Лягушка-голиаф под угрозой вымирания




Способы получения и переработки информации

Работа с книгой. Это один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными ис­точниками является наиболее важным средством овладения буду­щей специальностью.

Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращать­ся с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

 

Лист самооценки учебных умений

 

№ п/п Компоненты учебной деятельности          
  На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал          
  Умею читать схемы, графики, таблицы          
  Умею выступать на семинарах, и аргументировано защищать свои позиции          
  Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме          
  Умею составлять аннотации          
  Умею составлять назывной план по любому информационному тексту          
  Умею конспектировать статьи, книги          
  Умею составлять тезисы          
  Умею использовать и оформлять цитаты          
  Умею составлять рецензию на прочитанный текст          
  Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты          
  Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)          

 

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому ад­ресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), оп­ределиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в кни­ге). Изучение оглавления (содержания) – это уже более деталь­ное ознакомление со структурой книги, логикой изложения ма­териала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск от­ветов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от це­лей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки поня­тий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, которому обучаются по специальным ме­тодикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:

фиксирующее, или регистрирующее, –читается весь текст вни­мательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения ос­новного содержания книги;

разъяснительное – по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непо­нятные места;

критическое – предполагает анализ, оценку источника, сопо­ставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

творческое – на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183–184].

Задание

Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими вида­ми чтения.

При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.

1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Жела­тельно иметь под рукой справочники и словари.

2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью ав­тора и вести записи. Запись – лучшая опора для памяти.

3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить.

4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему новому она вас научила.

5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний.

6. Следует по возможности связывать содержание книги с соб­ственным жизненным опытом.

7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попы­таться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям [13, с. 112–113].

Для будущего педагога важно также читать периодическую пе­дагогическую литературу. Представление о педагогической перио­дике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора прохо­дит в несколько этапов.

Первый этап

Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить об­зор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентяб­ря», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководи­тель» и др.).

Второй этап

Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; по­стоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.

Третий этап

Определить, какую помощь может оказать это издание в про­цессе профессиональной подготовки и в практической деятель­ности.

Четвертый этап

Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурс­ники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть раз­ными: составление аннотации, простого или сложного плана ин­формационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефера­тов.

Аннотирование. Аннотация – краткая характеристика печатно­го издания (или его части) с точки зрения содержания, назначе­ния, формы и других особенностей. Аннотация включает сведе­ния о содержании произведений печати, его авторе и достоин­ствах работы, носит пояснительный или рекомендательный ха­рактер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и пробле­матики, дает представление об объекте, цели работы и ее резуль­тате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведе­ние печати в сравнении с другими, родственными ему по темати­ке и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем ан­нотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация пред­ставляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.

Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению ан­нотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, которые также называют описательны­ми или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критичес­кой оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оцен­ку ее пригодности для определенной категории читателей, с уче­том уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специа­лизированные.

Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об ис­следуемой области.

Специализированные аннотации представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является ана­литическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справоч­ный характер.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотиро­ванных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163–166].

Задание

Прочитайте аннотации. Определите их вид. Аргументируйте свой ответ.

Орлов А. А. Введение в профессиональную деятельность: Практикум по педагогике. – М., 2003. – 240 с.

Содержание и методический аппарат практикума ориентированы на включение студентов в продуктивную самостоятельную работу с целью раз­вития мотивов и умений учения, формирования профессиональной направ­ленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этичес­ких позиций, а также стимулирования потребности в профессиональном са­мообразовании и самовоспитании. Представлена система индивидуализи­рованных заданий, выполнение которых позволит студентам самим выбирать направления, формы и темпы продвижения в изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

Для студентов первого курса высших педагогических учебных заведе­ний и работающих с ними преподавателей.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образова­ние за рубежом: История и современность. – М., 2003. – 240 с.

В пособии представлены современные системы общественного воспи­тания за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризована постановка дошкольного образова­ния в разных странах – США, Великобритании, Ирландии, Франции, Гер­мании, Китае, Японии и др. Материал пособия дан в проблемном изложе­нии – с точки зрения возможного использования зарубежного опыта в оте­чественной педагогике.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошколь­ного образования», «Педагогика и методика начального образования».

Задания

1. Прочтите аннотацию следующей книги.

 

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования пе­дагога: Пособие/Под ред. Ю.М.Забродина. – М., 1994. – 344 с.

В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрактикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомен­дации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личност­ных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в оп­ределении уровня сформированности самообразовательной и педагогичес­кой деятельности.

Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слу­шателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.

 

2. Ответьте на вопросы:

 

Получили ли вы общее представление о книге?

Содержится ли в аннотации основная идея книги?

Может ли эта книга быть вам полезна? чем?

 

При написании курсовых и дипломных работ могут быть полез­ны справочные аннотации, поскольку они предоставляют инфор­мацию о новейших достижениях в различных областях науки и по­могают экономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адек­ватному извлечению основных положений источника по теме ис­следования и их оформлению в соответствии с требованиями нор­мативных документов.

Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следу­ющие вопросы.

Как называется работа (статья, монография)?

Где и когда напечатана?

Чему посвящена?

Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

Кому она адресована?

В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет биб­лиографическое описание.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты ори­гинала. Основное содержание первоисточника передается лако­нично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).

Задание

Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического жур­нала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннота­цию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в жур­нале (газете)...

Монография вышла в свет в издательстве...

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, ана­лиз, описание – указать чего?)...

Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавлива­ется на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)...; говорится (о чем?)...; дается оценка (анализ, обобщение – че­го?)...; представлена точка зрения (на что?)...; поставлен вопрос (о чем?)...

Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть ис­пользована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...

Составление плана информационного текста. План текста – это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последователь­ность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Уме­ние составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и по­следовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план по­могает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконт­роля.

Удачно составленный план свидетельствует об умении анали­зировать текст, о степени усвоения его содержания.

Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 41]. Каждый из этих планов по-своему фиксирует ин­формативные центры текста.

При составлении вопросного плана использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.).

Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из пред­ложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к рефера­ту»), – назывной, а если действие обозначено глаголом в неопре­деленной форме (например, «Подготовить материал к реферату») – тезисный.

План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опора­ми могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Попо­вой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).

Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смыс­ловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начина­ется другая.

3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.

Формулирование пунктов плана. При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет ка­кой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать.

 


Схема

В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.

Следует помнить, что работа над составлением плана не само­цель, а средство проникновения в содержание текста.

Задание

Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части (абза­цы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абза­цах. Поставьте и запишите вопросы к ним.

Лягушка-голиаф под угрозой вымирания

 

Ее лапы больше мужской ладони, а весом она с домашнюю кошку. Те, кто держал ее в руках, говорят, что физически она ощущается как воздуш­ный шарик, набитый мокрым песком. Лягушка-голиаф живет исключитель­но по берегам рек в глубине тропических лесов Камеруна и Экваториаль­ной Гвинеи. Но эти леса быстро исчезают, грозя унести с собой в небытие и самую большую лягушку на планете. Быть большой непросто. «Рост» и вес (тридцать сантиметров, три килограмма) делают голиафов медлительны­ми, неповоротливыми созданиями. Сделав несколько прыжков, они устают. Из-за своего размера голиафы уже около десяти лет назад стали объектом внимания частных коллекционеров и зоопарков: множество лягушек было поймано и увезено в США, где их выставляли на «соревнования» по прыж­кам (одно время это было в моде), а также пытались разводить в неволе (эти планы потерпели фиаско). В наши дни главные опасности поджидают лягушек у них дома. Районы, где они когда-то находили себе убежище, опу­стошили лесозаготовки. Агрохимикаты, используемые для браконьерской добычи рыбы, отравляют реки. Для голиафа – животного, зависящего от состояния бассейнов десяти центральноафриканских рек, отдыхающего в струях водопадов (вверху) и откладывающего икру в скалистых водоемах, – это экологическая катастрофа. Наконец, по мере того как охотники вслед за лесозаготовками продвигаются глубже в чащи, все больше лягушек отлав­ливают для продажи на местных продуктовых рынках. Местные ресторато­ры платят по пять долларов за большую лягушку. WWF (Всемирный фонд дикой природы) вместе с министерством дикой природы и заповедников Камеруна пытаются сохранить ареал голиафов, сокращающийся каждый год более чем на 80 тысяч гектаров. В начале этого года созданы три заказ­ника в провинции Литораль, на очереди – проект экологического контроля над бассейнами ряда рек. Если природоохранительное законодательство будет претворено в жизнь, это сможет изменить ситуацию [19, с. 6–8].

Задание

Подобрать статью из периодической педагогической печати и про­честь ее. Составить назывной план текста прочитанной статьи.

Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представля­ют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояс-л нениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные ут­верждения или положения, получим то, что называют тезисами.

В толковом словаре дается такое определение.

Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения [15, с. 160].

Иными словами, тезис – это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которо­му он подводит.

Какую помощь оказывают тезисы читателю. Тезисы, как ника­кая другая форма записи, позволяют обобщить материал, пред­ставить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения.

Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разоб­раться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его, соста­вить ответ, объединив с помощью тезисов содержание несколь­ких книг и статей.

Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого ма­териала.

Тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи или доклада. Они акцентируют внимание на сути излагаемого ма­териала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждения­ми автора произведения.

Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет воп­рос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т. е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание на­правлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказы­ваемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание.

Работа над тезисами позволяет глубже проникнуть в читаемый материал. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Одна­ко сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект.

Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категоричес­кие утверждения или отрицания чего-нибудь, называются про­стыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обо­снования высказываемых мыслей, они называются сложными.

Последовательность написания тезисов. Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения за­писать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо про­делать со всеми фрагментами текста.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последне­го тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие.

Задание

Выберите статью из периодической педагогической печати. Со­ставьте назывной план. Используя план как основу, составьте тези­сы. Представьте работу в следующей форме:

 

План Тезисы
   

 

Конспектирование. В русском языке немало слов, корень кото­рых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает нача­ло, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, пре­дельном сокращении, свертывании информации и заключен глав­ный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2].

Конспект –это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;:

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­альными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержа­ние текста. Каковы различия между ними?

 


Различия между тезисами и конспектом

Тезисы Конспект
Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания. В каждом положении заключается одна мысль. Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. Выделяются, «извлекаются» из текста. Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохранения в памяти.   Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.

 

Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой более исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

 

 

Правила конспектирования

• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

• Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

• Выделить информативные центры внимательно прочитанно­го текста.

• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

• Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи­сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например:! – важно; etc – и т.д.; ех – например;? – сомнение, вопрос; NB – важный теоретический материал; PS – приписка, написанная после; s – ново; □ – выучить; и др.

• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­ния и уточнения.

• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Задание

Выберите статью из периодической педагогической печати. Ука­жите ее выходные данные. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте конспект. Представьте работу в следующей форме.

 

План Конспект Поля
     

Цитирование. При составлении конспектов нередко использу­ются цитаты. Цитата –точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста [8, с. 113].

Приведем общие требования к цитате и основные правила ее оформления, а также способы введения цитаты в контекст.

Общие требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).

Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточ­ника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обо­значается многоточием.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отры­вок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ука­занием на источник (библиографическая ссылка).

Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное пред­ложение (после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, включенная в текст после подчинительного союза – что, ибо, если, потому что и т.д., – заключается в кавычки и пи­шется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строч­ной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обяза­тельно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в ис­точнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опу­щенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Очень пере­кликается с нашим временем риторический вопрос Лоринзера: «Кто теперь помнит строгое запрещение молодым людям слишком много читать без отдыха, особенно в ночное время!» Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятель­ным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения. Например: «Народное образование» не ставит точки в своей исто­рии. Одним из девизов юбилейного издания можно считать оптими­стичные слова: «Продолжение следует!».

Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом слу­чае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источ­ник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т.п.).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (не­прямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А. П. Че­хов). А. П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет наци­ональной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор (в частности) пишет: «...»;

Автор подчеркивает: «...»;

Автор указывает: «...»;

«...,– пишет автор, –...»;

«...,– отмечает автор, –...»;

«...,– подчеркивает автор, –...»;

«...,– указывается в работе (статье), –...»;

«...,– отмечается по этому поводу в статье (работе), –...»;

«...,– указывается в этой связи, –...»;

Автор делает следующее замечание: «...»;

Вместе с тем имеется уточнение: «...»;

В итоге делается такой вывод: «...»;

Сделан такой вывод: «...»;

Он заключает: «...»;

В заключение автор пишет: «...» [8, с. 114–116].

Задание

Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагоги­ка». Найдите в ней различные виды цитирования. Обратите внима­ние на способы включения цитат в текст.

Рецензирование. Все рассмотренные виды записей прочитанно­го, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разоб­раться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произ­ведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспекти­рования, тезирования и тем более планирования.

Элементы критической оценки при конспектировании допус­тимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в са­мом тексте, а вне его, на полях тетради.

Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая отно­сится не столько к записыванию прочитанного, сколько к обла­сти критики, выполняет рецензирование.

Рецензия –это:

1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;

2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или какое-либо произведение (например, монографию или учебник) перед их защитой, публикацией.

Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензи­руемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста [15, с. 141].

Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает эти результаты в форме «сплошного», связного изложения. Оце­ночные выводы рецензии должны быть мотивированы и сфор­мулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.

Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышед­шие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах). Основные функции рецензии – информирующая и оце­ночная – могут быть по-разному реализованы. Возможно домини­рование одной из них, что создает варианты и разновидности тек­стов рецензии.

В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь при­знакам (например, по тематическому, хронологическому и т.п.), то она приобретает характер критического обзора.

В литературе сложился типовой план для написания рецензии.

1. Объект анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы [8, с. 230–236].

Объектом оценки могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

- корректность аргументации и системы доказательств;

- характер и достоверность примеров, иллюстративного мате­риала;

- убедительность выводов.

Для написания рецензий используют следующие речевые стан­дарты.

Объект анализа – книга, статья в журнале, кандидатская дис­сертация, автореферат, дипломный проект и т.д. – принято на­зывать: работа автора, рецензируемая работа и т.д.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Автор посвятил свою работу...», «Актуальность темы обусловлена...» и т.д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющих­ся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, ука­зание числа страниц, рисунков,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: