Тема – ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД




Вальдорфская педагогика – это международное культурно-образовательное движение. Первая Свободная вальдорфская школа была создана философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. для детей работников сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия). Создание свободных, не зависимых о государства школ было важным шагом на пути возрождения, к которому после первой мировой войны стремились страны Центральной Европы.

Рудольф Штейнер (1861-1925) – ученый, философ, социальный практик. Он разработал методы познания душевного и духовного мира и внес в область культуры импульс самопознания и развития, по-новому ориентирующий мышление. На протяжении всей жизни он развивал, проверял и пропагандировал идею о существовании сверхчувственной действительности, которая может быть изучена при помощи органов чувств.

Путь познания Штейнер назвал антропософией. Антропософский путь познания, на котором и была построена вальдорфская педагогика, отличается от «обычного» пути. Путь обучения связан с определенной жизненной позицией. Тем, кто вступил на антропософский путь познания, важно принять главные целевые установки. «Предельная цель, - указывает Ф.Карлгрен, - заключается в том, чтобы развить способности души и духа, которые необходимы, чтобы ясно и осознанно заглянуть в сверхчувственный мир».

Штейнер предлагает ученикам путь самопознания. Благодаря самопознанию человек знает или может научиться понимать, что ему необходимо и как при столкновении с проблемами суметь их преодолеть. Первый шаг – упражнения. Цель их использования – «вывести на уровень сознания скрытые внутренние силы и укреплять их при помощи возобновляемой активации». Медитативные упражнения развивают более интенсивное мышление, и тогда начинаешь более зорко смотреть на окружающее, чем прежде. Внутренние силы, которые помогают развитию сверхчувствительных органов восприятия, не являются чем-то «тайным» или «мистическим».

По мнению Ш., это естественные душевные способности, ими мы постоянно пользуемся в повседневной жизни. Тот, кто стремится к внутреннему обучению, может усилить и превратить их в свои постоянные качества и жизненные устои.

Штейнером выделяются шесть качеств важные для упражняющегося человека: мыслительный контроль, волевой контроль, хладнокровие (контроль эмоций), положительность (позитивность), непредвзятость, внутреннее равновесие.

Овладение антропософскими основами познания приводят к осмысленной взаимосвязи трех человеческих душевных способностей: мышления, чувствования и воли. Сущность человека, по Ш., - в единстве между психическими способностями и физиологическими процессами: нервно-сенсорными, ритмическими и обмена веществ.

«В дошкольном возрасте на переднем плане целиком находится волевая жизнь. Развитие происходит через подражание. В раннем школьном возрасте центральное значение приобретает эмоциональная жизнь, и занятия в В.школе с 1 по 7 классы умышленно обращаются к чувствам и тем самым задействуют ритмические процессы. Лишь в переходный период у ребенка появляется способность самостоятельного мышления. Занятия в старших классах строятся на особых заданиях, формирующих мыслительные способности» (Карлген Ф).

Целью педагогики - создать равные условия для детей с различными способностями и происхождением. Подход к человеку как единому целому –главный принцип на всех стадиях.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями и изменяется при переходе от первого семилетия ко второму и от второго – к третьему. Это не просто процесс непрерывного расширения знаний и умений. Происходят и метаморфозы, в результате которых ребенок приобретает новое отношение к миру, прежние стимулы, доминанты учебы и развития отходят на задний план, на их место появляются новые. Отчетливо это проявляется в кризисные периоды: 3 года, 7 лет, 12-14 лет. Поэтому В.педагогика наделяет каждую фазу специфическим содержанием, задачами и методами воспитания. На каждой степени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и обучение.

Педагоги и теоретики В.школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста. Определяется тем, что в ребенка душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию – они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития. Сознание ребенка и переживания зависят, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает чувствами. Примеры из окружающего мира играют решающую роль при овладении речью, развитии интеллекта, чувств, мышления.

Основная форма научения – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. То, что ребенок видит, слышит, воспринимает действует на него и ведет к повторению, подражанию движениям, жестам, мимике, высказываниям. Цель педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основные положения, принципы вальдорфской педагогики. Вся жизнь человека пронизана ритмами: ритм дыхания – суточный, годовой ритм. Воспитатель должен понимать и видеть возможные перспективы развития каждого ребенка, создавая для этого условия.

Подражание - одна из особенностей детства Дети учатся через непосредственное общение со взрослым. Если есть внутренняя связь с человеком, который воспитывает, учит детей, никаких трудностей в учении не возникает. Дети ведут себя так, как ведут взрослые. У беспокойного человека такими же беспокойными будут и дети.

Принцип авторитета – принцип В.педагогики. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет доверие. Других среди воспитателей не может быть. Назначение воспитания не сумма знаний и навыков, не овладение предметами, а свободное самоопределение ребенка. Исток целей образования – в ребенке. Педагог не слуга общества, а слуга ребенка.

Принцип свободы – принцип В. педагогики. Человек живет в социуме, в мире: школа и готовит ребенка к контакту с миром. Но она не ориентирует детей в сторону мировоззренческой тенденции, касается ли это политики или религии. Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. Что может заставить учиться? Только желание.

В вальдорфской школе и детском саду одинаковое внимание уделяется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Наряду с теоретическими науками - занятия с прикладными и художественными видами деятельности (живопись, скульптура, лепка, игра на музыкальных инструментах).

Что полностью соответствует принципам Р.Штейнера – это работать со всеми детьми, не разделяя на одаренных и отстающих. К каждому ребенку дифференцированный подход.

Как и вальдорфские школы, детские сады открываются по инициативе родителей, которые в значительной мере оплачивают их содержание. Школа и детский сад существует на началах самоуправления: все организационные вопросы решаются учительской коллегией с участием родителей. В школе нет директора. Над учреждением нет управляющих инстанций. Один день – родительский - вместе с детьми занимаются ручным трудом, рисованием, участвуют в концертах.

Как работает вальдорфский детский сад? Принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Пребывание детей в д/саду 4-5 час, т.е. половина дня. По мнению Штейнера более длительное пребывание ребенка в обществе других детей и в отрыве от мамы утомляет его. Однако это не всегда устраивает родителей.

Р.Штейнер придавал большое значение среде, в которой обитает ребенок. Много писал об архитектуре, использовании природных материалов для строительства и убранства, подбору цвета, формы, что способствует созданию атмосферы, действующей на ребенка умиротворяющее.

Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея – создать благотворно влияющий ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.

Рисование - одно из занятий, в котором участвует вся группа. Речь идет не о том, чтобы заставить детей рисовать что-то определенное – пейзаж, дом, животное. Ребенок испытывает естественную потребность просто повозиться с красками. Часто воспитатель до прихода детей все готовит и начинает рисовать сама. Дети видят и стремятся подражать. Младшие дети просто «забавляются» красками, пяти-шести летние получают темы рисунков или рисуют по замыслу. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель и дети радуются тому, «что могут краски».

Лепка - еще один предмет для общих занятий. Вместо объяснений дается возможность получить впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым дети воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку. Материал – окрашенный воск, глина.

Игра на музыкальных инструментах - взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о звуках, потом «воспроизводит» эти звуки на простых музыкальных инструментах. Затем дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.

Пение – занятие, в котором участвует вся группа. Напевая что-нибудь детям, участвуют вместе с ними в хоровом пении или, слушая, как они поют хором в сопровождении инструмента или без него, взрослые выбирают те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Радость доставляют детям игры, в которых можно петь.

Эвритмия – особый вид художественных занятий, проводится в д/саду один раз в неделю. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике (можно использовать темы сказок, прибегая к простым, ритмическим, поэтически-музыкальным образам). Эвритмия предоставляет возможность ощутить радость от свободного, естественного движения, пробуждает детскую фантазию.

Свободная игра – вторая часть ежедневных занятий в д/саду. «В игре самое существенное в игровом и воспитательном отношении основывается на том, что мы отбрасываем наши правила, педагогические и воспитательные искусства и предоставляем ребенка его собственным силам. Ребенок испытывает в игре внешние предметы, пробуя, действует ли то или иное благодаря его усилиям. Тем самым ребенок приводит в движение волю к действию. Важно, как можно меньше заполнять игру чем-то рассудочным – жизнью ребенок воспитывается в игре иначе, нежели под воздействием воспитателя. Ребенок познает жизнь опытным, но не рассудочным путем» (Р.Штейнер). В игре проявляется творческая фантазия как важнейшее качество.

В зависимости от погоды и времени года дети должны иметь в своем распоряжении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого сводить к минимуму. На свежем воздухе можно заняться с детьми садовыми работами- устраивать клумбы, сгребать листья и др.

Важно стремиться к равновесию между свободной игрой и занятиями с целой группой. В игре следует учитывать индивидуальные различия детей - задатки темперамента. Пытаться изучить основной характер ребенка (медлителен или подвижен), затем приспособить к этому игру.

В.педагогика придает большое значение ритмам: сочетание игр и занятий в течение дня, в течение недели, их взаимодействие с временами года, эмоциональной обстановкой и ситуацией Устраиваются обязательные годичные праздники – праздник жатвы, Рождество, Пасха и др. Приглашаются родители и родственники.

Педагоги, приняв идеи Штейнера, самоотверженно служат детям, делая каждый день интересным, содержательным, отмеченным маленькими победами и радостями. Стремятся создать легкую, непринужденную атмосферу и тогда дети охотно идут в д/сад. В такой атмосфере у ребенка появляется чувство защищенности, уверенности, и каждый день жизни приносит радость.

Вальдорфская педагогика – это направление до недавнего времени практически было совсем неизвестно у нас. Понимание гуманистической направленности ее идей позволит нам найти свой путь в реформировании отечественной школы и дошкольного воспитания.

(Т.И.Ерофеева. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 344 с.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: