А Положительные стороны, отмеченные в действиях советской авиац ии
В начале войны немцы считали, что на вооружении ВВС СССР имеются исключительно старые самолеты. В истребительной авиации они считали наилучшим самолетом И-16, в бомбардировочной - СБ-2 и СБ-3, в штурмовой - СБ-1 и Валти В-11 ив разведывательной авиации Р-5 и Р-10. Однако в ходе боевых действий такая оценка вскоре изменилась, что подтверждается показаниями военнопленных.
Ст. фельдфебель Хельмут Фрай 4 отряда 14-й разведгруппы.
«Немецкие летчики и командование не рассчитывали встретить новую материальную часть в Вашей военной авиации, особенно таких скоростных и мощно-вооруженных истребителей, как МИГ-3, ЛАГТ-3 и ЯК-1 (военнопленные летчики называют эти истребители И-61). По своим летным данным и вооружению самолеты МИГ-3 и ЛАГТ-3 равноценны английскому истребителю Супермарин «Спитфайер».
В отношении качества советских летчиков у нашего летного состава и командования существует единое мнение, как теперь, так и в начале войны, а именно - советские летчики прекрасно ведут воздушный бой, обладают исключительной храбростью и охотно вступают в бон, даже при значительном превосходстве сил противника».
В отношении качества наших авиабомб Хельмут Фрай дает положительную оценку. Процент неразорвавшихся наших авиабомб, по его оценке, примерно такой же, что и для английских и немецких авиабомб
Фельдфебель Бюлер Вальтер из 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков.
«Я поражен количеством Ваших самолетов. Советские самолеты очень маневренны, но уступают в скорости немецким. Советские летчики производят полеты даже при плохой погоде. Русские летчики хорошо подготовлены».
|
Унтер-офицер Эмиль Фрост.
«Истребитель «Миг» является лучшим истребителем, которого боятся немецкие летчики».
Фельдфебель Рудольф Шик - из 26 бомбардировочной эскадры.
«Ночные истребители под Москвой действуют превосходно, но в целом советские самолеты истребители и бомбардировщики имеют меньшую скорость».
Венгерский летчик Мартон из 3 авиароты.
«Советские истребители И-16 и Т-153 превосходят Фиат-42 по скорости, но уступают в маневренности».
Фельдфебель Карл Ауль из 51 бомбардировочной эскадры.
«Необходимо отметить совершенно своеобразную и удачную тактику русских истребителей. Они идут на нас не фронтом, а целым рядом со стороны, имея таким образом лучшие возможности для боя. У французских и английских истребителей мы подобной тактики не встречали».
Старший фельдфебель группы 51 истребительной эскадры, Мудин Александр.
«Германские офицеры и солдаты поражены стойкостью советских красноармейцев и особенно летчиков. Летчики дерутся очень хорошо, стреляют из любого положения. Лучшим советским самолетом пленный считает Пе-2 Этот самолет имеет большую скорость и хорошую огневую защиту и очень опасен для истребителей (самолет пленного был сбит с самолета Пе-2). Истребители И-16 имеют недостаточную скорость, но очень маневренны. Их обстрел не очень опасен, они имеют только пулеметы. Более опасны И-18 (Миг), которые имеют крупнокалиберное вооружение, большую скорость и хорошую маневренность. Еще лучше И-61». Пленный считает, что это Миг с мотором повышенной мощности.
Б. Отрицате ль ные оценки советской авиации
Главный генеральный штаб Румынии оценивает советскую авиацию за период с 22.06 по 22.07.41 г. следующим образом:
|
1. Неспособность авиационного командования к организации и реализации массированной и хорошо подготовленной воздушной операции До сих пор не проведено ни одной такой операции
2. Методы боя, применяемые советской авиацией, не отвечают многочисленным задачам, которые возлагаются на современную авиацию в настоящей войне.
3. Советская авиация имеет значительные потери. В наступательных операциях проявляет излишнюю осторожность.
4. Сбрасываемые авиабомбы взрываются в незначительной своей части.
Лейтенант Аугустин 4 отряда 14 разведывательной группы.
«При бомбометании аэродрома г. Лида и других аэродромов, занятых немцами, советские летчики применяли 250 кг авиабомбы с замедлением 7-8 сек. Эти бомбы, как известно, производят значительно меньшее разрушение на аэродроме, чем 250 кг бомбы без замедления.
Среди летного состава немецких авиачастей, базирующихся в районе г. Смоленска, широко распространено мнение о том, что точность стрельбы из пушек с истребителей типа ЛАГГ-3 и ЯК-1 очень низка. Это вызвано, по мнению военнопленного, тем, что во время стрельбы возникает сильная вибрация конструкции этих самолетов.
Отсутствие ночных истребителей в советской авиации является большим недостатком и может привести к печальным последствиям. В Германии развитию ночных истребителей уделяется большое внимание».
Шиффер Эрих - летчик из 3 отряда 52 истребительной эскадры. «Из дневных налетов на Плоешти мне известен только один налет, который как будто имел небольшой успех (горело в одном месте непродолжительное время), ночью были более частые налеты, которые будто бы не имели успеха».
|
Лейтенант-летчик Бушман Герберт из 51 истребительной эскадры "Вся Ваша тактика ВВС устарела и в корне неверна Я был свидетелем, когда в Ельне один немецкий истребитель сбил 4 советских бомбардировщика. Мы летали по 2 самолета, а русские по 5, что также отражается на результатах боя.
По разговорам товарищей, в русской авиации потери больше, чем в германской, особенно там, где не применяются истребители «И-18» (Миг-1).
Фельдфебель Карл Ауль из 51 бомбардировочной эскадры.
«Ваши истребители недостаточно быстры для наших самолетов Ю-88. Так, например, после первой атаки на нас они не имели достаточной скорости, чтобы снова развернуться и произвести следующую атаку на нас».
Унтер-офицер Карл Шульман 3 отряда 14 разведгруппы.
«Применяемые в начале войны одноместные истребители И-15 и И-16 обладали малой скоростью. Бомбардировщики До-215 и Ю-88 совершенно свободно уходили от этих истребителей В нашем отряде имелось также много случаев, когда от этих истребителей сравнительно легко уходили разведчики типа Хеншель Хш-126; при этом уход разведчика Хш-126 осуществлялся посредством крутого пикирования до бреющего полета с применением ряда крутых разворотов и использованием рельефа местности для маскировки. Истребитель И-16 не может делать такие развороты, так как его скорость несколько выше скорости разведчика Хш-126».
Старший фельдфебель Хельмут Фрай 4 отряда 14 разведгруппы.
«В сове1ской авиации отсутствуют истребители, пригодные для ведения воздушных боев с разведчиками Юнкере Ю-88 на больших высотах. Вследствие этого разведчики Ю-88 безнаказанно летают на высотах порядка 6500-8000 м. Экипажи разведывательного отряда 14 разведгруппы, базирующиеся в г. Смоленске, ни разу не были обстреляны советскими истребителями на этих высотах». Ст. лейтенант Фей 6 отряда 12 разведгруппы.
«Советская авиация не имеет современного, скоростного, хорошо вооруженного разведчика дальнего действия. Используемые для ближней разведки истребители И-16 также мало пригодны для этой цели. Однако наблюдаются случаи, когда эти самолеты применялись в качестве разведчиков».