Понятие метода и методологии научных исследований.




Лекция 2

Методология. Методы научного исследования в области управления персоналом.

Основные вопросы:

1. Понятие метода и методологии научных исследований

2. Типы методологии и её эволюции

3. Система методов научных исследований применяемых в области управления персоналом

Краткий обзор темы:

методология в широком смысле слова представляет собой система принципов и способов организации и построения теоретической и статистической деятельности, а также же - также учение об этой системе. Существует другое определение методологии как "учение о методе научного познания и преобразования мира". Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств, необходимых для решения задач исследования, а также формирует представление о последовательности действий исследования в процессе решения задач. Сущность методологии и метода, типы методологии, система методов научных исследований раскрываются в данной лекции.

Вопрос.

Понятие метода и методологии научных исследований.

Важным элементом научного познания выступают способы осуществления познавательной деятельности, т.е. многообразные методы и приемы, посредством которых человек открывает новое знание, обосновывает, доказывает, систематизирует уже полученное. Метод является более сложное познавательные процедурой, чем прием, Хотя иногда в литературе эти термины используются как синонимы. Метод - это набор принципов, приемов, правила, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Большой Советской энциклопедии метод трактуется как "совокупность приемов или операций практического или теоретического основания действительности, подчинённых решению конкретной задачи" [5]. Широком смысле под методом понимается "сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач". Российский ученый В. П. Кохановский образное определение метода как компаса, "по которому субъект познания и действия прокладывают свой путь позволяя избегать ошибок" [6,168]

 

Наиболее распространенной классификации методов заключается в выделении 3 групп. Первая - включает специальные методы имеющие место в конкретной науки (например, метод группировки в статистике); вторая - общенаучные методы, используемые в разных науках (например, наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); третья - всеобщие методы, который применяется во всех сферах познавательной деятельности (например, диалектика и её принципы). Однако возможно и другие деление методов. Например, исходя из стадии научного исследования, выделяют методы эксперимента, обработки эмпирических данных, построение научных теорий и их поверки, изложение научных результатов. Если в качестве эти критерия взять "формы причинности", там можно говорить о двух группах методов: однозначно-детерминистские и вероятностные. Разнообразие методов и сама творческая природа научного мышления делают, по мнению А. Г. Спиркина, крайне проблематично и возможности построения единой теории научного метода в строгом смысле слова - теории, которая давала Вы полная систематическая описание всех существующих и возможных методов. Поэтому реальным предметам методологического анализа является "не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направление их развития, а также проблема взаимосвязи различных методов в научном исследовании [ ].

В литературе выделяются ряд свойств, характеризующих научный метод. К ним относятся:

· Детерминированность, т.е. обусловленность методы объективными закономерностями, исключение произвола в применении;

· Явность (простата), т.е. содержание методы должно быть понятным и распознаваемым;

· Эффективность (результативность), т.е. способность методы с большой вероятностью обеспечивать получение искомого научного результата;

· Направленность, т.е. подчиненность методы определенной исследовательской цели;

· Плодотворность, т.е. способность метод давать, кроме основного результата, ещё и другие, побочные, но не менее важные результаты;

· Экономность (экономичность), т.е. способность методы давать научный результат с минимальными затратами средств, сил и времени

· Эвристичность, т.е. способность метод отдавать новый (оригинальный) результат;

· Однозначность, т.е. внутренняя непротиворечивость метода, соответствие друг другу различных его положений;

Близким к понятию «метод» является понятие «методика ». В экономическом словаре под методикой понимается «конкретизация метода, доведение до его инструкции, алгоритма, четкого описание способа существования» [с.256]. наличие от методов задачи методики не выходят теоретическое обоснование научного результата. Поэтому методический инструментарий исследования связано прежде всего с технической стороной его исследования, регламентация действий учёного в процессе научного поиска. Другими словами, Методическая деятельность - вспомогательная, обеспечивающая сфера научного познания, но она чрезвычайно важна для решения конкретных задач. Именно поэтому термин «методика» употребляется всегда в отношении конкретного объекта или процесса.

Учение о методах познания и преобразования действительности носит название методологии. Наряду с этим значение методологии называют систему организующих и регулирующих научное исследование принципов, подходов, приемов, методов и методик. По мнению многих ученых, методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмет анализа, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, необходимые для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя процессе решения задачи.

________________________________________________________

Наверное сведите понятие «методология» к механической совокупности методов и научного исследования. На это указывают многие ученые-методологи. В частности, по мнению В. П. Кохановского, «методология - сложная диалектика, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфера действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.» [33, с.186]

Вместе с термином «методология» часто используются ещё три понятия: методологический принцип, подход и парадигма. Методологические принципы играет роль вы нормативное координаты или ориентира, организующего и управляющего ход научного исследования к намеченной цели (принципы верификации, фальсификации и т.д.). Методологический подход включает в себя установки, группы методов и приемов, имеющих общее основание (системный, комплексный, междисциплинарный и другие подходы). Методологическая парадигма - это совокупность методологических оснований (норм, научной картины мира, главенствующий в научных идей и принципов), характерные для определенного исторического этапа науки, регулирующих научное познание (методологические парадигмы классической, неклассической, современные науки).

Вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: