Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Казачелокнянский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Суджанского района Курской области
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
"Лэпбук, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Выполнил воспитатель:
Майборода Светлана Петровна
2022г
Повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно которому программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками»: они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!
Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство исследователей называют общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание, соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребенка на решение задачи.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Для реализации задач познавательного развития детей, их познавательной активности в нашем учреждении используются различные формы совместной деятельности педагога с детьми, такие как: проектная деятельность, коллекционирование, создание мини-музеев, познавательно -исследовательская деятельность и др. Наш коллектив постоянно ищет новые средства повышения эффективности образовательного процесса, отвечающие принципам, заложенным в ФГОС ДО. Одним из инновационных средств является оригинальное методическое пособие лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал. Различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.
Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей:
различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста:
• лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
• это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
• ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
• лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому;
• создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
• создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
• умение планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Рекомендации по созданию лэпбука:
• Эстетичность. У ребенка должно появиться желание взять лэпбук в руки
• Долговечность. Изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
• Доступность. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
• Минимум текста. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
• Привлекательность. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?
- Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов
- Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
- Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);