Что такое патриотизм? Его история и виды




Введение

В последние десятилетия Россия пережила немало перемен: распад Советского союза, объявление независимости нашего государства, переход от командной экономики к рыночной и прочие изменения. И сейчас, в 21-м веке, Россия продолжает меняться, решая те или иные проблемы. Однако некоторые проблемы невозможно решить, не найдя ответ на главную из них, определяющую другие. Одним из таких вопросов является вопрос воспитания патриотизма в 21 веке.

Цель данной работы продемонстрировать один из путей решения этого положения.

Что такое патриотизм? Его история и виды

1. Нравственный патриотизм

Патриотизм родился ещё до нашей эры, когда наши предки охотились группами и вели кочевой образ жизни. Именно тогда у них возникла привязанность друг к другу. Именно из-за привязанности некоторые члены групп жертвовали собой ради других.

Когда доисторические люди перешли от кочевого к оседлому образу жизни, у них впервые возникла любовь к земле. По мере развития человечества расширялись группы, образовывались государства. В это время у людей рождалась любовь к культуре, которую они начали познавать с самого рождения. Так и воспитывалось в человеке чувство нравственного патриотизма.

Нравственный патриотизм – это любовь к своей земле, языку, культуре, народу. Данный вид патриотизма не может изменяться, оно едино для всех народов. При этом нужно полностью осознавать, что с развитием человечества это понятие вобрало в себя другие определяющие её признаки:

1) Нравственный патриот способен видеть Родину такой, какая она есть, принимать её со всеми недостатками

2) Патриот, несмотря на свою любовь к Отечеству, уважает и другие страны, принимает их культуру и стремится сохранить национально-культурное многообразие человечества

3) Патриот являет собой элементарную порядочность, несмотря на свои убеждения

а) стремится преодолевать иллюзорность восприятия социальной реальности, в частности, относительно и «искренних социальных утопий», и «апокалиптических ожиданий» (например, это относится к «восторженно-оптимистичным» представлениям о наступлении эры «рая на земле» (пусть с некоторыми проблемами переходного периода), к эсхатологическим пессимистическим образам высоко-кризисных моментов в будущем)); б) ориентируется на баланс интегративных тенденций в мире и сохранения национально-культурного разнообразия человечества; в) распознает многоаспектную подмену духовных смыслов[2]

 

Наглядным примером нравственного патриотизма может являться образ Андрея Соколова из произведения “Судьба человека” Михаила Шолохова.

В моменте рассказа, когда немцы предлагают герою выпить за победу немецкого оружия, он отказывается это сделать, несмотря на голод. В этом поступке познаётся не только несгибаемость духа героя, но и глубокая любовь, привязанность к Отечеству. Он не в состоянии предать свой народ, свою землю, потому жертвует своими телесными потребностями ради высокого нравственного принципа. В данном моменте Андрей Соколов предстаёт порядочным человеком, любящим свою Родину.

Также герой представляет в своих поступках обычную человеческую порядочность, например, когда он берёт к себе сироту. То есть, можно сказать, что нравственность и соответственно порядочность определяет нравственный патриотизм. Ведь когда в тебе есть мораль, в тебе зарождается любовь к ближнему, а также любовь к Отечеству. (сомневаюсь, что правильно)

В качестве альтернативного примера подойдёт образ Матрёны из произведения Солженицына. Матрёна предстаёт добродушной, трудолюбивой женщиной, позабывшая о себе (об эгоизме) и любящая всех вокруг. Данный образ говорит о нравственном патриотизме точно так же, как и образ Соколова, поскольку в любви и жертвенности героини познаётся её патриотизм, Ведь если бы в Матрёне не было заложено чувство патриотизма, она бы не могла любить народ, не могла бы жертвовать ради ближнего. При этом Матрёна не воплощает собой несгибаемость духа, не являет собой героизм но несмотря на это она продолжает быть патриоткой своей страны. Можно сказать, что она представляет бытовой героизм

Следует отметить, что в произведении “Матрёнин двор” героиня необразованна. Из этого следует, что она не в состоянии знать ни о космополитизме, ни о нужности сохранения национально-культурного разнообразия человечества. Получается, что человек может вбирать в себя определённые признаки, чтобы считаться патриотом. И исходя из приведённых примеров, определяющими признаками нравственного патриотизма будут являться любовь к Родине и порядочность (боюсь брать порядочность как определяющий и единственный признак).

2. Гражданский патриотизм

После возникновения нравственного патриотизма, после образования государств создаётся второй вид патриотизма под названием “ гражданский патриотизм

Второй вид патриотизма неразрывно связан с государством, поскольку гражданский п. в первую очередь учитывает государственный интерес, будь это разрешение военного конфликта или государственное преобразование.

Гражданский патриотизм делится на несколько форм:

 

1. Полисный патриотизм, возникший во время существования городов-полисов и впоследствии принявший значение “любовь к малой Родине;

2. Имперский патриотизм, поддерживающий чувство верности человека к империи и правительству;

3. Государственный патриотизм, подразумевающий под собой любовь к государству;

4. Казённый патриотизм или ура-патриотизм – имитация чувства любви к государству и своему народу.

В Греции преимущественно существовал полисный патриотизм. Следует отметить, что именно греки придумали слово “патриотизм”, очевидно, при возникновении городов-государств. Греки любили свой народ и государство и принимали участие в государственных делах как долг любого гражданина полиса. Данная форма патриотизма имела место быть и в Древнем Риме, однако её сменила несостоявшаяся имперская форма, при которой Римская империя распалась.

На основе этих фактов можно сказать, что государственный патриотизм зависит от формы, масштаба государства.

Гражданский п. имеет определённые признаки:

1. Данный вид патриотизма так или иначе взывает к действию

2. Гражданский патриотизм направлен на изменение (улучшение) страны, при этом напрямую связан с какими-либо преобразованиями

Представленные признаки следуют из самого значения гражданского патриотизма, которое заключается в ответственности за свою Родину, народ.

В качестве примера можно привести второе народное ополчение 1612 года. Объединение сил русского народа против поляков как раз является проявлением гражданского патриотизма. Народ любит свою Родину, и потому оно готово дать отпор врагу. И после этого отпора борьба с поляками была прекращена: враг покинул территорию России, тем самым предваряя окончание Смуты (?).

В народном ополчении сразу соотносятся два вида п.: народ любит Родину и потому защищает её от врага; народ действует в интересах государства, прогоняя поляков.

Но при всём при этом получается, что если бы у народа не было бы развито чувство нравственного патриотизма, невозможна была бы и оборона России, Таким образом, гражданский патриотизм не может в полной мере являться проявлением любви к Родине, если за ней не кроется нравственный патриотизм.

Также нужно отметить, что всякий государственный патриотизм стремится к справедливости, к порядку. Русский народ никогда бы не воевал, если бы не видел несправедливости в их ущемлении, ограничении. Аналогично русские не могли бы критиковать страну, если бы не находили в неё что-то несправедливое.

Гражданский патриотизм может быть связан с войной

Например, в Куликовской битве прямо стоял вопрос дальнейшей судьбы Руси как государства: будет ли она зависеть от Орды или же освободится от неё. И если бы, опять же, не первый вид п., то не была бы возможна постановка вопроса о противостоянии монголам.

Если же говорить о гражданском п. в государственных преобразованиях, то наглядным примером для этого будут реформы Петра Первого.

Пётр во время своего правления направил Россию в сторону европеизации, при этом создал флот, армию и принял прочие преобразования, оставшиеся на множество десятилетий.

Безусловно, Пётр понимал важность проведения реформ. Но в их проведении он в первую очередь руководствовался своими чувствами к России, иначе не было бы повода для государственных преобразований. Он не жалел народ, но при этом не жалел себя ради будущего своего государства. Опять же здесь видится сочетание двух видов п., которые приводят к изменению нашего государства.

Противоположным примером можно считать Петра Третьего, севшего на престол после Елизаветы и своими поступками показал отсутствием всякой привязанности к России

В первую очередь это проявляется в том, что он подарил королю Фридриху все земли, завоёванные в ходе кровопролитной семилетней войны. Очевидно, что этот поступок абсолютно безнравственен, ведь, отдав территорию, он проявил крайнее неуважение к жертвам войны. Само собой патриот России не смог бы такому свершиться, однако была причина данного поступка: Пётр Третий всё детство прожил в Германии и потому питал к ней любовь. Но это не отменяет непорядочность правителя и антипатриотичность в данной ситуации.

Эти два примера демонстрируют безусловную важность патриотизма. При нём возможно развитие государства, его процветания, но при отсутствии оного невозможен никакой прогресс.

Как ни странно, но гражданский патриотизм может проявляться и в критике Родины. Достаточно привести в пример большинство классиков золотого века русской литературы, таких, как Гоголь, Карамзин или Пушкин. Или же можно взять того же Солженицына, который был упомянут в самом начале. Критика писателей была направлена на преобразования, своими творениями они побуждали народ меняться к лучшему. В моменты критики власти, они проявляли свою гражданственность, стремились изменить её ради будущего. Однако стоит сказать о положении, от которого всё зависит.

В первую очередь, критика должна нести в себе обоснованные обвинения и предложения, каким образом можно что-либо разрешить. Недаром в народе устоялось выражение “Критикуешь – предлагай”. В ином случае критика превращается попросту в поливание грязью (на данный момент не мог заменить это словосочетание синонимом), которое говорит об обыкновенной непорядочности.

Если взять на рассмотрение произведения Гоголя (например, “Ревизор”), то там видны пороки чиновником, но также виден и призыв чиновников обратиться к самим себе, к своей душе. Пьеса учит нас всегда руководствоваться собственной нравственностью, которая делает из нас истинных людей.

(Не знаю, как сюда вставить Чаадаева).

При всём при этом нельзя недооценивать критику государства. Например, Радищев, Карамзин и Тургенев достаточно сильно поспособствовали отмене крепостного права (“Записки Охотника” была любимой книгой Александра Второго). В этом познаётся польза критики, написанной истинными патриотами.

3. Патриотизм и псевдо патриотизм

Патриотизм как понятие может делиться не только на виды и формы с исторической, духовной точки зрения, но и с точки зрения наличия истинности в человеческом понимании. И тогда исследуемое понятие расходится на патриотизм истинный, настоящий (далее он будет называться просто патриотизмом) и на патриотизм ложный, то есть псевдо патриотизм. Такой патриотизм являет собой симуляцию патриотизма, но при этом он продолжаться называться этим же понятием. Симуляция патриотизма предполагает прикрытие словом, однако за этим словом отсутствуют все признаки п.. Как говорилось ранее, патриотизм возникает при порядочности, морали, тогда получается, что псевдо патриотизм не имеет этот признак, потому заключает в себе непорядочность, то есть отсутствие морали.

Псевдо патриотизмом является уже упомянутый казённый патриотизм, подразумевающий под собой имитацию любви к Родине.

Если существуют симуляции патриотизма, значит, это кому-то нужно. Причина их существования заключается в элементарной корысти людей, которые видят выгоду в прикрытии патриотизмом. Недаром эта симуляция часто высмеивалась русскими писателями. Например, Грибоедов описал псевдо патриотизм в пьесе “Горе от ума” в образе Скалозуба, принимавшего участие в войне и дослужившегося до высоких чинов, толком не воюя. Разбирая этот образ, можно заметить отсутствие личной заинтересованности Скалозуба в обороне страны, ведь он испытывает к этому абсолютное равнодушие. Получается, что гражданский патриотизм может являться симуляцией, если за ним нет глубокого чувства любви к Родине. Этот тезис подводит к важному вопросу о том, каким образом можно раскрыть лицемеров среди истинных патриотов. (где-то в этом пункте можно было вставить симулякры, но я не решился).

Тем не менее, патриотизм является очень важным понятием для всего народа, поскольку именно он способен мотивировать людей к развитию, защите и процветанию Родины.

Татьяна Николаевна, в итоге я не решился оставить пункт, предваряющий размышления о современной молодёжи и вообще о современности, потому что я боюсь здесь оплошать: написать бред, будучи немного в напряжении. Если вы одобрите первую часть, то завтра без проблем напишу вторую, только заранее прочитаю о переходе к 21-му веку, переходе к новому поколению “Z” и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: