ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА




Анализ прозаического текста

Автор и название Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
Эпиграф к произведению Это высказывание, изречение, цитата, которую автор помещает перед произведением или его структурной частью — главой, разделом. Эпиграф может использоваться во всех родах литературы. Например, «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
Кому адресовано (посвящено) Например, Пьеса «На дне» посвящена Константину Петровичу Пятницкому. Он был главным цензором произведений Горького.
История создания(краткий рассказ о том, как создавалось произведение) Примерные вопросы об истории создания: ¾ Как возник замысел написания? ¾ Что послужило поводом к написанию? ¾ В каком году написано? ¾ В каком году опубликовано? ¾ Какие материалы легли в основу? ¾ Кто повлиял на написание? и т.д.  
Род литературы Например, эпос (лирика, драма, лиро-эпос)
Направление Например, критический реализм
Жанр\жанровое своеобразие Например, драма социально-философского содержания
Смысл названия Портрет – символ алчности, порочности. (Произведение Н.В. Гоголя «Портрет»)
Тема (о чем?) Тема - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет тематику литературного произведения. 1. Смысл человеческой жизни 2. Жизнь и смерть 3. Истинность любви 4. Семейные ценности 5. Влияние денег на характер человека 6. Истинные и ложные ценности (Произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
Проблема Проблема – основной вопрос, который ставит автор произведения и на который ищет ответ. Например, Нужна ли человеку правда? Или Гнаться за деньгами или совершенствовать талант?
Основная идея Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Например, Моральное, нравственное падение человека произошло, возврат к прежней жизни невозможен. Или Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством. Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью.
Повествователь или рассказчик в произведении(личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование) Например, В романе «Герой нашего времени» три рассказчика - Максим Максимович, повествователь и сам Печорин.
Художественное пространство произведения (место и время действия событий) Например, Место: ночлежка. Время: ранняя весна.
Главные и второстепенные герои и их краткая характеристика Например, Сатин-мужчина, лет 40, бывший телеграфист, начитанный, образованный, отсидевший 5 лет за непреднамеренное убийство, пьяница, картежник, шулер (мошенник в карточной игре), жульничеством зарабатывает на жизнь. И т.д.
Композиция и ключевые моменты (см. Приложение А) Например, Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу (линейная композиция): Экспозиция (описание быта молодого нищего художника) Завязка (случайная покупка портрета) Кульминация (утрата душевного здоровья главного героя) Развязка (смерть Чарткова) Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции второй части - рассказ в рассказе – это рамочная композиция. (Произведение Н.В. Гоголя «Портрет»)
Художественные детали (средства):сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метафора и т.д. Например, Антитеза: Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Метафора: солдат, этот кавалер толкучего рынка; дряхлая бездарность; Эпитеты: самородное дарованье; таинственную привлекательность; серенький человечек; пламенный полдень; страшный фантом; т.д.
Критические отзывы (отзывы литературных критиков) Оценка (цитаты) классиков литературы

 

Приложение А

ВИДЫКОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая естественную временную последовательность: события разворачиваются в хронологическом порядке с постепенным открытием психологических мотивировок поступков героев.

Примеры произведений с линейной композицией: роман «Обыкновенная история» И. Гончарова, комедия «Горе от ума» А. Грибоедова, роман «Война и мир» Л. Толстого.

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, построенная на повторе начального момента в финале произведения: действие заканчивается там же, где оно началось.

Примеры произведений с кольцевой композицией: повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина, рассказ В. Набокова «Круг», стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот: в данном случае происходит объединение приемов повтора и противопоставления.

Примеры произведений с зеркальной композицией: поэма «Двенадцать» А. Блока, роман «Евгений Онегин» А. Пушкина

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая собой сюжетную спираль: повторение аналогичных событий по ходу развития действия – каждый момент настоящего имеет корни в прошлом, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, а сами события повторяются снова и снова.

Примеры произведений с концентрической композицией: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», комедия Н. Гоголя «Ревизор». Концентрическая композиция особенно характерна для древнегреческих трагедий.

ОБРАТНАЯ (ИНВЕРСИОННАЯ) КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, которая построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее.

Примеры произведений с обратной композицией: роман Н. Чернышевского «Что делать?», рассказ И. Бунина «Легкое дыхание».

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в рамках которой происходит периодическое возвращение действия в прошлое, она характеризуется значительной долей изображения событий «до основной истории».

Примеры произведений с ретроспективной композицией: повесть В. Набокова «Машенька», «19 октября 1825» А. Пушкина.

РАМОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (РАССКАЗ В РАССКАЗЕ) – события основного сюжета являются рамкой для рассказа или рассказов, вставленных в него.

Примеры произведений с рамочной композицией: «После бала» Л. Толстого, «Декамерон» Бокаччо, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» (роман, написанный Мастером). Большую популярность рамочная композиция имела в средневековой восточной литературе: «1001 ночь», «Калила и Димна», «Сказки мудрого попугая», или «Книга попугая», «Панчатантра» - эти произведения называют обрамленными повестями.

УМОЛЧАНИЕ – это композиция, построенная на том, что о событии, которое случилось раньше остальных, рассказывается в конце произведения.

Примеры произведений с композицией умолчания: повесть «Метель» А. Пушкина.

СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой соединяются сразу несколько видов композиции: зеркальная, ретроспективная, умолчание и прочее. Применяется для удержания внимания читателя и усиления художественной выразительности произведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: