АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ – СРЕДСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА




Образные несоответствия, сложность восприятия художественных смыслов и настроений в большей мере зависят от недостаточного внимания к архитектурному масштабу – одному из основных средств воплощения художественного образа в архитектуре. Именно масштаб, главный инструмент которого – членение формы и осмысление объективного эффекта, получаемого от соотношения целого и частей, создает целостную среду, в которой есть место человеку с его психофизиологией.

Определенность визуального материала связана с определенностью, содержащейся в нем информации,то есть тех или иных значений и смыслов, которые превращаются в виртуальную коммуникацию между человеком и окружающей средой. Архитекторам в большей мере удается внести в архитектурную форму черты, которые делают ее эмоционально окрашенной, выявить внешне главную идею с помощью формальных геометрических построений или образного аналога. Однако вне содержательной обусловленности этих построений говорить об их достоинстве трудно. Основной задачей было и остается внесение в архитектурную форму черт, которые делают ее созвучной человеческому восприятию, отражают соответствие рангу объекта, код образа и целесообразность процесса созидательной деятельности.

Для создания необходимого иерархического и образного соответствия целенаправленно применяют архитектурный масштаб, как одно из основных композиционных средств. Масштаб обозначает отношение членений формы к форме в целом и отношение формы в целом к окружению. Масштабность – отношение формы к размерам человеческого тела всегда очень доходчиво, незаметно и убедительно сотрудничает с человеком, помогая ему определить свое место в среде, получить достаточную информацию о величине, структуре и художественном образе архитектурного произведения. Масштаб и масштабность – два уровня метрических и образных отношений, принадлежащие каждому архитектурному объекту и существующие в нем параллельно.

Масштабная шкала, масштабный ряд – эти понятия расшифрованы известными теоретиками Л.Кирилловой, Н.Бруновым, А.Циресом, А.Буровым, И.Араухо и др. Они рассматривали масштабность традиционно, как важнейшее качество художественности на примере памятников классического наследия. Американский архитектор и математик Н.Салингарос применил масштабную шкалу к такому фактору формирования образных ощущений, как гармоничность. Он придал этому принципу математический, геометрический характер на основе закономерности золотого сечения и ввел понятие «масштабных ступеней». Н.Салингарос и его единомышленники успешно продолжают развитие идей масштабности в рамках классической природной архитектоники.

Масштабные характеристики городских и ландшафтных комплексов определяются двумя основными масштабными уровнями: «макро» и «гипер» (классификация по В.Т.Шимко). Формируются пространственными ситуациями, которые намного больше человека, предметное наполнение таких единиц не имеет прямых зрительных соответствий с человеком, композиция таких образований строится соразмерно сооружениям, то есть относительно друг друга. Архитектурный масштаб в условиях данных средовых единиц способен просто выбором характера членений решить задачи логического построения единого целого и связать его опосредованно с основным пользователем – человеком. Архитектура новейшего времени обладает своеобразным уровнем пафоса, который не всегда встраивается в логическую схему образа места. Масштабность в синтезе образа не учитывается или визуально не выявляется.

Архитектурный масштаб, размер, пространство. Любое проявление формы – это некоторое целое и количество его членений. Членений много и они мелкие – масштаб мелкий. Членений мало и они крупные – масштаб крупный. Масштаб помогает определить степень крупности формы как отношение элементов формы к самой форме. Чем меньше членений, а они крупные, тем меньшей по размеру будет выглядеть форма. Чем больше мелких членений, тем большей по размеру зрительно кажется форма. Размельчение масштаба формы посредством увеличения количества членений продолжается до известного предела. Наступает момент, когда множественность членений перестает восприниматься и форма снова становится крупномасштабной и небольшой, а главное – другого качества.

Кроме выявления размера, масштабные членения участвуют в визуальном пространственном размещении форм. Мелкий масштаб визуально отводит объект назад в глубину. Крупный масштаб делает элемент выступающим вперед. Крупные членения заметно уменьшают размер элемента по величине и приближают его. Мелкие членения создают эффект большого фрагмента, но размещенного дальше. Средние членения создают иллюзию промежуточного положения.

Высотные здания, выполненные в одном масштабе, поставленные на одной линии дают возможность ощутить противоречивость информации о фактическом размере, пространственном расположении и зрительном ощущении этих показателей. Крупномасштабные башни выглядят меньше, но стоят ближе объектов с меньшим масштабом. Более важным становится кажущийся размер, а не настоящий, указанный в метрах.

«Управление» архитектурной формой при помощи масштаба дает возможность участия объекта в определенной ситуации и соответствия его сложившемуся образу места. Объект, поставленный в историческую среду с небольшими пространствами, малоэтажной застройкой, узкими улицами, получил мелкий масштаб, стал зрительно крупнее, респектабельнее, мощнее. Но это увеличение не стало губительным для сложившейся среды. Современный объект не стал диссонансным в общей картине, поскольку ощущается он пространственно отодвинутым в глубину.

Человек – мера архитектуры. Любая объемно – пространственная структура должна быть соразмерной человеку с его психофизиологией и психологией восприятия. Известный афоризм: «человек – мера архитектуры» имеет несколько содержательных уровней, но наибольшее значение имеют геометрические и физические параметры человеческого тела. Понимание величины формы и соотнесение с ее членениями происходит с помощью своеобразной шкалы, носителем которой является сам человек. Каждый без труда отличит взрослого от ребенка и определяющим в этой ситуации сравнения будет пропорциональный строй, который у взрослого один, а у ребенка совсем другой. Человек измеряет действительность той же мерой, что и себя. Большая форма (взрослый человек) имеет много членений, и они мелкие (масштаб мелкий). Малая форма (ребенок) имеет мало членений, но они крупные (масштаб крупный). Применение человеческой метафоры в масштабных отношениях заключается именно в том, что степень крупности формы согласуется с образом, которому эта форма соответствует. У каждой формы своя роль, функция, статус. Это проявляется в первую очередь во внешнем виде. Например, если ребенок будет одет как взрослый или наоборот, взрослый получит показатели детских членений, то это будет восприниматься в лучшем случае игрой, иронией.

Масштаб – композиционное средство формы. Масштаб, как композиционное средство, применяется целенаправленно для создания необходимого образного соответствия. Степень крупности архитектурной формы по отношению к человеку и к окружающей среде, определяемая понятиями «масштаб» и «масштабность», приобретает в этих отношениях информационный, композиционно – эстетический, оценочный смысл. Значит, масштабное выражение архитектурных форм не аналогично созданию впечатления только о действительной или иллюзорной величине объема или пространства. Оно является одним из композиционных средств «управления» архитектурной формой, когда необходимо воплотить архитектурный замысел. Например, формы древнегреческих сооружений не были крупными по абсолютной величине, но выглядели монументальными. Древнеримская архитектура была значительной по величине, и это подчеркивалось, еще более усиливалось композиционными средствами. В эпоху раннего барокко, наоборот, композиция сооружения грандиозного по размерам (собор св. Петра) основана на схеме относительно небольшого сооружения, что приближает его к человеку.

Можно выявить три основных информационно-эстетических эффекта от восприятия масштабных членений. Это правильный масштаб, когда принятые членения соответствуют размеру сооружения. Противоречие между величиной формы и характером членений создает утрированный масштаб (преувеличенный или приуменьшенный), используемый для выявления тех композиционных качеств, которые содержит архитектурный замысел.

Правдивый архитектурный масштаб создается функционально необходимыми элементами и деталями сооружения. Большую роль играют и непосредственные «указатели масштаба» - элементы и части здания, о которых человек имеет прочно сложившиеся представления. Многие из них связаны с физическими размерами человека. Дверные проемы, ступени лестниц, перила, высота этажа, шаг опор, ряды кладки, толщина бревен, традиционные архитектурные детали, членения переплетов окон и дверей и др. помогают отчетливо представить себе размер сооружения или архитектурного пространства и оценить на основании отношения элементов друг к другу степень значимости масштаба.

Когда небольшой по размерам объект необходимо наделить чертами крупного сооружения, то получается ощущение здания крупного по форме, но мелкого по масштабу. Приуменьшенный масштаб делает объект крупнее, чем он есть на самом деле, но композиционно отводит его на второй план. Этот композиционный прием лучше всего работает при условии визуальной неопределимости создаваемой иллюзии. Комплекс «Ласточкино гнездо» в Крыму представляет собой идеальную ситуацию, в которой применяется приуменьшенный масштаб с целью придания ощущения объекта большого по размеру, выразительного, величественного. В качестве членений были использованы типологические детали, членения, материал. Опровергнуть создаваемую иллюзию можно только при наличии элементов для сравнения. Таких элементов в ближайшем окружении нет.

Пример часовни в городской среде использует тот же композиционный прием, используя членения крупного культового сооружения. Однако, окружающая объект среда обнаруживает несоответствие членений размеру формы. Зрительно на должное расстояние отодвинуть не дает фон, имеющий крупные членения. Приуменьшенный масштаб создает впечатление модели, макета. Объект зрительно воспринимается в другом качестве. Он становится монументом, а не архитектурой.

Преувеличенный масштаб позволяет объекту выглядеть композиционно главным, но делает его меньше по величине, чем есть на самом деле. Если зданию придать систему членений и пластических деталей меньшей архитектурной формы, то его масштаб укрупняется, делая объект более заметным, значительным и монументальным. Выигрывая в композиционном звучании, объект проигрывает в том, что он кажется меньше по размерам. Это может оказаться не соответствующим рангу объекта, образному статусу, уровню респектабельности.

Если разные по величине здания получают одинаковые членения и деталировку, то масштаб их будет различен и малый объект будет визуально меньше, чем есть на самом деле. Правильно выбранные по размеру членения большого объекта, будучи примененными к малому без изменений, делают вполне крупный объем тактичным по отношению к окружающей ситуации, а малый - практически незаметным. Такой прием позволил в условиях тесноты сохранить ощущение пространства между ним и существующим историческим объектом.

В среде развивающегося города с течением времени изначально заложенный масштаб здания может измениться, когда меняется назначение сооружения или его окружение, нарушается цепочка масштабных связей. Существует три формы масштабных связей, создающих архитектурный масштаб: отношение элементов к целому и друг к другу; отношение здания к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения; отношение величины здания и его элементов к человеку. Совокупность этих связей создает гармоничный масштабный строй сооружения. При нарушении хотя бы одного условия здание окажется немасштабным.

Основное масштабное выражение здания является результатом соподчинения всех элементов масштабного строя и один тип масштаба (значительный, обыкновенный или камерный) является господствующим в здании. Доминирующее значение масштаба главных элементов обеспечивает целостность композиции.

Изменяющаяся городская среда требует применения основных принципов построения масштабной шкалы доминантного сооружения. Это неопределимость величины целого и его элементов, когда зритель не имеет основы для правильного восприятия масштаба сооружения или архитектурного пространства. Возможно изменение привычных форм и их неузнаваемость, но в том или другом случае необходимо соблюдать одно условие - соразмерность человеку ближайшей зоны восприятия.

Масштабность - показатель психологического комфорта. Членения определяют масштаб по определению. Композиционное решение формы, средством которой он является, также можно представить как «гармоничное сочетание крупного, среднего и мелкого». Использование традиционных композиционных приемов выявления масштабности, изучение, систематизация и осмысление объективного эффекта работы их в современных эмоционально-типологических условиях становится сейчас особенно актуальным. Создается впечатление, что стремясь к новому, доселе неизвестному, новаторы решили многое упразднить. Композиционные стереотипы, нормы и правила прежних стилей и, том числе, вопросы масштабной согласованности элементов среды подверглись некоторой ревизии или полному их отрицанию.

Основные устремления авторов направлены на использование новых, техногенных стилистических направлений. Яркий эклектизм стал основным подходом к пространственному моделированию среды. Создается сценарий индивидуальных предпочтений, рассчитанный на такую же индивидуальную реакцию человека с его восприятием и интерпретацией. В этом отражены позиции всех разновидностей постмодернизма. Приуменьшение или полное отрицание общих глубоких смыслов, наличие ярких высказываний и различий, что влечет за собой дискретность впечатлений и усиление ассоциативного мышления зрителя.

Архитектурная форма предстает как условный знак без смыслового контекста, который человеку необходим и неразрывно связан с его сознанием. Не принимаются во внимание ощущения правдивости и органичности формы, присущие человеку как части естественного мира. И сам человек не рассматривается, как субъект. Он становится частью искусственного мира с некоторым структурным текстом, упрощенно моделирующим природные организмы. Без человека как части космоса, нет и масштабности, которая с ним соотносится, нет пропорций человеческого тела, нет тектоники, иерархии, системы, координатной ориентации и телесности. В основу берется отсутствие порядка, хаос, событийность, «игра».

Вопросы эстетики стали решаться без участия целесообразности. Самые яркие, и может быть очень убедительные, эстетические установки не могут исключить осознания архитектурного пространства как пространства, создаваемого для реализации определенного вида жизнедеятельности человека. Любая объемно-пространственная структура должна быть соразмерна человеку с его геометрическими и физическими параметрами тела, с его психофизиологией и психологией восприятия. Ожидаемое образное соответствие не может быть достигнуто без необходимого соотношения частей и целого.

Определение средового композиционного целого и является в сложившейся ситуации основной проблемой. После чего возможно применение средств «управления» формой для воплощения архитектурного замысла. Сложная средовая ситуация требует построения необходимой масштабной шкалы, соразмерности человеку определенной зоны восприятия. В любой, самой гармоничной системе пропорций носителем масштабной шкалы, источником основного размерного модуля будет человек. Формальные характеристики модуля не принципиальны. Это делает возможным новые теоретические модели развития пространственных структур рассмотреть в условиях природной архитектоники, в соотнесении с традиционной метафорой человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: