Лирика М.Ю. Лермонтова(1814 – 1841): этапы, жанровая система.
Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов был болен, когда стало известно о смерти Пушкина. До него доходили различные толки; некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции"; началось дело. В марте 1837 года по приказу самого царя за распространение последних 16 строк стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова — писателя и художника (Лермонтов неплохо рисовал).
|
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между
героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным
положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты
юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу
роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми
лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея
Шенье». Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не
требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь
его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей»,
«света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер: «Коварной жизнью недовольный, // Обманут низкой клеветой...» («Романс», 1829)
В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман»
и «зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на
непонимание и ненависть.
Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном. Ролевая лирика будет и в дальнейшем (звучит голос, не имеющий отношения к Лермонтовскому «я»: «Валерик», «Узник»). Это лиро-эпические формы. Баллада начинает приобретать другие формы (Тамара, Ветка Палестины, Морская царевна, Дубовый листок: главное - символ).
В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой... » (1832) он говорит: «...Кто толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто!»
|
Вл. Соловьев:«Лермонтов не был занят ни мировыми, историческими судьбами своего отечества, ни судьбою своих ближних, а единственно только своей собственной судьбой».
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Герой зрелой лирики Лермонтова жаждет объять всю вселенную и заключить
ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с
«простыми людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд
обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и
небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и
дружбы. Герой лирических стихотворений Лермонтова чувствует и остро
переживает одиночество и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество
понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более
поздних стихотворениях можно найти подлинное выражение трагизма человека,
одинокого среди людей и во всем мире.
«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840): Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок: «О, как мне хочется смутить веселость их // И дерзко бросить им в глаза железный стих, // Облитый горечью и злостью!..»
|
«И скучно, и грустно» (1840). «Выхожу один я на дорогу» (1841): лирический герой одинок пред целым миром, перед вселенной: «Выхожу один я на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит; // Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, // И звезда с звездою говорит».
Мотив изгнанничества, мотив дороги очень тесно связан с темой одиночества в лирике Лермонтова, например, в стихотворении «Тучи»: «Тучки небесные, вечные странники, // Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Любовь тоже связана с одиночеством и страданием: «Они любили друг друга…», «Утес» («Ночевала тучка золотая…»), «На севере диком...», «Листок» … Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадежности.