Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства материальных благ. История - закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более прогрессивной. Экономическая сфера имеет определяющее влияние на развитие общества. | Цивилизация – социо-культурная общность, существующая длительное время. История – нелинейный процесс зарождения, расцвета и гибели цивилизаций. Все сферы общества оказывают влияние на его развитие, акцент на духовно-культурную сферу: ценности, религия, менталитет народа. |
Цивилизация, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. (А.Тойнби). В центре внимания – человек, духовные ценности |
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный |
Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Существуют объективные, закономерности развития общества. Хотя они прокладывают себе дорогу через деятельность людей, они непреложны. | Человек - единственный творец истории. |
Соотношение материальных и духовных факторов | Материальные факторы, способ производства. | Ценности, культура |
Направленность исторического развития | Прогрессивная смена общественно-экономических формаций | Общество - совокупность неповторимых цивилизаций. Прогресс относителен, многовариантность истории. |
Достоинства | Понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесс | Учет всего комплекса факторов, влияющих на развитие общества. На первый план ставит человека и человеческую деятельность. |
Недостатки | Неучет культурных, национальных, спонтанных факторов развития общества, оторванность от своеобразия обществ, недооценка роли личности в истории, человеческого фактора. | Не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. |
|
Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга
Многовариантность общественного развития.
Теории развития общества(по направленности и характеру развития) | |||
Развитие обществалинейно-восходящую направленность Теории эволюционного развития | Развитие общества имеетциклический характер | ||
Теория формационного развития (Маркс, Энгельс) | Цивилизационный подход | ||
Стадиально-цивилизационный подход: (человечество как универсальная цивилизация, проходящая определенные этапы: 1) Традиционное общество, 2) Индустриальное, 3) Постиндустриальное. | Концепции локальных цивилизаций | ||
О.Конт | Теории индустриального общества: Р. Арон, У. Ростоу выделяет 5 этапов развития общества. Д.Белл, А.Турен, Ж.Фурастье - теории постиндустриального (информационного) общества. Дж. Гэлбрейт - концепция нового индустриального общества. Тоффлер Э. - 3 стадии (волны) развития человечества - аграрная, индустриальная, постиндустриальная. (С. Крук, С. Лэш) - премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния | Данилевский Н.Я. (12+1 славянский) культурно-исторических типов) | |
Г. Спенсер | Шпенглер О. (8 культурно-исторических типов), «Закат Европы» | ||
Э.Дюркгейм | Тойнби А.-(от 13 до 30 цивилизаций), закон вызова-ответа | ||
Ф. Тённис | Сорокин А.П. (3 типа социокультурных систем) |
|