуществлено. Ответы искали в первую очередь в физике, и неудивительно, что первыми защитниками этих взглядов выступили представители этой науки, выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, С. Аррениус, Дж. Томсон, П.П. Лазарев и др. Согласно их представлениям, споры бактерий и других организмов могли быть занесены на Землю с метеоритами. Лабораторные исследования подтверждают высокую устойчивость живых организмов к неблагоприятным воздействиям, в частности к низким температурам. Например, споры и семена растений не погибали даже при длительном выдерживании в жидком кислороде или азоте.
Приводимые доказательства: НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракету, изучение метеоров и метеоритов. Внутри метеорита FLH84001 обнаружено палочковидное образование, напоминающее окаменелые бактерии. Сам метеорит – часть земной коры Марса, выброшенный в космос 16 млн.лет назад. А 13 тыс лет назадон упал на Землю в Антарктиде.
Не достаток гипотезы: Не отвечает на вопрос: «Как возникла жизнь вообще, а не только на Земле».
Каковы современные взгляды на происхождение жизни?