Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, придумывать их экспериментальную проверку, делать выводы. Особенно заметны новые достижения подростков в экспериментах по выведению некоторых простейших физических законов (законов качания маятника; способов соединения бесцветных жидкостей, чтобы получить жидкость желтого цвета; факторов, влияющих на гибкость некоторых материалов; на рост ускорения при скольжении по наклонной плоскости).
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.
Основной критерий - интеллект.
- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный").
- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
4. Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
1) В.И. Слободчиков
1 ступень - оживление (0-12мес)
2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
4 ступень - индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
| Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
| Младен- чество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
| Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
| Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
| Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
| Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
| Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профес- сиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профессиональных знаний, умений |
| Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профес сиональная учеба. | Освоение профессионально- трудовых умений | |
| Зрелость | после 25 | 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - старость |
![]() |
![]() |
Подход Э. Эриксона
| Возраст | Задача | Конфликт / Результат | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
| 0 – 1 года младенчество | Установление доверия ребенка к внешнему миру | Доверие — недоверие к окружающим людям | Доверие к людям - как следствие взаимной любви и признания ребенка родителями, удовлетворения потребностей ребенка в общении и других жизненно важных потребностей. | Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви; слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
| 1-3 года раннее детство | Почувствовать себя самостоятель- ным | Автономия — зависимость | Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих. |
| 3-6 лет; дошкольный возраст | Развитие инициативы | Инициатива, уверенность в себе — чувство вины | Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в половое поведение | Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полового поведения. |
| 6-12 лет; школьный возраст | Развитие трудолюбия | Трудолюбие и уверенность в себе — чувство неполноцен- ности | Трудолюбие и уверенность в себе: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение | Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство |
| инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. | |||
| 13-18 (19) лет; | Поиск ответа | Идентичность | Жизненное | Путаница ролей: |
| Юность | на вопросы | — | самоопределение: | смещение и смешение |
| «Кто я?» и | смешение | развитие временной | временных | |
| «Каков мой | ролей | перспективы — планов | перспектив, мысли не | |
| дальнейший | на будущее, | только о будущем, но и | ||
| путь?» | самоопределение: | о прошлом. | ||
| каким быть? кем быть? | Концентрация | |||
| Активный поиск себя | душевных сил на | |||
| и | самопознание, | |||
| экспериментирование | сильно выраженное | |||
| в разных ролях. Четкая | стремление разобраться | |||
| гендерная поляризация | в себе в ущерб | |||
| в формах поведения. | отношениям с внешним | |||
| Лидерство в группах | миром. Полоролевая | |||
| сверстников и, при | фиксация. Смешение | |||
| необходимости, | форм полоролевого | |||
| подчинение. | поведения. | |||
| 20 – 25 лет | Научиться | Близость – | Близость: душевная | Изоляция: одиночество. |
| молодость | отдавать часть | изоляция | теплота, понимание, | |
| себя другому | доверие, способность | |||
| человеку, не | отдать часть себя | |||
| боясь потерять | другому человеку, не | |||
| при этом | боясь. | |||
| собственную | ||||
| идентичность, | ||||
| то есть, не | ||||
| боясь потерять | ||||
| свое «Я» | ||||
| 26 лет – | Развитие | Генеративность | Генеративность: | Стагнация: |
| 64 года | целеустремлен | — | целеустремленность, | обеднение |
| зрелость | ности | Стагнация | продуктивность | личной жизни, |
| регрессия | ||||
| 65 лет и далее | Развитие | Цельность — | Цельность личности: | Отчаяние: |
| цельности | отчаяние | чувство | завершенности, | |
| старость | личности | завершенности | неудовлетворенность | |
| жизненного пути, | прожитой жизнью. | |||
| осуществления планов | ||||
| и целей, полноты и | ||||
| целостности. |

