Общая методология научного творчества




Содержание

 

Введение 6

1 Общая методология научного творчества 8

1.1 Изучение как основная форма научно-технической работы 8

1.2 Общая схема хода исследования и научно-технической разработки 9

1.3 Использование методов научного познания 11

1.4 Применение логических законов и правил 14

2 Подготовка к написанию дипломной работы и накопление научно-технической информации 21

2.1 Выбор темы 21

2.2 Составление индивидуального и рабочего планов 23

2.3 Изучение литературы и отбор фактического материала 25

3 Общие сведения и процедуры 30

3.1 Тематика индивидуальных и комплексных дипломных проектов 30

3.2 Порядок закрепления тем дипломных проектов. Задание на дипломное проектирование 32

3.3 Руководство дипломным проектированием 33

3.4 Последовательность работы и научная организация труда при выполнении дипломного проекта 34

3.5 Контроль за работой студента. Представление дипломного проекта к защите в государственной аттестационной комиссии 35

3.5.1 Периодический контроль 35

3.5.2 Предварительная защита 35

3.5.3 Окончательный контроль 36

3.6 Организация защиты дипломных проектов 37

3.7 Объём и содержание дипломного проекта 39

3.7.1 Пояснительная записка 39

3.7.2 Графические материалы 40

4 Требования к структурным элементам расчетно-пояснительной записки 42

4.1 Титульный лист 42

4.2 Задание на дипломное проектирование 42

4.3 Аннотация 42

4.4 Содержание 43

4.5 Введение 43

4.6 Обзор литературы и постановка задачи 43

4.7 Основная часть 44

4.7.1 Дипломный проект с развитой конструкторской частью 44

4.7.2 Дипломный проект с развитой технологической частью 45

4.7.3 Дипломный проект с развитой научно-исследовательской частью 47

4.8 Организационно-экономический раздел 51

4.9 Раздел охраны труда, техники безопасности и экологии 51

4.10 Заключение 52

5 Правила оформления расчётно-пояснительной записки 53

5.1 Расположение текстового материала на листах 53

5.2 Нумерация разделов 54

5.3 Перечисления 54

5.4 Заголовки 55

5.5 Порядок изложения расчетов 55

5.6 Нумерация страниц 56

5.7 Изложение текста 56

5.8 Терминология 57

5.9 Сокращения 58

5.10 Условные обозначения 58

5.11 Обозначение единиц физических величин 58

5.12 Написание формул 60

5.13 Примечания 60

5.14 Ссылки 61

5.15 Цитаты 62

5.16 Собственные имена и наименования 63

5.17 Переносы текста 64

5.18 Ограничения 65

5.19 Оформление иллюстраций и приложений 65

5.20 Построение таблиц 67

5.20.1 Нумерация 68

5.20.2 Заголовки и подзаголовки 68

5.20.3 Размещение 68

5.20.4 Обозначение единицы физической величины 70

5.20.5 Предельные отклонения 71

5.20.6 Повторения 72

5.21 Сноски 75

5.22 Примеры 75

5.23 Выполнение диаграмм 75

5.23.1 Оси координат 76

5.23.2 Масштабы, шкалы и координатная сетка 78

5.23.3 Линии и точки 78

5.23.4 Обозначение величин 79

5.24 Список использованных источников 79

6 Оформление графических документов дипломного проекта 83

6.1 Требования к оформлению чертежей и неэлектрических схем 83

6.1.1 Виды чертежей и схем 83

6.1.2 Форматы чертежей 83

6.1.3 Основная надпись 87

6.1.4 иллюстрационные плакаты 90

6.1.5 Технические требования к изделию 90

6.1.6 Виды схем и общие требования к их выполнению 91

6.1.7 Правила изображения изделий 93

6.2 Требования к оформлению электрических схем 93

6.2.1 Термины и определения 93

6.2.2 Типы электрических схем 94

6.2.3 Графические обозначения 94

6.2.4 Линии на схемах 95

6.2.5 Текстовые данные, надписи на схеме 97

6.2.6 Структурная схема (Э1) 97

6.2.7 Функциональная схема (Э2) 99

6.2.8 Принципиальная схема (Э3) 100

Приложение А 107

Приложение Б 108

Приложение В 112

Приложение Г 114

Приложение Д 116

 


Введение

 

 

Дипломный проект – специальная форма научно-технического произведения, имеющего квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и присвоения квалификации инженера.

Такая работа готовится единолично. В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых для публичной защиты. Как произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку, технику, производство.

Новые решения, предложенные автором проекта, должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. В дипломном проекте, имеющем прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, а в работах, имеющих расчетно-теоретическое значение - рекомендации по использованию выводов.

Дипломный проект должен давать информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания, детально описывая методику исследования и разработок. Полнота информации должна находить свое отражение и в том, чтобы приводить наиболее детализированный фактический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели, а также примеры реализации.

Основой содержания проекта должен быть материал, включающий описание фактов, явлений и закономерностей, а также обобщение ранее известных сведений с других позиций или в новом аспекте. В этой связи такой материал может содержать вопросы, связанные с пересмотром существующих взглядов и представлений. Содержание проекта желательно чтобы отвечало требованиям новизны, оригинальности, уникальности и неповторимости приводимых положений.

Форма изложения дипломного проекта должна характеризоваться применением математического аппарата и средств логического мышления, а также аргументированностью суждений и точностью приводимых данных. Ориентируясь на профессоров и доцентов – членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК), профессиональная подготовка которых является высокой, дипломник должен включать в текст имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (формулы, графики, диаграммы, схемы, таблицы, латинские обозначения и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки и техники», который понятен только специалистам. Языково-стилистическое оформление материала должно определяться особенностями научно-технического стиля речи, главной чертой которого является объективность, вытекающая из специфики научного познания.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инженеров в процессе которого формируются и закрепляются теоретические знания студентов, приобретается опыт самостоятельного решения практических задач, а в итоге обеспечивается требуемая степень подготовленности студентов к инженерной деятельности и руководству трудовым коллективом.

Цель дипломного проектирования вытекает из его двойственного характера: с одной стороны, период дипломного проектирования - наиболее активный этап обучения в техническом ВУЗе; с другой стороны, дипломный проект - это показатель инженерной зрелости, свидетельствующий о готовности дипломника к выполнению задач, которые встанут перед ним на производстве.

В соответствии с этой целью в процессе дипломного проектирования решаются в комплексе следующие задачи:

- расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний для решения конкретных задач;

- развитие и закрепление навыков ведения самостоятельной работы, технического творчества и овладение методикой теоретико-экспериментального исследования при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем и вопросов;

- выяснение профессиональной подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, развивающегося на основе научно-технического прогресса;

- определение степени социальной и психологической подготовленности молодого инженера к деятельности по организации и управлению трудовым коллективом.

Дипломный проект является выпускной квалификационной работой, на основе которой ГАК решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера. Поэтому, ЗА ПРИНЯТЫЕ В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ РЕШЕНИЯ И ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬ ВСЕХ ДАННЫХ ОТВЕЧАЕТ СТУДЕНТ-АВТОР ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

Руководитель дипломного проекта должен подвергать всестороннему разбору и критике принятые дипломником решения, но не давать указаний, как решается тот или иной вопрос. Это противоречило бы смыслу дипломного проекта, как самостоятельной работы.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, выполняющих дипломный проект по специальностям 120100 - «Технологии машиностроения», 190100 - «Приборостроение» и 171400 - «Газодинамические импульсные устройства».

 


 

Общая методология научного творчества

 

 

Для начинающих исследователей и разработчиков научно-технического творчества весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие дипломный проект как квалификационную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научно-технического творчества. Как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей и разработчиков на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов методологического характера. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: