Анализ прозаического текста
Автор и название | Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» |
Эпиграф к произведению Это высказывание, изречение, цитата, которую автор помещает перед произведением или его структурной частью — главой, разделом. Эпиграф может использоваться во всех родах литературы. | Например, «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» |
Кому адресовано (посвящено) | Например, Пьеса «На дне» посвящена Константину Петровичу Пятницкому. Он был главным цензором произведений Горького. |
История создания(краткий рассказ о том, как создавалось произведение) Примерные вопросы об истории создания: ¾ Как возник замысел написания? ¾ Что послужило поводом к написанию? ¾ В каком году написано? ¾ В каком году опубликовано? ¾ Какие материалы легли в основу? ¾ Кто повлиял на написание? и т.д. | |
Род литературы | Например, эпос (лирика, драма, лиро-эпос) |
Направление | Например, критический реализм |
Жанр\жанровое своеобразие | Например, драма социально-философского содержания |
Смысл названия | Портрет – символ алчности, порочности. (Произведение Н.В. Гоголя «Портрет») |
Тема (о чем?) Тема - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет тематику литературного произведения. | 1. Смысл человеческой жизни 2. Жизнь и смерть 3. Истинность любви 4. Семейные ценности 5. Влияние денег на характер человека 6. Истинные и ложные ценности (Произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») |
Проблема Проблема – основной вопрос, который ставит автор произведения и на который ищет ответ. | Например, Нужна ли человеку правда? Или Гнаться за деньгами или совершенствовать талант? |
Основная идея Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. | Например, Моральное, нравственное падение человека произошло, возврат к прежней жизни невозможен. Или Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством. Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. |
Повествователь или рассказчик в произведении(личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование) | Например, В романе «Герой нашего времени» три рассказчика - Максим Максимович, повествователь и сам Печорин. |
Художественное пространство произведения (место и время действия событий) | Например, Место: ночлежка. Время: ранняя весна. |
Главные и второстепенные герои и их краткая характеристика | Например, Сатин-мужчина, лет 40, бывший телеграфист, начитанный, образованный, отсидевший 5 лет за непреднамеренное убийство, пьяница, картежник, шулер (мошенник в карточной игре), жульничеством зарабатывает на жизнь. И т.д. |
Композиция и ключевые моменты (см. Приложение А) | Например, Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу (линейная композиция): Экспозиция (описание быта молодого нищего художника) Завязка (случайная покупка портрета) Кульминация (утрата душевного здоровья главного героя) Развязка (смерть Чарткова) Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции второй части - рассказ в рассказе – это рамочная композиция. (Произведение Н.В. Гоголя «Портрет») |
Художественные детали (средства):сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метафора и т.д. | Например, Антитеза: Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Метафора: солдат, этот кавалер толкучего рынка; дряхлая бездарность; Эпитеты: самородное дарованье; таинственную привлекательность; серенький человечек; пламенный полдень; страшный фантом; т.д. |
Критические отзывы (отзывы литературных критиков) | Оценка (цитаты) классиков литературы |
Приложение А
ВИДЫКОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая естественную временную последовательность: события разворачиваются в хронологическом порядке с постепенным открытием психологических мотивировок поступков героев.
Примеры произведений с линейной композицией: роман «Обыкновенная история» И. Гончарова, комедия «Горе от ума» А. Грибоедова, роман «Война и мир» Л. Толстого.
КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, построенная на повторе начального момента в финале произведения: действие заканчивается там же, где оно началось.
Примеры произведений с кольцевой композицией: повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина, рассказ В. Набокова «Круг», стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот: в данном случае происходит объединение приемов повтора и противопоставления.
Примеры произведений с зеркальной композицией: поэма «Двенадцать» А. Блока, роман «Евгений Онегин» А. Пушкина
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая собой сюжетную спираль: повторение аналогичных событий по ходу развития действия – каждый момент настоящего имеет корни в прошлом, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, а сами события повторяются снова и снова.
Примеры произведений с концентрической композицией: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», комедия Н. Гоголя «Ревизор». Концентрическая композиция особенно характерна для древнегреческих трагедий.
ОБРАТНАЯ (ИНВЕРСИОННАЯ) КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, которая построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее.
Примеры произведений с обратной композицией: роман Н. Чернышевского «Что делать?», рассказ И. Бунина «Легкое дыхание».
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в рамках которой происходит периодическое возвращение действия в прошлое, она характеризуется значительной долей изображения событий «до основной истории».
Примеры произведений с ретроспективной композицией: повесть В. Набокова «Машенька», «19 октября 1825» А. Пушкина.
РАМОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (РАССКАЗ В РАССКАЗЕ) – события основного сюжета являются рамкой для рассказа или рассказов, вставленных в него.
Примеры произведений с рамочной композицией: «После бала» Л. Толстого, «Декамерон» Бокаччо, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» (роман, написанный Мастером). Большую популярность рамочная композиция имела в средневековой восточной литературе: «1001 ночь», «Калила и Димна», «Сказки мудрого попугая», или «Книга попугая», «Панчатантра» - эти произведения называют обрамленными повестями.
УМОЛЧАНИЕ – это композиция, построенная на том, что о событии, которое случилось раньше остальных, рассказывается в конце произведения.
Примеры произведений с композицией умолчания: повесть «Метель» А. Пушкина.
СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой соединяются сразу несколько видов композиции: зеркальная, ретроспективная, умолчание и прочее. Применяется для удержания внимания читателя и усиления художественной выразительности произведения.