Развитие законодательства о гражданстве




 

Необходимым условием изучения данной темы является рассмотрение динамики развития российского законодательства в этой области, анализ его содержания в историческом аспекте.

В царской России не было гражданства как такового, имело место подданство. При этом законодательство о подданстве сохраняло черты феодальных отношений, не соответствовало демократическим началам законодательств других стран, юридически закрепляя неравенство подданных.

В Российской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовым статусом:

1) природные подданные

· дворяне (потомственные и личные)

· духовные лица (делились по вероисповеданиям)

· городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)

· сельские обыватели

2) инородцы (евреи и восточные народы)

3) финляндские обыватели.

Кроме того, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного и податного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и они имели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений, а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане и крестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группе определяло права и обязанности подданного.

После падения Российской империи, первым актом советской власти по вопросам гражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены все существовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии для одних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданские чины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, и установлено одно общее наименование – гражданин Российской Республики.

Затем, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан, проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В свою очередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

В 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих положений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Республики. За местными Советами Конституция оставляла право предоставлять возможность вступления в гражданство тем иностранным гражданам, которые проживали в РСФСР по роду трудовых занятий и относились к рабочему классу или трудовому крестьянству.

С образованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в его составе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.

В том же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзных республик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Также были установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:

1. лишенные его на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.

2. не возвратившиеся из-за границы

3. лишенные гражданства по приговору суда.

Данное положение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случае изменения гражданства родителями.

Новое Положение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В том же году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия и выхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданстве СССР.

Положение о гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиеся гражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей. Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССР отныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность к гражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавался гражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этой республики. Был установлен

Данное положение также изменило порядок принятия в гражданство иностранных граждан. Теперь принятие их в гражданство осуществлялось на основе постановления Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики, в которой они постоянно проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных граждан в гражданство только на основе их письменного заявления в эти органы.

Выход из гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и Президиумы ЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, проживает на территории СССР.

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение о гражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан – рабочих и крестьян, с гражданами СССР.

Также устанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих групп граждан:

1. иностранцев – рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;

2. иностранцев, пользовавшихся правом политического убежища в связи с преследованием их иностранным государством революционно-освободительную деятельность;

3. лиц, менявших гражданство, в следствии вступления в брак с гражданином СССР.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него могли регистрироваться краевым (областным) исполнительным комитетом, ЦИК АССР или исполнительным комитетом автономной области, если заявитель проживал на территории государства. Если же человек проживал за пределами СССР, вопрос, касавшийся гражданства, решался полномочным представителем СССР.

В новой Конституции СССР, принятой в 1936 г., также нашел закрепление принцип единого союзного гражданства. В соответствии с новой союзной Конституцией Верховным Советом 19 августа был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя предыдущие прогрессивные достижения, он вводил ряд новых положений. Он установил, что отныне гражданами СССР признаются:

· все лица, которые к 7 ноября 1917 г. состояли в подданстве Российской империи и не утратили советского гражданства на момент принятия Конституции;

· лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

Лица, не отвечавшие этим условиям, но проживавшие на территории

СССР отныне именовались апатридами, т.е. лицами без гражданства. Также был изменен порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении, отныне данные пункты были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Данный факт отразил стремительное усиление централизма советского союзного государства.

Впоследствии было принято большое количество актов, касавшихся вопросов гражданства, его приобретения, лишения, восстановления. К таковым относятся:

- указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», принятый в 1940 г.

- указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Буковины», принятый в 1941 г.

- а также ряд других актов, касавшихся лиц, проживавших на территории Франции, Японии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Чехословакии.

В Конституции 1977 г. более четко были отражены вопросы гражданства, а также нашел отражение очень важный принцип гражданства: было закреплено положение о защите и покровительстве советских граждан, находившихся за границей.

На основании Ст. 33 новой Конституции, 1 декабря 1978 г. был принят усовершенствованный закон о гражданстве, что потребовало от руководства страны принятия срочных мер по изменению структуры органов и законодательства, связанных с гражданством.

Принадлежность человека к гражданству определялась новым термином, нулевым вариантом.

Исходным пунктом в определении гражданства признавалось состояние в гражданстве на момент принятия данного закона, а не состояние в подданстве Российской империи, как это было раньше, что было закономерным, ведь после октябрьской революции родилось не одно поколение, а процент людей, бывших подданными империи, был слишком мал, и не принимался в расчет законодателем, в силу незначительности.

Новый этап в развитии государства, названный перестройкой, потребовал внесения корректировок в законодательство о гражданстве. Был учрежден пост Президента СССР, что также стало катализатором изменения данной сферы права.

Первые шаги к демократизации общества отразились в новом Законе о гражданстве СССР, который был принят 23 мая 1990 г. В нем были отражены такие важные моменты, как компетенция органов в вопросах о гражданстве, производство и рассмотрение заявлений граждан, по всем вопросам, касающимся гражданства, исполнение и обжалование решений вышеназванных органов. Таким образом, законодатель сумел восполнить пробелы в предыдущем законе, тем самым сократив вероятность произвольного применения законодательства компетентными органами. Вопросы принятия в гражданство, согласно новому закону переходили от Президиума Верховного Совета СССР к Президенту СССР.

Таким в общих чертах было правовое регулирование вопросов о гражданстве в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства Российской Федерации, в качестве суверенного государства, отдельно от других союзных республик бывшего СССР.

Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость совершенствования законодательства в вопросах гражданства Российской Федерации. Первый российский Закон о гражданстве был принят в 1991 г. Он урегулировал вопросы гражданства уже нового государства, с расчетом на изменения в политике, экономике, социальной сфере.

Данный закон действовал до 2002 года, когда был принят новый закон о гражданстве РФ от 31 мая. Данный закон также сохранил многие достижения законодательства в области гражданства от прошлых лет, при этом добавив новые статьи. В нем указаны, например, все права и свободы, которыми наделяются различные группы граждан, органы, обладающие компетенцией в вопросах гражданства, к которым отнесены

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Данный закон является несомненным достижением в области законодательства о гражданстве, при этом законодатель постарался исправить некоторые предыдущие свои ошибки, восполнить пробелы в праве, что совершенно точно благотворно скажется на демократизации государства в целом, и права в частности.

 

 


 

Заключение

 

Автор данной работы постарался глубоко изучить тему, вникнуть в суть вопроса, с целью представить не только информацию, но также ее анализ. Для этого было рассмотрено развитие законодательства о гражданстве в России на протяжении существования государства, что позволило проследить его изменение в сторону демократизации. Подводя итог, хотелось бы суммировать все данные и получить в результате цельную картину. Гражданство является необходимой составляющей правового статуса личности. Законодательство о гражданстве определяет все права и обязанности, которые существуют между гражданином и государством. Также четко регламентировано положение в пределах границ РФ таких социальных групп как иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы и вынужденные переселенцы. В нашей стране действуют национальный режим, закрепляющий равноправие граждан РФ и всех остальных людей, проживающих на территории Российской Федерации. Последний закон о гражданстве был принят 31 мая 2002 г. Он позволил восполнить пробелы в законодательстве и усовершенствовать данную отрасль права.

Таким образом, можно утверждать, что законодательство о гражданстве не является статичным, оно постоянно меняется, подстраиваясь под политические, экономические и другие не менее важные аспекты жизни общества. Это, безусловно, очень хорошо для государства в целом, учитывая нестабильность, меняющиеся приоритеты и акценты, законодательство о гражданстве должно соответствовать новоизбранному курсу.

По мнению автора, данная тема была, есть и будет очень актуальной, ведь гражданство – это необходимая составляющая правового статуса любого человека. А ее изучение является необходимым не только для юристов, но и для всех остальных граждан, обладающих желанием знать свои права и защищать их.

Список использованной литературы

 

1. ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ

2. Конституция РФ 1993 г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.

4. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.


[1] В ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

[2] СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444

[3] Конституция США. М., 1993

[4] Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: