Перестройка управления экономикой




Состояние экономики в послевоенный период

Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более государствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 — 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.

 

Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева

Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР.


Научно-технический прогресс и реформы

В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.
Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.

 

Перестройка управления экономикой

В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. — 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат.

Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: